ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Мухамадеева А.Д. 1, Фролова Н.В. 1
1ФГ БОУ ВПО МГТУ им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Вместе с тем на сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях находится большое число детей с речевыми нарушениями, требующими комплексного коррекционно-логопедического воздействия. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция данных нарушений, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи.

Современная система коррекционно-логопедической работы с дошкольниками напрямую связана с ведущими тенденциями модернизации дошкольной ступени целостной системы общего образования в России. Одним из направлений данной модернизации является оптимизация взаимодействия с родителями воспитанников, которые, согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В связи с этим, одним из важнейших принципов коррекционной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Роль родителей в социализации детей с особыми нуждами велика: процесс семейного воспитания более естествен, чем в образовательной организации; ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия, он активнее проявляет свою индивидуальность.

Анализ исследований российских учёных (Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Н. Ф. Виноградова, О. Л. Зверева, М. В. Иванова, Т. А. Куликова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей [1]. Понятие «взаимодействия с семьей» не следует отождествлять с понятием «работа с родителями», поскольку второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками коррекционного процесса для достижения единой цели, но и обязательный контроль и обратную связь; при этом контроль должен быть опосредованным и ненавязчивым.

Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия. Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для самих родителей. К традиционным формам и методам работы можно отнести: анкетирование, открытые занятия, консультации, родительские собрания, домашние задания.

Вместе с тем следует отметить, что традиционные формы работы с родителями не совсем удобны, так как требуют значительного времени для ознакомления с ними, которым родители не всегда располагают. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. В связи с этим мы предлагаем к рассмотрению нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения.

1. Помощь в организации домашних игротек заключается в ознакомлении родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, способствующими развитию речи ребенка. В такие игры родители могут играть с ребенком в любое удобное для них время («На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку») [2].

2. Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, в чем требуется активизировать домашнюю работу. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.

3. Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

4. Индивидуальные практикумы, на которых совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях, обучаются приемам формирования звукопроизношения [3].

5. Праздники и развлечения, для участия в которых привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

6. Выпуск газет для родителей, в которых освещаются события группы, даются практические советы родителям.

7. Организация выставок, на которых представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома совместно с родителями.

8. Сочинения родителей на тему «Мой ребенок». Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию.

9. Выпуск журнала для родителей, посвященного проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д. [4].

Преимущество нетрадиционных форм взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой специалистов и родителей на совместную коррекционную работу. Родители будут уверены в том, что педагоги помогут в решении проблем и максимально учтут мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Логопед постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье [2].

Следует отметить, что только при большом желании и целеустремленности родители могут овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с речевыми нарушениями и создать условия для его эффективного речевого, психического и личностного развития.

Список использованных источников:

  1. Лалаева, Р. И. и др. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, В. И. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 382 с.

  2. Вотинова, Е. М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ / Е. М. Вотинова // Логопедия сегодня. – 2011. – № 4. – С.70-74.

  3. Коротаева И. А. Формы сотрудничества логопеда и родителей / И. А. Коротаева // Логопедия. – 2010. – № 2. – С. 81-84.

  4. Гаркуша, Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Н. Ф. Гаркуша. – М.: Инфра-М, 2000. – 365 с.

Просмотров работы: 984