РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Волкова И.А. 1
1Магнитогорский Государственный Технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности. Одним из основных видов детской деятельности выступает игра. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем.

Как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки.

Особый интерес в рамках нашего научного исследования представляет развитие коммуникативных навыков. Для рассмотрения значения коммуникативных навыков в формировании личности дошкольников необходимо определиться с понятием «навыки». Под термином «навыки» мы понимаем автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные навыки, на наш взгляд, отождествляются с навыками общения [1, с. 5].

Мы можем согласиться с теми исследователями, которые считают, что коммуникативные навыки детей среднего дошкольного возраста – это, прежде всего, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, а также развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи [1, с. 5].

В связи с этим, мы обобщили авторские подходы (В.В. Гербова, М.И. Лисина, М.В. Ильяшенко) и описали последовательные действия, необходимые для развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

На первом этапе обучения ребенка привлекают к пониманию необходимости формирования эффективных коммуникативных навыков, воспитания культуры общения. Особое внимание уделяется созданию специальных ситуаций, в которых дети учатся вести диалог со взрослым и сверстником, развитию коммуникативных способностей.

На втором этапе основное внимание уделяется развитию собственно коммуникативных способностей через формирование умений детей использовать в специально созданных ситуациях слов речевого этикета, употребления разнообразной лексики, содержательно связанной с ситуацией.

На третьем этапе главное внимание уделяется играм – драматизациям, в которых закрепляется умение вести диалог в разных ситуациях, развитие коммуникативных способностей через рисование, сочинение рассказов, отражающих эмоциональное и культурное (или наоборот) поведение героев [1, с. 25].

Кроме того, мы пришли к выводу, что для развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, которые являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми [1, с. 18].

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий [4, с. 49].

Смысл игры для дошкольника 4–5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в овладении навыками сюжетно-ролевой игры. Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной-двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других [3, с. 194].

Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться между собой, распределять роли. Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры.

В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений. В качестве примера сюжетно-ролевой игры можно представить игру «Дотронься...». Цель данной игры – развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центре складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого предмета – водит. Пояснение: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться друг с другом, находить общий язык [1, с. 35].

Кроме того, в игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности в общении.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!» [1, с. 15].

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста. В частности, игры позволяют дошкольникам корректировать возникающие проблемы и трудности в общении. В развитом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность среднего дошкольного возраста. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание, речь. То есть сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных навыков и умений.

Список литературы

  1. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.

  2. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.

  3. Санникова Л.Н., Терякова А.В. К проблеме профилактики и преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 194–197.

  4. Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра четырех-пяти лет: особенности организации // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 10. – С. 48–55.

 

5

 

Просмотров работы: 3466