РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Кияшко А.М. 1
1РГПУ им А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Развитие туристического бизнеса в России»

РГПУ им А.И. Герцена, институт экономики и управления, факультет экономики, магистрант 2 курса Кияшко А.М.

«The development of tourist business in Russia»

Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg, Institute of Economics and Management , Faculty of Economics , undergraduate 2 course Kiyashko A.M.

Развитие туристического бизнеса в России

История образования туристического бизнеса в мире

Туризм подвержен влиянию факторов сезонности, как следствия периодического изменения климатических условий в течение года. В высоких широтах - это наступление холодных периодов, в тропических и экваториальных - сезона дождей или чрезмерной жары.

Различаются высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. По всем признакам жителям стран с относительно холодной зимой свойственно стремление отдыхать летом и преимущественно в туристских центрах с более теплым климатом. Курорты Средиземноморья имеют сезонный пик туристской загрузки в летние месяцы. Курорты Персидского залива, Красного моря, Таиланд и др. страны Юго-Восточной Азии привлекательны в зимние месяцы, когда климат более мягкий и менее жаркий.

Большая часть континентов расположена в северном полушарии и можно утверждать, что там проживает значительная часть населения Земли. В странах, расположенных в южном полушарии, климатические изменения противоположны. С определенных позиций это достаточно удобно. Состоятельные туристы стран европейского и североамериканского континентов могут зимой посетить туристские центры Южной Америки, Южной Африки или Австралии, где наступает теплый сезон.

Каждый курорт или туристский центр обладает характерными притягательными признаками для туризма в зависимости от климатических особенностей данной местности и собственно вида туризма. Так, Санкт-Петербург во Флориде на берегу Мексиканского залива может быть отнесен к категории всесезонных пляжных курортов, а Санкт-Петербург российский имеет пик сезона в мае - июне, т.е. наибольшей продолжительности светового дня, именуемый «Белые ночи». Адекватно в Индии и на Кубе неблагоприятными считаются периоды муссонных дождей. Горнолыжные альпийские и иные курорты также имеют свои благоприятные периоды для активного занятия спортом и развлечений. Для сафари с охотой важен разрешенный сезон для отстрела определенных видов животных.

Сезонность загрузки курорта или туристского центра отражается на изменении тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий сезон возникает перегрузка туристских центров, цены существенно повышаются, бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. Наоборот, в низкий сезон, когда активность посещения туристами туристских центров заметно снижается, цены на туристские услуги и услуги размещения низкие.

Однако кроме природно-климатических признаков и явлений на загрузку мест традиционного туристского посещения влияют общенациональные и религиозные праздники, каникулы, крупные зрелищные и спортивные мероприятия. Так, для значительной части населения (до 26 %), принадлежащей к христианству, важен праздник Рождества Христова. Рождество, Новый год и Пасха признаются национальными праздниками в большинстве государств Европы и Америки. Устраиваются недельные Рождественские каникулы, празднуется Новый год, работа на большинстве предприятий прекращается, все устремляются на отдых в туристские центры. Интенсивность туристских потоков возрастает многократно. Загрузка предприятий сферы туризма и туристской индустрии, а также торговли на этот короткий период кратковременно существенно возрастает. Предприятия сферы обслуживания на этот период дополнительно нанимают большое количество персонала. Период кратковременной туристской активности генерирует высокие цены на туристские услуги.

В конце ХХ века туризм стал глобально интернациональным. Наибольшее оживление в турбизнесе наблюдалось в конце 1999 - начале 2000г., когда христиане отмечали Рождество, некоторые побывали на Святой Земле. Все высшие лица христианских конфессий собрались в Рождественскую неделю в Израиле, посетив Лазарет, Вифлеем, Иерусалим и другие памятные места, где расположены христианские святыни. Организация юбилейных торжеств сопровождалось большим количеством разного рода зрелищных мероприятий, привлекающих огромное количество туристов. Достаточно отметить, что многие руководители государств и главы правительств посетили в это время Израиль. Среди таких туристов была и чета Ельциных.

Огромное количество туристов привлекло празднование рубежа тысячелетий. Так, французское правительство объявило обширную программу торжеств, посвященных этой круглой дате. К ней были приурочены парады, концерты, фестивали, лотереи и выставки.

