СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ
  1. Введение …………………………...……………………………………….3

  2. Сущность и современные формы предпринимательства в рыночной экономической системе ...…………………..…………………………………….5

2.1. Сущность и цели предпринимательства …………………...…...................5

2.2. Основания классификации предпринимательства ……….………………8

2.3. Функции предпринимательства и принципы его организации …..……11

3. Статистика малого и среднего предпринимательства в России………..14

3.1 Состояние сектора МСП на начало 2013 года…………………………..14

3.2 Характеристика состояния сектора МСП за 2010-2012гг………………15

3.3 Отраслевая структура МСП – юридических лиц………………………..19

4. Заключение …………………………………..……………………...…….23

5. Список литературы ……………………………………......…………..….24

1. Введение.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.

В этой связи рассмотрение становления предпринимательства в нашей стране, а также, его основных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

2.1. Сущность и цели предпринимательства

Движущим фактором поступательного развития экономики всегда выступало предпринимательство. Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является:

  • самостоятельная;

  • осуществляемая на свой риск;

  • направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг деятельность.

  • осуществляемая лицами, зарегистрированными в соответствующем качестве.

Исторически исходным пунктом предпринимательской инициативы (поиска новых возможностей извлечения выгоды) была торговая деятельность, направленная на поиск наиболее привлекательных рынков.

С переходом к индустриальной стадии развития приоритетной сферой предпринимательства становятся отрасли материального производства.

Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а нахождение наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства является условием предпринимательского успеха.

В условиях постиндустриального развития предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, что способствует реализации его инновационной функции, сориентированной на перспективу, стратегические решения. При этом важнейшей задачей предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовать сами условия хозяйствования, правильно оценив перспективу общественного развития. Соответственно, трансформируется цель предпринимательской деятельности: с ориентации на "ближайший" результат — максимизацию прибыли — на обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации, позволяющей успешно сочетать актуальный сегодня дух рационализма, демократизма и социального партнерства.

Таким образом, по мере эволюции предпринимательства изменяется не только экономическая, но и его социальная значимость.

С учетом совокупности факторов — экономических и социальных важным аспектом современного предпринимательства являются условия (или среда) предпринимательства, позволяющие осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность в соответствии с принятыми решениями.

Среда предпринимательства (или условия его развития) включает следующие элементы:

  • экономическую свободу;

  • личную заинтересованность;

  • возможность конкуренции с учетом антимонопольного законодательства;

  • адекватные времени и условиям формы государственного регулирования рыночной экономики, осуществляемые с помощью правовых и других институтов;

  • развитую рыночную инфраструктуру.

Рыночная экономика по своей природе объективно предполагает ориентацию деятельности агентов рынка на прибыль, выступающую как прирост капитала. Прибыль является важнейшей целью, движущим мотивом предпринимательской деятельности.

Но может быть и другое:

  • достижение лидирующего положения в отрасли или на рынке;

  • обеспечение стабильных условий для реализации и развития предпринимательской функции;

  • в отдельных случаях — подвижническая деятельность (социально-экономическая эволюция и др.), вместе с тем она не может составлять всей сути предпринимательства, чаще всего является вспомогательной деятельностью.

Поскольку предпринимательская деятельность является результатом лучшего (инновационного) использования факторов производства, различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться как доходы от предпринимательства.

2.2. Основания классификации предпринимательства

Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям:

1) по масштабам;

2) по характеру деятельности;

3) по категориям.

По масштабам выделяются:

  • индивидуальное предпринимательство (одного человека или его семьи — крестьянское хозяйство, торговая лавка и т. д.);

  • коллективное предпринимательство — инициативным делом занят коллектив (акционерные общества и др.).

По характеру предпринимательской деятельности (ст. 50 ГК РФ) выделяются:

  • коммерческие предприятия — "преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности";

  • некоммерческие организации — "не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками" (ст. 50 ГК РФ).

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (ст. 50, п. 4 ГК РФ).

