КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время нарушение осанки в любой возрастной группе, и в особенности у детей, является одной из самых распространенных патологий со стороны опорно-двигательного аппарата.

Так, например, из более 1,5 млн. российских детей, страдающих различными нарушениями осанки, по данным Федеральной службы государственной статистики насчитывается около 300 тысяч детей до 14 лет страдающих сколиотической болезнью.

Все это свидетельствует о том, что реабилитация детей с данной патологией имеет чрезвычайное значение, так как структурные патологические изменения позвоночника приводят не только к деформации грудной клетки и таза, но и к морфофункциональным изменениям внутренних органов, что в свою очередь ведет к прогрессирующему ухудшению физического развития.

Данная проблема побудила нас к проведению научно-исследовательской работы, где объектом исследования явился процесс реабилитации детей младшего школьного возраста, страдающих сколиотической болезнью I- II степени.

Предметом исследования нами были выбранысредства и методы, применяемые в адаптивной физической культуре. Нашей целью являлосьвыявление эффективности воздействия выбранных средств и методов комплексной реабилитации на больных со сколиотической болезнью.

Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:

- на основании литературных данных изучить наиболее эффективные средства и методы комплексной реабилитации при сколиотической болезни;

- разработать программу комплексной реабилитации, адаптированную

к детям младшего школьного возраста, страдающих сколиотической

болезнью;

- экспериментально проверить эффективность программы комплексной реабилитации для детей со сколиотической болезнью.

Для выполнения цели и задач исследования было проведено исследование физического развития, функционального состояния и измерение дуги искривления позвоночного столба 14 детей.

Экспериментальной площадкой нашего исследования явилась МОУ СОШ №66 г. Иваново. Для проведения сравнительного эксперимента нам были предоставлены 2 группы учеников 2-3 классов по 7 человек в каждой. В обеих группах находились дети, страдающие сколиотичеой болезньюI- II степени. Одна группа у нас была экспериментальной, другая контрольной. Контрольная группа проходила реабилитацию по стандартной программе, а экспериментальная по программе разработанной нами. В обеих группах были проведены измерения скоростных, силовых способностей, общей выносливости, гибкости и координации. Кроме того, была проведена диагностика детей, в ходе которой был установлен средний показатель искривления позвоночного столба, который составил 6,8°. Для измерения угла искривления мы использовали метод Фергюсона-Риссера. При использовании метода Фергюсона-Риссера выявляют три точки дуги искривления: две, соответствующие центрам нейтральных позвонков, и третью в центре позвонка, расположенного на вершине дуги искривления. В этих трех позвонках находят геометрический центр точек, проводя биссектрисы углов тел позвонков. Затем эти центры точек соединяют между собой последовательно двумя ровными линиями: центр точек верхнего нейтрального с верхушечным, а затем центр точек верхушечного с центром нижнего нейтрального. При этом образуется разностный угол, который и характеризует величину дуги искривления.

Эксперимент проводился в течение 5 месяцев, с сентября 2015 года по январь 2016 года и состоял из трех этапов:

1этап – сентябрь 2015 года включал в себя подготовку к эксперименту. На данном этапе было получено разрешение на проведении эксперимента у директора общеобразовательного учреждения и родителей учащихся, проведен анализ научно-методической литературы, разработан и уточнен план работы, проанализированы медицинские карты. Также были сняты показатели угла искривления позвоночного столба, дана первичная оценка функциональным возможностям. Начаты занятия адаптивной физической культурой .

2 этап – с 1октября - по 30 ноября 2015 года нами было проведено промежуточное исследование показателей физического развития и физической работоспособности и была дана их оценка. Проведены беседы с медицинским персоналом учреждения, с родителями и их детьми о влиянии адаптивной физической культуры на состояние детей со сколиотической болезнью.

3 этап – с декабря – по январь 2016 года нами было проведено заключительное исследование и дана оценка функциональным возможностям организма детей.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

  2. Антропометрические измерения;

  3. Методы математической статистики;

  4. Клинические: анализ истории болезни.