В германском Ганновере открылась всемирная выставка EXPO - 2000. На нее прибыло не менее 20 млн. гостей.

Этапы развития туризма в России

Томас Кук, баптистский пастор, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1843 г. устроил первый железнодорожный тур для своей паствы. Успех сопутствовал пастору. И в 1851 г. он привёз 165 тыс. англичан со всех провинций страны на международную выставку в Париж. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук стал организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже и в 1855 г. В 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов. Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение туристам. Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 г. стали 500 тыс. англичан.

Томас Кук, баптистский пастор, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1843 г. устроил первый железнодорожный тур для своей паствы. Успех сопутствовал пастору. В 1857 г. в Лондоне возникло первое мини-объединение любителей путешествий в горах - Английский Альпийский клуб. Вслед за Английским в 1862 г. появляются Австрийский горный клуб и Клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х годов 19 в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в США. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвящённые горам и путешествиям в них.

В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе. Во второй половине 19 - начале 20 веков национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, горных районах Швейцарии.

Что касается зарождения туризма в России, большинство исследователей считают началом организованного туризма 1777 г. - год издания в Москве Веньямином Геншем «планов предпринимаемого путешествия в чужие края». Генш, содержатель пансиона в Москве, более 20 лет занимался воспитанием молодёжи. Он организовывал поездки небольшой группы молодых дворян в европейские университеты с образовательной целью.

Наряду с поездками за границу организовывались внутренние пешие путешествия по стране. Так, 1876 г. группа студентов совершила первый дальний поход по горному Крыму. Первые туристские организации в России возникли на Кавказе. В 1877 г. в Тифлисе при кавказском обществе естествознании, впервые возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, тем не менее, его членами было организовано ряд путешествий по горам и долинам Кавказа и издание сборника статей о флоре и фауне Кавказа и Закавказья. Впоследствии Кавказ становится объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце 19 в. здесь строятся шоссейные и железные дороги. В Тифлисе, Баку, Ереване, Владикавказе, Батуми открываются гостиницы. В истоках рек строятся бревенчатые домики для ночлега путешественников.

В 1888 г. в Тифлисе был издан «Путеводитель по Кавказу» с рисунками и картой. В нём давалось описание 9 маршрутов с указанием главных населённых пунктов, городов, достопримечательностей. В этот период в России появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885 г. в Питере открывается предприятие Леопольда Липсона. В рекламе фирмы сообщалось: «За относительно незначительную сумму контора принимает на себя все заботы о духовном и телесном благосостоянии участников путешествия».

В конце 19 в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район - Крым. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря. К этому времени Крым стал известен и своим лечебным климатом, что и сделало его наиболее посещаемым районом отдыха в России.

В Ялте в конце 80-х годов 19в. возник «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», много давший развитию туризма и путешествий.

Во второй половине 19 в. в России появляется ряд туристских и экскурсионных обществ. Одним из них было Общество любителей природоведения, члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны.

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский ту ринг-клуб (велосипедное общество). Постепенно Русский ту ринг-клуб превратился в Российское общество туристов. Основными задачами общества являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостинец в разных городах России для приёма туристов, издание журнала «Русский турист», «Дорожнина». Все это оставило заметный след в истории туризма. Общество можно назвать первой организацией с сугубо туристскими целями, приглашавшей посетить, в отличие от горных клубов, не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России, а также другие страны.

В 1901 г. в Москве возникло Русское горное общество с отделениями во Владикавказе, Пятигорске, Сочи. Общество ставило своей задачей содействие развитию путешествий в горах, прежде всего на Кавказе. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостинец.

Первое десятилетие 20 в. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма в приморских районах и на перевалах. Одновременно наблюдается и приток иностранных туристов. В 1911 г. первая иностранная группа прибыла в Гагру из Германии.

Важный вклад в развитие в России поездок за границу внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Образованная в 1908 г., она за 5 лет своей деятельности помогла побывать за рубежом 7217 любителей путешествий. К 1913 г. уже существовали постоянные маршруты в Германию, Швейцарию, Скандинавские страны, Италию, Англию, Японию.