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Это — важная форма жизнедеятельности общественного организма, с помощью которой решаются многие актуальные социальные проблемы. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В условиях сочетания коммерческой и некоммерческой деятельности некоммерческие организации, соответственно, выполняют двоякую роль: с одной стороны, согласно статусу выполняют ряд работ на бесплатной основе, с другой — в соответствии с предпочтениями потребителей и их пожеланиями ряд услуг (работ) осуществляют за плату.

Характеризуемые формы сочетания платных и бесплатных работ получили в настоящее время широкое распространение в адвокатской деятельности, системах образования, здравоохранения и т. д.

Таким образом, многообразие форм предпринимательства в рыночной экономике, характеризует сложность и комплексность экономической сущности данной категории, а также необходимость системного подхода к ее анализу.

По категориям предприятия можно разделить на несколько групп:

  • Микропредприятия

  • Малые предприятия

  • Средние предприятия

  • Крупные предприятия

Следуя критериям малого и среднего предпринимательства в России, установленных Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007, деление предприятий происходит следующим образом:

1) По предельным значениям средней численности работников;

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Предельные значения средней численности работников

Микропредприятия

от 1 до 15 человек включительно

Малые предприятия

от 16 до 100 человек включительно

Средние предприятия

от 101 до 250 включительно

2) По предельным значениям выручки.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Предельные значения "выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость"

Микропредприятия

120 млн. рублей

Малые предприятия

800 млн. рублей

Средние предприятия

2000 млн. рублей

Категория субъекта крупного предпринимательства определяется в соответствии превышающих по значению этих условий.

2.3. Функции предпринимательства и принципы его организации

Предпринимательство выполняет три основные функции. Первая функция — ресурсная. Предприниматель призван обеспечить производство необходимыми факторами и условиями: средствами производства, работниками, финансами, информацией. Вторая функция — организаторская, необходимо соединить в нужном сочетании факторы производства и направить усилия работников на достижение поставленной цели. Третья функция — творческая, связанная с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними научно-техническими достижениями и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направление предпринимательства — венчурное (рисковое), целью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий. Венчурные операции осуществляются инновационными банками, фирмами, фондами и связаны с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений с высокой степенью риска. Венчурные предприятия — предприятия малого бизнеса в наукоемких отраслях экономики, специализирующиеся в области научных исследований, инженерных разработок, создания и внедрения нововведений. Талантливые изобретатели компьютера «ЭППЛ» Джобе и Возняк создали персональный компьютер в гараже. Начало фирме «Сони-корпорейшн» положила основанная в 1946 г. мастерская по переделке радиоприемников.

Во многих странах предпринимательская деятельность свободна, не ограничивает инициативы и предпринимательской активности. Выступает в форме коммерческого расчета — специфического метода хозяйствования предприятий в рыночных условиях. Его основные принципы:

  • предпринимательская самостоятельность;

  • самоокупаемость и прибыльность;

  • самофинансирование;

  • материальная заинтересованность;

  • Экономическая ответственность.

Принцип предпринимательской свободы имеет очень важное значение, он позволяет сориентировать капитал в предпочтительном с позиций собственника направлении, обеспечить его успешное функционирование.

Логически последующими принципами предпринимательства являются самоокупаемость и прибыльность. Предприниматель, прежде всего, должен окупить произведенные затраты. Но не только. Кроме того, он должен получить прибыль, являющуюся источником его благополучия. В свою очередь, прибыль — источник самофинансирования, предполагающего направление средств на развитие и совершенствование производства, в условиях рыночной экономики финансируемого исключительно собственником.

Принцип материальной заинтересованности предполагает материальную заинтересованность в результатах труда не только непосредственно собственника, но и наемных работников, эффективность деятельности которых с одной стороны, зависит от их материального вознаграждения, с другой — создает продукт, обеспечивающий благополучие собственника.

Принцип экономической ответственности прежде всего распространяется на собственников капитала, которые всем своим состоянием отвечают за результаты хозяйственной деятельности, не исключает разорения неэффективно хозяйствующих владельцев капитала. Вместе с тем по отношению к наемным управляющим выступает не только в экономической, но и организационной форме. К наемным работникам применяются экономические санкции за неэффективный труд.

