РОЛЬ ВНИМАНИЯ В БОКСЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ВНИМАНИЯ В БОКСЕ

Григораш Ф.О. 1, Сунцов С.А. 1, Манжуло И.А. 1
1САФУ СГИПН
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный спортивный поединок в боксе предъявляет высочайшие требования к спортсменам, заставляя их проявлять волю, свойства характера позволяющие добиться победы, физические качества. Не менее высокие требования предъявляются также и к когнитивной сфере спортсменов, к быстроте анализа боевой ситуации, скорости принятия решения. Это невозможно без оптимальной концентрации внимания спортсменов в условиях спортивной борьбы.

К сожалению, в современной научной литературе данные о роли внимания в спорте, а в особенности в боксе, крайне не значительны. Поэтому обзор литературных источников посвящённых данной проблеме является актуальным.

В настоящее время внимание определяют как оптимальную организацию сознания, проявляющуюся в его направленности и сосредоточенности. Исходя из уровня внимательности, судят об уровне организованности сознания.

Некоторые авторы определяют внимание как самостоятельный психический процесс, в то время как другие — всего лишь как условие для протекания психических процессов. Одни сопоставляют внимание с волей, сознанием, другие — с физиологическими факторами, такими как активация головного мозга. Так в психофизио­логических исследованиях М. Познера, сочетавшего использование эксперименталь­ных парадигм когнитивной психологии с нейровизуализационными методами исследования активности мозга, было показано, что реализация произвольных (эндоген­ных) и непроизвольных (экзогенных) форм внимания обеспечивается различными взаимодействующими между собой мозговыми регуляторными системами - передней и задней. Основным источником эндогенных форм внима­ния, направляемых инструкцией или внутренними побуж­дениями, являются лобные ассоциативные отделы мозга. Экзогенное внимание, непроизвольно привлекаемое внешними сигналами, связано с активацией теменных зон коры. Как произвольное, так и непроизвольное внимание реализуются при участии глубинных структур мозга - та­ламуса, базальных ганглиев и ретикулярной формации ствола мозга [1,5,6].

Патология внимания изучалась советским психологом А.Р. Лурия. Его исследования показали, что повреждение глубоких отделов мозга (верхнего ствола, стенок третьего желудочка, лимбической системы) ведёт к нарушениям непроизвольного внимания. Произвольное внимание страдает у пациентов с поражением лобных долей мозга (особенно его медиальных отделов) [4]. Таким образом, внимание является чувствительным индикатором поражения мозговых структур и в таких видах спорта, сопряжённых с ударными воздействиями, как бокс, исследование показателей свойств внимания может использоваться в диагностических целях.

Сунцов С. А. в своём исследовании указывает, что показатели концентрации и распределения внимания у подростков, занимающихся спортивными единоборствами выше показателей детей, не занимающихся спортом. Автор приходит к выводу, что систематические спортивные тренировки положительно сказываются не только на физических качествах боксёра, но и на свойствах его внимания [7].

Противоречивые результаты были получены польскими исследователями (Piotr Lesiakowski et al). Авторы приходят к выводу, что результаты показателей внимания взрослых боксёров-любителей и не спортсменов не имеют статистически достоверных различий, что говорит о незначительной роли спортивной деятельности в развитии свойств внимания [8].

Противоречивость результатов может объясняться различиями в возрасте и спортивном опыте обследуемых. Эксперименты указанных авторов включали в себя задания далёкие от их спортивной деятельности (варианты корректурных проб и компьютерные задания). Если предположить, что система внимания человека адаптируется к роду деятельности, специализируется, то рост показателей свойств внимания в специализированных заданиях может не сопровождаться ростом показателей в других заданиях (например, в корректурных пробах). В этой области может не происходить положительного переноса из одной сферы деятельности спортсмена в другую.

Исследования внимания в условиях соревновательной деятельности спортсменов в другой области – скалолазание, показали, что в период соревнований у детей 12-13 лет наблюдаются временные дефекты селективности, сужение объемов произвольного внимания, нарушения процессов концентрации, распределения и переключения внимания. Автор связывает эти изменения с соревновательным стрессовым состоянием, поскольку деятельность нервной и эндокринной систем неотделимы друг от друга, стресс оказывает непосредственное влияние на деятельность головного мозга, в том числе на продуктивность когнитивных функций. Отмечается, что указанные нарушения носят функциональный характер и поддаются редукции в первой декаде постсоревновательного периода [2].

Таким образом, диагностика свойств внимания может являться полезным инструментом для первичного обнаружения повреждений головного мозга боксёров (физиологического субстрата внимания), требующих дальнейшего медицинского обследования. Вместе с тем, разрозненность и противоречивость данных различных исследователей говорит о том, что внимание, как и сознание, в настоящий момент остаётся неразрешённой загадкой психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания Психология внимания. Хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2005. Сер. Хрестоматия по психологии.

  2. Гант Е. Е. Особенности продуктивности когнитивных функций у детей среднего школьного возраста в условиях соревновательной и пост соревновательной деятельности. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы. Издательство Харьковского областного отделения национального олимпийского комитета Украины. 2011. № 6. С. 17 – 21.

  3. Зимкина А.М., Климова-Черкасова В.И. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. / Л., «Медицина», 1978, 280 с.

  4. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии.-СПб.: Питер, 2004.-320 с. С. 189-192.

  5. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребёнка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: НПО «Модэк», 2009.- 432 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2002.

  7. Сунцов С.А. Характеристика свойств внимания спортсменов-единоборцев 12 лет. / Вестник С(А)ФУ. Серия: Естественные науки. № 2. 2013. С. 96-101.

  8. Piotr Lesiakowski, Teresa Zwierko, Justyna Krzepota. Visuospatial attentional functioning in amateur boxers / Journal of Combat Sports and Martial Arts © MEDSPORTPRESS, 2013; 2(2); Vol. 4, 141-144

4

Просмотров работы: 690