В конце 19 в. - начале 20 в. представителями России были совершены первые кругосветные путешествия. Первое путешествие длительностью 4 года 1 месяц 12 дней совершил рижанин Константин Ренгартен.

Особый след в истории российского туризма оставил и Анисим Панкратов, совершивший путешествие вокруг света на велосипеде.

В начале 20-х годов интерес к туризму стал возрастать. В экскурсии, поездки и путешествия вовлекались тысячи трудящихся. Началось структурное расширение сети туризма и экскурсий. Были созданы отделы ближних и дальних экскурсий при Наркомпроссе, которые курировала Н.К. Крупская. Организацией туризма и экскурсий стали заниматься различные учреждения.

Основные меры по развитию туризма принимались со стороны государства. Создавались материально-техническая база, велась подготовка профессиональных кадров.

Значительная роль в популяризации туризма принадлежала газете «Комсомольская правда». При редакции газеты был создан штаб, являвшийся одним из инициаторов развития массового туризма.

В 1924-1928 гг. руководителями туристско-экскурсионной работы в стране стали профсоюзы, ВЛКСМ и Наркомпросс.

Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать снаряжение.

В 1927 г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов, которое в ходе внеочередной конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ). И в июле 1928 г. оно приступило к практической туристско-экскурсионной работе. С 1929 г. при ОПТ были организованы детские туристско-экскурсионные станции. В 1930 г. произошло слияние акционерного общества «Советский турист» с ОПТ и было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Работа вновь созданного общества была поставлена на государственную основу.

В середине 30-х годов материально-техническая основа туризма настолько окрепла, что его финансовые отчисления в государственный бюджет составили значительные суммы.

В мае 1929 г. создаётся Всесоюзное АО «Интурист». Помимо приёма и обслуживания иностранных делегаций и тур групп, оно организует выезд собственных туристов за рубеж. В 1930-1931 гг. были впервые осуществлены массовые круизные поездки ударников труда первой пятилетки на борту теплоходов «Абхазия» и «Украина» вокруг Европы. Туристы посетили Германию, Италию и Турцию (Англия и Франция не разрешили остановки).

На рубеже первой и второй пятилеток развития народного хозяйства СССР только ОПТЭ предоставило тур услуги около полутора миллионам человек. В значительной мере этот успех был обеспечен удешевлением обслуживания населения.

В апреле 1936 г. Президиум СССР счёл нецелесообразным дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил ликвидировать ОПТЭ.

Всё имущество ОПТЭ передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление - ТЭУ ВЦСПС, на которое возлагалось руководство тур маршрутами, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий.

К этому времени в стране уже сложилась административно-командная система, которой не нужны были самодеятельные общественные организации, объединявшие тысячи людей. Многие виднейшие организаторы туристского движения стали жертвами репрессий.

В годы ВОВ туристско-экскурсионная деятельность была полностью прекращена. Материально-техническая база туризма подверглась разграблению и разрушению.

Лишь в начале 50-х годов в СССР наметилась активизация тур деятельности. Туристические путешествия стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсиям.

В 60-е годы туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13 тыс. маршрутов. В 80-е годы получили развитие маршруты для родителей с детьми. Были организованы специальные маршруты для автотуристов.

Среди местных туристских маршрутов значительное количество составляли путешествия с активным способом передвижения: пешком, на лыжах, гребных судах.

Активно развивались нетрадиционные виды путешествий. Так на Украине был создан первый в стране спелеомаршрут «По пещерам и рекам Тернопольщины», включавший шестидневный поход с посещением пещер.

В 1985 г. в СССР действовало 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе и в других районах. Развивался велосипедный туризм. Были популярны путешествия по озёрам, рекам и морям.

С начала 60-х и до конца 80-х существовало огромное количество туристских маршрутов с использованием железнодорожного транспорта. С этой целью формировались специальные туристско-экскурсионные поезда. В 1986 г. их насчитывалось 2600.

Программа железнодорожных маршрутов составлялась таким образом, чтобы переезды между экскурсионными центрами осуществлялись в ночное время.

Для решения вопросов международного молодёжного обмена в июне 1958г. было создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник», которое занималось не только приёмом групп зарубежной молодёжи и организацией Советского туризма за рубеж, но и внутрисоюзными путешествиями молодёжи.