В свою очередь, государство с помощью налоговой политики осуществляет контроль за результатами деятельности хозяйствующих структур.

Таким образом, предпринимательство выполняет три основные функции: ресурсную, организаторскую и творческую, а основными принципами предпринимательства являются следующие: предпринимательская самостоятельность; самоокупаемость и прибыльность; самофинансирование; материальная заинтересованность; экономическая ответственность.

3.1 Состояние сектора МСП на начало 2013 года

По состоянию на 1 января 2013 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 4,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек.

Таблица 1. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2013г. (по итогам 2012 года).

 

Микро-предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Индивидуальные предприниматели

Все категории МСП

Количество субъектов МСП, тыс. ед.

1760,0

243,0

13,8

2628,9

4645,7

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел.

4248,9

6506,8

1719,5

5644,2

18119,4

Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей

8347,4

15116,3

4110,6

8707,4

36281,7

Источник: Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013; данные ФНС РФ.

3.2 Характеристика состояния сектора МСП за 2010-2012гг

Ситуация в секторе МСП за 2010-2012гг. проиллюстрирована данными опубликованного в декабре 2013 года статистического сборника Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013».

Материалы сборника позволяют оценить общую картину состояния и тенденций в секторе МСП за этот период. Так, количество средних предприятий за 2 года резко уменьшилось - с 25,2 тыс. в 2010 г. до 13,8 тыс. в 2012г. или почти в 2 раза (Таблица 2). Соответственно, снизились показатели занятости и оборота для средних предприятий: занятость на средних предприятиях уменьшилась с 2,4 млн. чел. в 2010г. до 1,7 млн. чел. в 2012г., а оборот средних предприятий снизился с 7 416,2 млрд. руб. в 2010г. до 4 110,6 млрд. руб. в 2012г. Эти изменения показателей для средних предприятий связаны, в первую очередь, с уточнением перечня предприятий с учетом всех критериев отнесения к этой категории. Наиболее сложный критерий - доля в уставном (складочном) капитале (паевом фонде). Иногда этот критерий требует уточнения не только по непосредственным учредителям СП, но и по организациям, создавшим учредителей СП.

Количество малых предприятий, включая микропредприятия, наоборот, за 2 года выросло - с 1,6 млн. предприятий в 2010г. до 2 млн. предприятий в 2012г. (Таблица 2). При этом количество занятых на малых предприятиях увеличилось в 2012г. на 1 млн. человек, по сравнению с 2010г., а показатель оборота МП в 2012г. в 1,2 раза превысил аналогичный показатель в 2010г.

 

Средние предприятия

Малые предприятия

всего

в том числе микропредприятия

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Число предприятий

25,2 тыс.

15,9 тыс.

13,8 тыс.

1,6 млн.

1,8 млн.

2,0 млн.

1,4 млн.

1,6 млн.

1,8 млн.

Среднесписочная численность работников, млн. чел.

2,4

1,9

1,7

9,8

10,4

10,8

3,3

3,9

4,2

Оборот предприятий, млрд. руб.

7 416,20

5 150,40

4 110,60

18 933,80

22 610,20

23 463,70

5 609,20

7 028,30

8 347,40

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.

17 246

19 824

21 537

12 367

15 743

16 711

10 612

12 855

13 898

Таблица 2. Основные показатели деятельности средних ималыхпредприятий (юридических лиц). 2010-2012гг. (на конец года)

Источник: Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013.

На одном среднем предприятии России в 2012г. трудились, в среднем, 127 человек, на малом (с учетом микро-) - 6 человек, на микропредприятии – 3 человека (Таблица 3).

Таблица 3. Средняя численность работников на одном предприятии (чел.). 2010-2012гг. (на конец года)

Средние предприятия

Малые предприятия

Микропредприятия

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

107

129

127

9

6

6

4

3

3

Источник: Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013.

Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей Таблица 5. Численность фактически действующих ИП и численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства, 2010-2012гг. (на конец года)

Численность фактически действующих ИП

Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности

Численность наемных работников

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1,9 млн. чел.

2,5 млн. чел.

2,6 млн. чел.

5,4 млн. чел.

5, 5 млн. чел.

