1. На этапе развития начальных аффективных и соматовегетативных реакций и совладающих действийу детей с нарушениями речевого развития.
2. На этапе формирования дисфункциональных вариантов адаптации и устойчивых психопатологических изменений.
3. На этапе исчезновения внешнего нарушения, но при сохраняющихся или даже усугубляющихся нарушениях личностного функционирования.
В литературе описаны следующие варианты проведения арт-терапии при психоэмоциональных нарушениях у детей с нарушениями речевого развития, связанные с разными сроками и этапами оказания помощи.
На этапе развития начальных аффективных и соматовегетативных реакций и совладающих действий применяются:
- неотложное кризисное вмешательство, осуществляемое в форме индивидуального консультирования родителей детей с нарушениями речи;
- кризисное вмешательство и последующая поддержка.
2. На этапе формирования дисфункциональных вариантов адаптации и устойчивых психопатологических изменений, но при сохраняющихся или даже усугубляющихся нарушениях личностного функционирования наиболее показаны такие формы оказания арт-терапевтической помощи, как:
- индивидуальная, преимущественно динамически-ориентированная или клиент-центрированная недирективная арт-терапия со средними или длительными сроками реабилитации детей с нарушениями речевого развития;
- разные формы групповой арт-терапии и тренинга (студийные, тематические и динамические группы).
Длительность восстановительной арт-терапии зависит, помимо прочего, от выраженности клинических проявлений, а также глубины и устойчивости психоэмоциональных нарушений у детей с нарушениями речи.
Важно отметить, что арт-терапия используется не только для профилактики, но и для реабилитации после возникновения психоэмоциональных нарушений у детей с нарушениями речевого развития. Это связано с тем, что она придаёт ребенку с ОНР, принимающему в ней непосредственное участие, уверенность в своих способностях, возвращает ощущение самоценности, помогает при нарастающих нарушениях сна, уменьшает стресс и фрустрацию, повышает адаптивные способности.
Изотерапия для детей с нарушениями речевого развития – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем психоэмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - арт-педагогический метод, с помощью которого можно реабилитировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.
Особенностью изотерапии в работе с детьми с ОНР является то, что изотерапия используется для создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное реабилитационное, а также коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.
Музыкотерапия в работе с детьми с нарушениями речевого развития. Музыкальная арт-терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Она основа на способности музыки регулировать и развивать психоэмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т.д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют педагогу дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.
Средства музыкальной арт-терапии способствуют гармонизации детей с нарушениями речевого развития с природной и социальной средой. Причины этого в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него - своей неповторимой индивидуальности.
Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги. Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма.
Занятия с детьми с ОНР по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного психоэмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания педагог в беседе (анализе произведения) с детьми выясняет, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать словами, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей с нарушениями речевого развития.
Слушание музыки применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной.
Рецептивное восприятие музыки основано на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки психоэмоционального напряжения.
I. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, во-первых, как катализатора эмоциональных процессов, во-вторых, как музыкального фона во время рисования, а в-третьих, как средства релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процесс работы.
II. Активная работа с образами музыки включает в себя:
1) упражнения на самосознание через музыку (описание психоэмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
2) свободный танец под музыку, который дает возможность самовыражения, двигательного раскрепощения;
3) зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
4) музыкальные зарисовки – индивидуальные импровизации на какую-либо тему («Мое состояние», например). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;
5) диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
6) «живую музыку», когда одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах (например, колыбельную – то решительно, то испуганно, то радостно и т.д.).
Цель восприятия музыки: гармонизация личности ребенка с нарушениями речевого развития, восстановление и реабилитация его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.
Задачи:
- регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка с нарушениями речевого развития;
- снятие психоэмоционального возбуждения;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- формирование оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения;
- развитие общения со сверстниками;
- развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;
- выход из психотравмирующей ребенка с нарушениями речевого развития ситуации посредством восприятия музыки;
- моделирование положительного состояния (катарсиса).
Игровая терапия в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития.Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств реабилитации у детей с нарушениями речевого развития.
Выделяют несколько видов игровой терапии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия.
В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А.В. Захарова, М.И. Чистяковой, М.Э. Вайнер, Г.А. Широковой, Л. Костиной.
Игротерапия является ведущим средством профилактики и реабилитации детей с ОНРблагодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового реабилитационного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.
Сказкотерапия в работе с детьми с нарушениями речевого развития. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с ОНР, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.
Сказка для ребёнка нарушениями речевого развития – особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребёнком форме.
Когда ребёнок слушает сказку, он соединяет с образами сказки свой жизненный опыт, относящийся сразу к нескольким уровням. Именно это проецирование эмоций и переживаний в сюжет, привязка личного опыта к стандартным образам сказки обеспечивает глубокий эффект воздействия сказочных сюжетов на личность, душу ребёнка с нарушениями речевого развития.
Многие специалисты в области сказкотерапии отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным реабилитационным, психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством, что дает возможность эффективно использовать этот метод в работе с детьми сОНР.
Другие методы терапии в работе с детьми с нарушениями речевого развития.
Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ОНР дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.
Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе с детьми с ОНР. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.
Кинезетерапия. Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивается воображение.
Таким образом, изучив литературу, в которой описываются методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с нарушениями речевого развития, можно сделать следующий вывод - арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов реабилитационной работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в психоэмоциональном, личностном развитии детей с ОНР.
Литература
Абабков В.А. Выбор психотерапии: анализ литературы // Журнал неврологии и психиатрии. 2006. - Том 106, №11. - С.72-75.
Арт-терапия новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М., 2006.
Боронска Т. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. - СПб., 2000. - С. 121-135.
Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания // Психическое здоровье. - 2009. - №3. - С. 72-78.
Лотман Ю.М. Об искусстве в работе с дошкольниками. - СПб., 2008.
Никольская И.М. Арттерапия терапия изобразительным искусством // Учебник «Детская психиатрия» / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - СПб., 2005.