В 80-е годы массовый характер приобрели авиационные туры - маршруты.

Распад СССР привёл к развалу единой туристско-экскурсионной системы СССР. Начался процесс создания национальных туристических организаций.

После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень количества туристов в регионе с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г. - около 3млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10,3 млн. иностранных гостей. Больше всего в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии-всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4 % всех приездов в страну. Второе место занимала Польша, которая в советский период опережала Финляндию, - 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма -532 тыс. человек. В 1989 году поляки оставляли 3,9 % всех прибывших в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относится критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандартов.

Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли 1/3 всех приезжающих. В этом не малую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением. Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, то есть в 1989-1991 гг. - с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показатели были меньше 1% общего мирового туристского потока. После 1992 г. большую долю численности выехавших из России составляли туристы в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн. человек в среднем, по оценкам экспертов каждый российский турист тратит за время своего путешествия за рубежом более 1,5 долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов.

Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приёму советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно 640,9 , 478,7 , 442,8 и 342,9 тыс. человек.

У Российских туристов популярны такие страны как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм.

Особенно большие потоки Россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым шоп-туризмом, которые в будущей стабилизации рынка потребительских товаров в России естественно претерпит изменения.

Наше время стоит отметить активным ростом онлайн-бронирования. В 1995 году в США начался настоящий бум массового перехода от услуг турфирм на онлайн-бронирование. Затем потребительский спрос быстро перекинулся на Германию, Великобританию, Южную Америку, Китай, Индию и другие страны. На данный момент Россия испытывает кризис туристического бизнеса, поэтому спустя 20 лет российские любители путешествий пристрастились к возможности электронных систем бронирования отелейй, авиабилетов, аренды автомобилей и поиска электронных путеводителей.

Современный туристический бизнес и проблемы его развития в России

В наше время туризм является мощной мировой индустрией. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, то есть выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

Значение туризма, как источника валютных поступлений и расширения международных контактов, постоянно растет.

Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить по следующим показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире составило 25 млн. человек, в 1996г. - 592 млн. человек, а поступления от международного туризма достигли 423 млн. USD. По прогнозам ВТО, к 2010 г. количество поездок составит 937 млн., а поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн. USD.

По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику составляет 10,9% мирового ВВП. К обслуживанию такого количества перемещающихся по всему миру людей привлекается еще большее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии и инфраструктуры туризма. В туризме занято 130 млн. человек (каждый 15-й).

Анализ доходности от туризма приводит к интересным сравнениям. Так, на каждого жителя США приходится в два раза больше туристов, чем на россиянина, а при равных примерно ценах на туристское обслуживание - доходность от туристской отрасли в США в 5 раз выше. Возможно, есть чему поучиться. Из 250 тыс. жителей курорта Санкт-Петербург (Флорида, США) 60 тыс. заняты в сфере туризма и обслуживают 5 млн. туристов ежегодно. Еще более парадоксально это положение в Андорре, где вся страна (50 тыс. жителей) работает на туризм, все жители стелют постели, готовят еду, поют и пляшут с утра до вечера на потребу туристу, продают им товары. Последнее весьма привлекательно для туристов, поскольку Андорра является зоной беспошлинной торговли. Других видов деятельности в карликовой стране, расположенной в узкой горной долине, нет или они не имеют значительного веса в экономике государства.

В большинстве стран есть два выходных. И именно поэтому по статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня weekend holiday (2-3 дня), далее следуют недельные туристические поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12 - дневные туры, все остальные, более длительные туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

Для того чтобы туризм стал массовым явлением и вовлек значительные слои населения, необходим достаток в средствах, позволяющий выделять из семейного бюджета некоторую часть средств на обеспечение отдыха. Как правило, на кратковременный отдых требовалось (и требуется сейчас) значительно больше средств, чем на обычное проживание и режим труда, что связано с расходами на перемещение, проживание в ином месте, питание и развлечение.

