ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Расстройства памяти у умственно отсталых лиц объясняется слабо­стью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающее недостаточную концентрированность очагов возбуж­дения, приводит к тому, что воспроизведение запечатленного матери­ала также неточное. Забывчивость - проявление истощаемости и тормозимости коры головного мозга.

Нарушения непосредственной памяти у умственно отсталых детей проявляются в том, что они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и уме­ниями на практике (Замский X. С.). Замедленность и непрочность про­цесса запоминания сказывается, прежде всего, в том, что программу четырех классов общеобразовательной школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Для усвоения нового материала, на­пример таблицы умножения, отсталым детям требуется значительно большее число повторений, чем нормальным.

Таким образом, основными нарушениями памяти являются замед­ленный темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспро­изведения.

Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в том, что первоначальное хорошее запоминание сменяется нарушени­ем воспроизведения, а затем происходит частичное воспроизведение. Причиной таких динамических расстройств памяти могут быть резидуальные органические поражения головного мозга или эмоциональ­ная неустойчивость, приводящая к недифференцированному воспри­ятию и нарушению удержания материала. У умственно отсталых детей эпизодическая «забывчивость» — явление нередкое.

Нарушение опосредованной памяти, связанной с мыслительными операциями, наблюдается у всех умственно отсталых лиц. Оно объяс­няется неэффективностью процесса переработки и отбора подлежа­щих запоминанию впечатлений, что тесно связано с опосредствован­ным характером запоминания (Леонтьев А. Н.). Во время использова­ния метода пиктограмм (Лурия А. Р.) у умственно отсталых испытуемых основное затруднение — интеллектуальная операция по установлению общности в рисунке и в запоминаемом слове. Они не могут выделить существенные признаки запоминаемого слова, хотят отобразить все детали и потому не запечатлевают их в рисунке. По мере обучения опос­редованное запоминание становится лучше, подростки постепенно овладевают его приемами (Занков Л. В.). Умственно отсталые лица, как правило, плохо понимая материал, лучше запоминают внешние при­знаки предметов в их случайных сочетаниях.

Нарушение мотивационного компонента памяти у умственно от­сталых индивидов сказывается в том, что при отсутствии личностного отношения к окружающему миру они запоминают лишь то, что счита­ют нужным. Они, в отличие от нормы, лучше воспроизводят по памя­ти завершенные действия. Умственно отсталые лица не способны це­ленаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала, поэтому преднамеренное запоминание у них вызывает трудности и не облегчает задачу (Дульнев Г. М., Пинский Б. И.). Они не умеют припоминать заученный материал, не вы­деляют из смежных представлений именно то, которое нужно.

Расстройства эйдетической памяти - т. е. затруднения в воспроиз­ведении следов воспринятого без проникновения в его содержание, без понимания и без возможности рассказать его своими словами, встре­чается среди умственно отсталых детей чаще, чем среди нормальных учеников.

Память умственно отсталых детей и подростков, таким образом, от­личается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой за­бывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивос­тью, плохим припоминанием. Наиболее неразвитым оказывается ло­гическое опосредованное запоминание. Механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно за­печатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызы­вают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.

Память является очень чувствительным индикатором при различных мозговых нарушениях. Особенности памяти умственно отсталых детей следующие: они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У них наблюдается непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Умственно отсталым детям малодоступны опосредствованные приемы запоминания. Учащиеся младших классов не умеют пользоваться приемами опосредствованного, то есть осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах, то есть по мере обучения, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

Список используемой литературы:

  1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18

  2. Исаев Д. Н.Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.: Речь, 2003. — 391 с.

  3. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)

  4. Рубинштейн С. Я.Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с

  5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

Просмотров работы: 1661