СОВЕТСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЛАКАТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВЕТСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЛАКАТ

Афанасьева А.М. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Советский революционный плакат

Афанасьева А. М.

Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого

Великий Новгород, Россия

The Soviet revolutionary poster.

Afanaseva A. M.

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

Velikiy Novgorod, Russia

Плакат – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

К особенностям этого жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

В. Н. Дени писал об этом жанре:

«Что есть плакат и какова природа плаката? Говорю в качестве старого плакатиста-солдата. Плакат не есть длинное чтиво, относись к зрителю бережно, учтиво. Плакат должен быть ясен и прост — таков плаката пост. Плакат есть стрела — молния к сознанию зрителя, будь зрителю вроде молниеносного учителя. Взглянул зритель — мыслью объят, вот это и есть плакат!» (В. Н. Дени «Мои мыслишки из записной книжки»)

В России плакат появился в конце 19в. и использовался, в основном, в качестве рекламы. Исключительно высокого уровня развития плакат достиг в годы Гражданской войны 1918-20. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Поэтому очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.

Основная задача, стоявшая перед художниками того нелегкого времени — средствами искусства разоблачать врагов революции, показывать их истинное лицо, их классовую сущность, раскрывать пути, ведущие к торжеству победы.

Первые плакаты молодой Советской республики, появившиеся в начале 1918 года, были небольшого формата, они напоминали увеличенные рисунки дореволюционных журналов и снабжались длинными подписями, разъясняющими смысл изображенного. Вначале использовались привычные для народа формы старинных лубочных картинок. Над такими плакатами много работали в эти годы художники А. Апсит, В. Спасский, Н. Кочергин и другие.

Одним из характерных примеров является плакат Апсита: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д. С. Моора, Маяковского, М. М. Черемных и В. Н. Дени. Каждый из этих художников своими, только ему присущими средствами и приемами создавал агитационные произведения большой выразительной силы.

Телеграммы, приходившие с фронта, за несколько часов превращались в плакаты - знаменитые "Окна РОСТА" (Российское телеграфное агентство). Душой этого дела был Маяковский. Он писал на тексты последних телеграмм стихи и сопровождал их рисунками. Так же активно работал Черемных. За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели "Окна РОСТА", в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях.

Первые «Окна РОСТА» были более похожи на журнальные страницы, чем на плакат. Несколько различных тем с карикатурами и стихами к ним размещались на одном листе. Это было неудобно для восприятия.

Вскоре «Окна» стали более целеустремленными, каждое из них посвящалось только одной теме, которая раскрывалась в нескольких последовательных рисунках с короткими, но острыми стихами под ними.

Одним из основоположников Советского плаката по праву считается Д. С. Моор. Мастер журнального рисунка, книжной иллюстрации, талантливый карикатурист Дмитрий Стахиевич Моор был известен в искусстве еще в дореволюционные годы. Он выступал с карикатурами на злободневные политические темы. Революция открыла перед художником новый путь — путь борца за социализм, путь трибуна и пропагандиста великих идей. Для его ранних работ характерны повествовательность, лубочность, как например, в плакате «Прежде — один с сошкой, семеро с ложкой, теперь — кто не работает, тот не ест», или символизм в плакате «Смерть мировому капиталу», где империализм был изображен в виде чудовища. Именно им созданы известнейшие плакаты «Ты записался добровольцем?», «Врангель еще жив. Добей его без пощады».

Нельзя не упомянуть блестящего мастера революционной сатиры Дени. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей. Художник нередко прибегает к иносказаниям, используя для этого народные поговорки и пословицы. В плакате «Учредительное собрание» зритель видит плывущих в ладье-калоше под рваным парусом депутатов Учредительного собрания. Он невольно смеется, вспоминая при этом поговорку «сесть в калошу», то есть оказаться в нелепом и позорном положении.

Советский революционный плакат является неотъемлемой частью истории нашей страны, с остроумием и оригинальностью он призывал к действиям, выражал настроение народа, в доступной форме помогал понять то, что происходит. Плакат формировал у народа идеологически верные взгляды и мысли. По сей день шедевры Советского плакатного искусства завораживают зрителя и заставляют обратиться к истории родной страны.

Просмотров работы: 1074