Так, российский классик туризма Михаил Михайлович Маринин и Дж. Блейле предлагают вполне понятную формулу развития общества в Европе, способствующую интенсивному развитию туризма в послевоенные годы. В ходе экономического возрождения после Второй мировой войны европейцы пережили сначала волну «Вдоволь поесть», затем - «Нормально одеться», потом - «Свой дом и автомобиль» и, наконец, - «Туристскую волну». За последнее десятилетие определённая часть населения России быстро проходит эти этапы.

Существует прямая связь между тенденциями развития индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.

В практике туристической деятельности различают страны-поставщики туристов и страны, принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и т.д. Ко вторым - Франция, США, Испания, Италия, Венгрия и др. Туристы из наиболее развитых стран мира - США, Германия и Япония - тратят больше средств в заграничных путешествиях, чем туристы из других стран. Эксперты ВТО указывают на то, что существует четкая связь между тенденциями развития туризма и общим состоянием экономики в стране. Динамика путешествий очень чувствительна к тому, находится ли экономика на подъеме или идет спад. Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».

Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом товаров и сырья. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Невидимый экспорт - это доходы от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок.

Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (видимого и невидимого) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть положительным и отрицательным. Все страны мира стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.

Десять стран с положительным сальдо туристского баланса: Испания, Италия, США, Франция, Турция, Мексика, Греция, Португалия, Австрия, Венгрия.

Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает скромное место на международном туристическом рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока.

Десять стран с отрицательным сальдо туристического баланса: Германия, Япония, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия.

Современные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения

Отметим, что последние 20 лет российский туризм ассоциировался, как выездной, однако начиная с 2012 года политика государства стала меняться. На данный момент в стратегических интересах нашей страны возникла необходимость активно развивать внутренний и въездной туризм. Однако, государство сократило бюджет на развитие туризма, причиной послужили глобальные катаклизмы, которые возникли в связи с нестабильной обстановкой в мире, стране, политике и экономике.

Как показало время ситуация на туристическом рынке в России совершенно не стабильна и не предсказуема. Еще в 2014 году глава Ростуризма Олег Сафонов сообщал о том, что оставаясь отраслью экономики, туризм должен взять на себя часть ответственности, направленной на замещение импорта. На тот момент у россиян пользовались популярностью такие направления, как: Турция, Египет, Тунис, Греция, Финляндия, Испания, Италия и Франция. Туристы могли себе позволить так же путевки в экзотические страны, популярностью пользовались направления : Таиланд, Вьетнам, Куба, Индонезия.

С лета 2014 года стало происходить слияние и поглощение туроператоров, более 20 российских туристических компаний приостановили свою работу, попав под проверки контролирующих и силовых структур, это повлекло за собой ряд громких банкротств. Появилась неплатежеспособность компаний. Они понесли огромные убытки, а туристы, в свою очередь, не смогли вовремя получить необходимую услугу. Поэтому многим вообще пришлось отказаться. Первым банкротом оказалась старейшая туристическая компания – петербургская «Нева». Затем крупнейшие фирмы, например «Лабиринт», «Экспо-тур», «Солвекс», «Южный Крест», а чуть позже «Верса». Многим россиянам пришлось отказаться от запланированного и долгожданного отдыха.

После подобных событий в Госдуму был внесен новый законопроект о туризме. Основные поправки состоят из увеличения финансовых гарантий для туроператоров, отправляющих отпускников за границу, с 30 миллионов рублей до 50 миллионов рублей. Помимо этого, чтобы войти в реестр туроператоров, компания должна иметь на счету не меньше 30 миллионов рублей. Поставщики туристических услуг обязаны будут выдавать клиентам на руки все документы, включая ваучеры на размещение и проездные документы, подтверждающие оплату, не позднее, чем за 24 часа до отъезда. Так же, они будут обязаны при покупке тура напомнить потребителю о возможных страховках, которые стоит оформить перед отпуском. Так же в свете последних событий вышли Приказы о приостановке продажи туристических путевок в ряд стран. И Тур агент обязан озвучивать данный список и предупреждать о возможной опасности. Но об этом позже.

Однако отмечу, что Федеральная Ценовая Программа по развитию туризма несмотря на сокращение финансирования со стороны государства значительно набирает обороты. Число участников в 2014 году составляет 18 регионов, а уже в 2015 – 26 регионов. На мой взгляд это ведет к объединению общих усилий и коллаборациям организаций.

