Процесс овладения письмом, восприятия речи на слух, умения правильно выразить свою мысль в письменном виде дается детям трудно. Как сделать работу по этой теме более продуктивной, интересной живой, рассматривает В.Ф. Шашкова. Автор предлагает использовать в работе по развитию речи опорные схемы, в результате которой даже слабые дети успешно справляются с написанием диктантов, сочинений и изложений [4].
Практика работы педагогов школы показывает, что учителя проводят различные виды работ по развитию речи учащихся. На уроках, когда пишется коллективное сочинение, используется прием сотворчества – учитель предлагает поработать над созданием текста всем вместе. Коллективное сочинение строится в порядке от первого предложения, затем с учетом первого предложения составляется последующее, и так далее. Методом развития речи, вытекающим из дидактической установки, являются новые способы деятельности обучающихся, их новые умения формируются на основе правил и закономерностей. Это метод конструирования текста, который опирается на закономерности языка.
Данный метод располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений, большинство из которых выполняют подготовительную или вспомогательную функции: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах:
- cловарная работа;
- работа над словосочетанием;
- работа над предложением;
- логическая работа;
- впражнения, опирающиеся на теорию текста.
Данные упражнения на основе конструктивных приемов носят учебный, тренировочный характер.
Все три группы методов лаконично сочетаются в работе обучающихся и учителя, создают базу для развития речи школьников, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики и с социальной деятельностью детей.
Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [3].
Выделяют следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся:
развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся в основном отвечают указанным выше требованиям;
записи по наблюдениям (если ведутся систематически) и др.
Среди видов упражнений значительное место занимают изложения и сочинения, относящиеся к числу творческих приемов развития письменной связной речи обучающихся. Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик рассматривают изложение как сочинение репродуктивного характера, отмечают некоторые особенности, связанные с выбором текста для различных видов изложений, языковым оформлением, его оценкой, а также с ходом проведения уроков обучения изложению. По мнению Т. Г. Рамзаевой, высокохудожественные тексты способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье [2].
Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Оно в школе занимает особое место: ему в известной мере подчинены многие другие упражнения, проводимые на уроках литературного чтения и русского языка.
Материалом для детских сочинений чаще всего служит их жизненный опыт – наблюдения, игры, развлечения, труд, походы, экскурсии. Постепенно в содержание сочинений дети начинают вводить материал, взятый из книг, радиопередач, рассказов учителя. Они учатся соединять, синтезировать свой живой, непосредственный опыт с яркими описаниями и интересными фактами, почерпнутыми из художественной и научно-популярной литературы.
Особое место в методике занимает системный подход Т. Г. Рамзаевой, в основе которого лежит комплекс речевых умений [2]. В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи:
– умение понять и раскрыть тему,
– подчинить свое сочинение определенной мысли;
– собирать материал, его систематизировать, располагать;
– составлять план и писать по плану;
– использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
– совершенствовать написанное [1].
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Разнообразные творческие работы на уроках развития речи в начальной школе направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.
Список литературы:
Климова С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова // Начальная школа. 2012. № 7. С. 243-256.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 2009.
Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Метод. Пособие. - М., 2005.
Шашкова В.Ф. Развитие орфографической зоркости учащихся // Начальная школа. 2002. №8. С. 48 - 50.