5,6 млн. чел.

2,8 млн. чел.

2,3 млн. чел.

2,2 млн. чел.

Наибольшие изменения за последние годы произошли в сегменте ИП (Таблица 5):

- по итогам сплошного федерального статистического наблюдения за 2010 год численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей составила всего 1914,3 тыс. человек (плюс дополнительно наемных работников 2787,6 тыс. человек: всего занятых в секторе ИП 5385,9 тыс. человек). До проведения сплошного наблюдения считалось, что в России действует более 4 млн. ИП;

- в конце 2012г. – первой половине 2013 г. прошло массовое закрытие ИП, связанное с увеличением в 2,3 раза ставки страхового взноса в ПФР с начала 2013 года (с 14 386 рублей до 32 479 рублей). В Таблице 6 приведены опубликованные данные ФНС по официальному прекращению деятельности и регистрации новых ИП за 2012-2013гг. Можно добавить, что процессы ликвидации и регистрации в этом сегменте всегда были очень активными (в предыдущие годы регистрировалось ежегодно 700-900 тыс. ИП и около 400-600 тыс. официально прекращало деятельность). Однако средний ежегодный прирост был около 200-300 тыс. ИП. И только прошлый, 2013 год, впервые дал отрицательную динамику в 106 349 ИП.

Таблица 6. Данные Федеральной налоговой службы по регистрации и официальному прекращению деятельности ИП за 2012-2013гг.

ИП

В течение 2013г.

В течение 2012г.

прекратили деятельность

965 089

735 028

(из них 557 704 до 01 мая 2013)

(из них 277 565 в течение октября-декабря 2012)

Начали деятельность

472 087

578 436

В 2010-2012гг. картина в сегменте ИП была совсем иной. По данным статистического сборника «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013», количество фактически действующих ИП с 2010 до 2012г. выросло в 1,4 раза - с 1,9 млн. в 2010 г. до 2,6 млн. в 2012 г. (Таблица 5). При этом выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ИП увеличилась за 2 года почти вдвое – с 4,7 трлн. руб. в 2010 г. до 8,7 трлн. руб. в 2012 г. (Таблица 7).

Источник: Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013.

Таблица 7. Объем выручки (с учетом налогов) от продажи товаров, продукции, работ, услуг ИП. 2010-2012 гг. (на конец года)
 

Млрд. руб.

2010

2011

2012

Всего

4 671,20

8 057,20

8 707,40

Источник: Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013. 3.3 Отраслевая структура МСП – юридических лиц

Отраслевая структура МСП – юридических лиц – представлена на диаграмме 1. В 2012г. наибольшую долю в общем количестве малых и средних предприятий – юридических лиц - почти 40% - составляли предприятия в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий. Второй по величине сегмент - 20% - это предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Третий по величине сегмент - 11% - предприятия, занимающиеся строительством. Почти 10% всех малых и средних предприятий – предприятия обрабатывающих производств.

Диаграмма 1. Число предприятий по видам экономической деятельности в 2012 г. (на конец года; %)

4. Заключение

Из вышесказанного можно отметить, что в России на данный момент актуальным считается малое предпринимательство. До 2010 года было востребовано и среднее предпринимательство, но его показатели по трудоустройству и прибыли уменьшились почти в 2 раза. На данный момент малое предпринимательство занимает более приоритетную позицию чем среднее и индивидуальное, т.к. оно самое трудоустраиваемое и прибыльное, при меньшем штате работников. Индивидуальное предпринимательство, как показала статистика зависит от размера ставки страхового взноса в ПФР, тем самым уступая малому предпринимательству. Так можно сделать вывод что в сегодняшних реалиях самым окупаемым и прибыльным будет малое предпринимательство после которого следует индивидуальное, а потом среднее.

5. Список литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

3. Качканов, В.П. Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории». Том 1 / Под ред. д.э.н. К.А. Хубиева - М.: ТЕИС, 2006.

4. Качканов, В.П. Крупный и малый бизнес: перспективы взаимоотношений в форме франчайзинга / Ломоносов 2005: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2005.

5. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013.

26

Просмотров работы: 2562