Перестройка бизнеса привела к тому, что туристические потоки были переориентированы и спрос на другие страны сократился. Естественно, Ростуризм делал ставку на развитие внутреннего туризма. Поэтому основное внимание было уделено городу Сочи и его окрестностям благодаря Олимпиаде. Данное направление соответствует стандартам современного всесезонного курорта с развитой инфраструктурой, но не гибкой ценовой политикой.

Стали пользоваться популярностью такие туристические направления, как Анапа (150%), Минеральные Воды (+126%), Казань (+50%) и другие.

После присоединения дополнительной территории, а именно Крым, началось активное освоение и привлечение инвестиций. В 2014 году по данным Ростуризма остров посетило 4,1 миллиона туристов. Однако, на сегодняшний день данное направление значительно уступает заграничным тур поездкам. Для оптимизации и долгосрочных положительных показателях необходима взвешенность ценовой политики со стороны российских объектов размещения, транспортных и других структур, связанных с туризмом.

Ростуризм уделил особое внимание на Военно-исторические маршруты. Они пользуются популярностью не только у наших соотечественников, но и у туристов из Китая, США и Германии, ведь именно туристы из этих стран лидеры прибывших туристов на территорию РФ за 2015 год, согласно статистике. Россия славиться своей богатейшей природой и историей. Мы стойкий и сильный народ, поэтому Военно-исторических маршрутов на центральной территории РФ огромное множество. И к 70-ю победы большинство из этих объектов было отреставрировано и стало доступно туристу.

Наряду с памятниками архитектуры, городами-героями, курортными направлениями и паломническими маршрутами в России много красивых и диковинных мест для посещения и освоения, однако развитие инфраструктуры становится слишком дорогостоящим. А для иностранцев, которые готовы к въездному туризму в нашу страну слишком усложнена система получения визы.

А теперь рассмотрим последние политические события, которые привели к ужасным последствиям и закрыли для россиян въездной туризм. Терроризм, ухудшающий межгосударственные отношения оставляет все больше страза и отсутствия ощущения безопасности для населения и последние международные исследования это лишний раз подтверждают. Туристическая отрасль, такая «нервная» и зависимая от геополитических, природных и экономических катаклизмов, становится заложником отягощающейся ситуации в мире. Туроператоры теряют деньги и туристов, раскрученные направления и, за последнее время утрачена уверенность в будущем отрасли. Делать долговременный прогноз сейчас сложно: в любой части мира практически в любую секунду может произойти что угодно, и никто никаких гарантий дать не может, пока тотальное зло не будет уничтожено полностью, 100%.Однако остаются все же страны, где эпидемическое влияние терроризма пока не ощущается.Institute for Economics and Peace и University of Maryland выпустили в свет Глобальный индекс терроризма (The Global Terrorism Index - GTI), который отражает уровень негативного влияния террора на социально-экономическое состояние 162 государств.Согласно этим данным, только 38 стран мира не испытывают тлетворного воздействия терроризма на свою социальную и экономическую жизнь. В том числе: Япония, Монголия, Румыния, Словакия, Южная Корея, Северная Корея, Финляндия, Оман, Вьетнам, Польша, Латвия, Куба, Панама, Уругвай, Сингапур, Туркменистан, Узбекистан, Папуа-Новая Гвинея и другие страны. Портал TRN обратился за комментариями к представителям туристической отрасли России, чтобы собрать мнения и понять, какие выходы видятся им в сложившейся сложной ситуации, и как рынокбудет жить дальше. Коммерческий директор турагентства «Магазин путешествий» Александр Преображенский с сожалением отметил, что российский туризм практически «лежит в руинах».«После запрета авиасообщения с Турцией и Египтом можно с уверенностью сказать, что отрасль не просто пострадала, а лежит в руинах! Нельзя разрушать фундамент и надеяться, что здание не упадёт, либо само быстро перестроится. Я понимаю, что другого пути не осталось и ответ вполне адекватен, но для туризма это ещё один удар. И удар очень сильный! Что будет? Все надежды возлагаются навнутренний туризм, но адекватной замены Турции наши курорты дать не смогут», - эмоционально подчеркивает Александр. По его словам, нет отельной базы, необходимого количества номерного фонда, а также перевозки, инфраструктуры для отдыха, тёплого для круглогодичного отдыха моря и стабильной погоды.«Конечно, выиграют страны Средиземного моря, но это было бы панацеей, будь у нас крепкий средний класс, но его нет. В Турциюездили представители среднего класса, но из числа низшей его части (Low level), эта страна подходила им по ценовому уровню, удовлетворяла их требования к качеству отдыха, помогала почувствовать себя успешными и значимыми. Испания, Греция,Италия – не их страны! Здесь они не получат тех составных частей ментального понимания концепции настоящего (по их стандартам) отдыха. Поэтому, это часть нашего населения, а у нас их большинство, останется дома. Туризм – это не только отдых, но ещё и способобразования, окультуривания людей. Если нашему человеку нечем заняться, он начинает пить! Вот и получим в результате всплеск бытового алкоголизма. – уточняет Александр Преображенский. - Но, вернёмся к отрасли. Что ожидает её? Дальнейшее стагнирование, разорение компаний и, как следствие, – потеря потребителя, который будет отвыкать от традиции путешествия в другие страны. Скорее всего, поездка за границу станет уделом только определённого слоя населения – богатого и космополитичного. Но опасна и другая тенденция. Сколько туркомпаний разорилось за последние пять – шесть лет? Десятки. И среди них достаточно крупные и ведущие операторы. Видим ли мы игроков, пришедших им на смену? Ни одного нового оператора на рынке не появилось! И это показатель. Предприниматели не видят в туристическом бизнесе привлекательных сторон и не желают вкладывать деньги в нашу отрасль».