В процессе исследования анализировались и обобщались данные научно-методической литературы о строении и функции позвоночного столба в норме и сколиотической болезни, особенности физического развития детей с искривлением позвоночника. А также задачи, принципы и особенности методики реабилитационных мероприятий для детей со сколиозом I и II степени. Всё это позволило получить наиболее полное представление о состоянии изучаемого вопроса и как следствие этого поставить цели и определить задачи исследования.

Тест скоростных качеств - бег на дистанцию 30 и 60 м. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. На­правление бега должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Время фикси­руется секундомером.

Тест на определение скоростно силовых качеств - прыжок в длину с места. Ученик прыгает, отталкиваясь двумя но­гами с сильным взмахом руками вперед-вверх и приземляется на обе ноги. Измеряется результат между линией от­талкивания и отпечатком ног при приземлении (по пяткам) в см. Засчитывается лучшая из двух попыток.

Тест на определение силы. В первую очередь выполняются следующие измерения. 1. Количество подтягиваний на перекладине. 2. Динамометрия ручная - измерение сил (в кг) правой и левой кисти с помощью ручного динамометра в положении стоя. Не разрешается делать резких движе­ний, сгибать и разгибать руку. Засчитывается лучшая из двух попыток.

В начале курса лечения лечебная физическая культура проводилась в разгрузочных для позвоночника положениях. Наиболее оптимальными разгрузочными положениями для позвоночника считаются следующие: лежа на спине, на животе, на боку со стороны выпуклости позвоночника, подложив под бок на уровне искривления валик, стоя на четвереньках.

Плавание являлось дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функцию мышц и тем самым облегчить коррекцию позвоночника. Лечебное плавание предусматривало скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне, как с опорой, так и без нее. Оно организовывалось в форме групповых занятий 2-3 раза в неделю продолжительностью 35 минут. Занятия плаванием способствовали формированию навыков правильной осанки, улучшению функции органов кровообращения, дыхания и нервной системы, способствовали закаливанию организма.

Курс массажа включал в себя 20 занятий продолжительностью от 20 до 50 минут. Использовались приемы растирания, разминания, вибрации и сотрясающие приемы.

Также использовались такие методы физиотерапии как электрофорез и ультразвук. Курс включил в себя по 10 приемов.

Выводы.

Мы изучили средства и методы физической реабилитации детей со сколиотической болезнью. Нами была разработана программа комплексной реабилитации, включающая лечебную физическую культуру, физиотерапию, массаж и плавание, после чего мы оценили проделанную работу путем сравнения начальных данных с полученными результатами в ходе исследования. Заметно снизился угол искривления позвоночника в экспериментальной группе, также он снизился и в контрольной группе. До эксперимента угол искривления в экспериментальной группе составлял 6,8 градусов, после – 5,8 градусов. В контрольной группе угол искривления позвоночника до реабилитации составлял 6,1 градус, после проведения реабилитационных мероприятий – 5,5 градусов. Также у детей повысились скоростные, силовые способности, общая выносливость и гибкость. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что разработанная нами программа физической реабилитации детей со сколиотической болезнью эффективна.

В результате проведенной научно-исследовательской работы мы пришли к выводу, что физическая реабилитация является одним из самых результативных подходов в лечении и коррекции детей страдающих сколиотической болезнью. Она стимулирует коррекцию опорно-двигательного аппарата, снижает искривление и приостанавливает его дальнейшее развитие; вместе с тем способствует укреплению мышечного корсета и оказывает общетонизирующее действие на весь организм в целом.

Однако физическая реабилитация должна реализовываться в комплексе с другими методами, такими например, как массаж, плавание, физиотерапия. Все коррекционные мероприятия должны проводиться специалистами, с учетом тяжести заболевания, состояния организма и других особенностей и при строгом соблюдении всех правил и ограничений.

Список литературы.

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей института физической культуры

2. Белякова Р.Н., Овчаров В.С. Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы.-Мн.: Полымя

3. Готовцев П.И. Лечебная физическая культура и массаж

4. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура

5. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии

6. Лукомский И.В. Физиотерапия. Лечебная физическая культура. Массаж

7. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для ИФК/ Под ред. В.П. Правосудова

8. Попов С.В. Валеология в школе и дома

9. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. Учебное пособие: ГЭОТАР-Медиа, 2006

10. Попов С.Н. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004

Просмотров работы: 933