По словам эксперта, одна из главных тенденций для рынка состоит в том, что число туроператоров будет сокращаться и дальше, а турагентства открываться не будут, поскольку не станет потребителя.«Но рынок то останется! И потенциал его весьма велик. Вот тут на место отечественных компаний придут мощные зарубежные фирмы, имеющие возможность дождаться новых, более хороших времён, которые обязательно наступят. И тогда мы потеряем отечественный туризм, а приобретём отрасль управляемую иностранным капиталом, который, естественно, будет развивать выездной туризм, который ему более выгоден. Круг замкнулся! Нельзя рушить, без поддержки того, кто страдает от этого разрушения. В противном случае, эффект «бумеранга» неизбежен», - заключил эксперт.

Невозможно объективно определить «поведение» рынка туристических услуг исходя из мнения одного эксперта, предложенного мной, однако изучив множество источников, статей и высказываний экспертов, могу сделать вывод, что российский рынок туристических услуг находится в нестабильном положении и необходимы инвестиции в эту отрасль. Российский турист не должен отказываться от поездок за границу, у него должно быть оправданное право выбора, поэтому необходимо обеспечить туристические направления на территории нашей страны по мировым стандартам с доступной ценовой политикой. Однако по словам главы Ростуризма: «Необходимость пляжа и моря - это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение. Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря», когда у самого в собственности 2 дома на Сейшельских островах.

Список Литературы:

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский торговый Дом «Герда», 1999. - 192 с.

2. Гостиничный и туристический бизнес / под ред. проф. А.Д. Чудновского. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998. - 352 с.

3. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999.

4. Азар В.И. Экономика туристского рынка. - М.: ИПК госслужбы, 1998.

5. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Волошин Н.И. Туризм: нормативные правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 1999.

7. Гостиничный и туристический бизнес: Особенности бухучёта и налогообложения. - М.: Финансы и статистика, 1999.

8. Гуляев В.Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. Технология. - М.: Финансы и статистика. - 367 с.

9. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика. - 312 с.

10. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика. - 496 с.

11. Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: отели и рестораны. М.: Экономика. - 207 с.

12. Производственный учет в туристских организациях: Учебное практическое пособие. Керимов В.Э., Сухов Р.А. - М.: ИД «Дашков и Ко». - 99 с.

13. Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять рестораном: Пер. с англ. Эгертон-Томас К. - М.: «Рос консульт», 1999. - 272 с.

14. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика. - 400 с.

21

Просмотров работы: 4897