ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ

Берлизова Е.С. 1, Рощина Е.В. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Торговля дистанционным способом в Российской Федерации становится все более популярной. Под дистанционным способом продажи товара согласно п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса РФ подразумевается заключение договора розничной купли-продажи без непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при его заключении - всего лишь на основании ознакомления покупателя с описанием товара, который предлагает ему продавец посредством:

- каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков;

- средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.);

- иными способами.

Во-первых, дистанционным способом нельзя продавать алкогольную продукцию, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (например, лекарства, наркотические и психотропные вещества, оружие, табачные изделия).

Во-вторых, продавец, использующий дистанционную схему торговли, обязан:

1) предлагать покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта;

2) сообщать покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов;

3) до заключения договора и в момент доставки предоставлять покупателю определенный объем информации;

4) заключать договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании (поскольку такое предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой);

5) информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом;

6) обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных;

7) передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, доставить товар в место, указанное покупателем в установленный срок, а если место доставки товара покупателем не указано - в место его жительства (если используются услуги третьих лиц (сторонних перевозчиков), об этом тоже необходимо проинформировать покупателя).

В-третьих, продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. А покупатель, соответственно, вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

В-четвертых, важно грамотно оформить бланки заказа. В передаваемом продавцу сообщении покупателя о намерении приобрести товар должны обязательно быть указаны:

- полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца;

- фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

- наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;

- вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;

- обязательства покупателя.

Также важно помнить, что при определенных условиях покупатель имеет право отказаться от товара, произвести возврат товаров ненадлежащего качества или потребовать их замены либо соразмерного уменьшения цены.

Интернет-магазины представляют собой предприятия и организации, осуществляющие торговлю через сеть Интернет. Продажа через интернет-магазины относится к электронной розничной торговле, осуществляемой через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКВЭД - 52.61.2 или код по ОКВЭД2 – 47.91). В настоящее время продажа товаров через Интернет получила широкое распространение. Использование такой возможности существенно сокращает расходы продавцов (не нужно покупать торговые помещения, оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников и т.д.), дает возможность установить доступные цены на реализуемые товары. Несмотря на всю «виртуальность», интернет-магазину необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет.

Продажа товаров дистанционным способом - это продажа по договору купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 2 ст. 497 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», ст. 26.1 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1)).

На сайте интернет-магазина, с которого покупатели будут делать заказ, должна быть представлена информация не только о полном фирменном наименовании продавца и его местонахождении, но и данные о товаре: потребительские свойства, место его изготовления, цена, гарантия, срок годности, условия приобретения, способ оплаты и доставки (п. 2 ст. 26.1 Закона № 2300-1, п. 8 Правил продажи).

При дистанционной торговле перечень расходов отличается от затрат обычных розничных магазинов. Например, отсутствуют расходы на аренду торговых площадей для обслуживания покупателей, но могут арендоваться складские помещения. В штате могут отсутствовать продавцы, но имеется много работников, занятых доставкой товаров. Транспорт может быть как собственным, так и арендованным, в том числе у работников. Значительную долю расходов компаний, занятых интернет-торговлей, занимает реклама, расходы на маркетинговые исследования, доставку, поддержание работы сайта, содержание службы, принимающей заказы (в том числе call-центра), и др.

Денежные средства, попавшие в электронный кошелек продавца, следует отражать на специальном субсчете «Электронные деньги» к счету 55 «Специальные счета в банках». В этом случае денежные средства из электронного кошелька будут отражены в форме бухгалтерского баланса по строке «Денежные средства».

Для учета расчетов с покупателем используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При поступлении денежных средств на расчетный счет интернет-магазина необходимо произвести запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 55 «Специальные счета в банках».

Выручка от реализации товара включается в состав доходов от обычных видов деятельности. При этом производится запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Одновременно продажная стоимость товара списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж». Кроме того, производится сторнировочная запись по дебету счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на сумму торговой наценки, относящейся к проданному товару.

Сумма причитающегося электронной платежной системе (ЭПС) агентского вознаграждения (за вычетом возмещаемого НДС) признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в составе расходов на продажу записью по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При продаже товаров организация обязана распечатывать и выдавать покупателю чек ККТ не ранее чем за пять минут до реального совершения покупки. При дистанционной торговле организация обязана применять ККТ непосредственно в момент оплаты товаров (письмо ФНС России от 10.07.2013 № АС-4-2/12406).

При продаже товаров через интернет-магазин существуют следующие способы расчетов с покупателями:

  • оплата наличными курьеру. Покупатель производит оплату наличными денежными средствами за товар курьеру, который, в свою очередь, выдает чек ККТ;

  • расчеты посредством банковской карты. Продавец должен зарегистрироваться в системе электронных платежей и заключить с обслуживающим банком договор интернет-эквайринга, на основании которого кредитная организация откроет продавцу специальный счет, куда будут поступать денежные средства от покупателей;

  • переводы с использованием ЭПС. Для использования данной системы расчетов, продавец должен зарегистрироваться в выбранной платежной электронной системе (Webmoney, Яндекс Деньги, Rupya, LigPay и т.п.) и заключить посреднический договор с агентством, которое в дальнейшем будет осуществлять перевод электронных денег. Далее продавец размещает на своем сайте информацию для покупателей, о том через какую систему следует производить расчеты за товар;

  • оплата наложенным платежом при доставке товаров по почте. Продавец передает товары в почтовую службу. Денежные средства, которые покупатель вносит в кассу почтового отделения при получении товара, сотрудник почтовой службы оформляет как платеж в адрес продавца товаров. Далее деньги переводятся продавцу в безналичном порядке. Если продавец получает денежный перевод наличными, при его получении он должен оприходовать наличную выручку в общем порядке и отпечатать чек контрольно-кассовой техникой.

Рассмотрим их подробнее.

При оплате наличными, то есть если товары продаются через интернет-магазин за наличный расчет на основании статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», применение ККТ обязательно (письмо Минфина России от 27.09.2013 № 03-01-15/40098).

Обратите внимание: при продаже товаров организация обязана распечатывать и выдавать покупателю чек ККТ не ранее чем за пять минут до реального совершения покупки. При дистанционной торговле организация обязана применять ККТ непосредственно в момент оплаты товаров. За нарушение вышеуказанного порядка предусмотрен штраф на основании ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Для того, чтобы принимать оплату банковской картой организации-продавцу достаточно заключить договор с одним из процессинговых центров, чтобы получить возможность принимать платежи от покупателей, которые расплачиваются банковскими пластиковыми картами.

Основанием для использования услуг по осуществлению электронных платежей является договор интернет-эквайринга, на основании которого банк переводит на расчетный счет организации-клиента определенную часть денежных средств. За осуществление операций банк получает комиссионное вознаграждение. Ежедневно банк направляет продавцу выписку о проведенных за день операциях (отчет о выполненных транзакциях). После получения выписки с суммой оплаченного товара продавец доставляет его покупателю.

Перевод денежных средств регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика.

Следует помнить, чтоуслуги банка-эквайера по проведению расчетов не подлежат налогообложению НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Так как денежные средства поступают на расчетный счет организации более одного дня, в бухгалтерском учете для контроля за движением денег используется счет 57 «Переводы в пути» субсчет «Продажи по платежным картам» в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Расчеты с банком-эквайером можно учитывать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Оплата банковской картой должна отражаться как предоплата. Это необходимо учитывать при исчислении суммы НДС. Не стоит забывать, что услуги банка-эквайера по проведению расчетов не подлежат налогообложению НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, стоимость услуг банка не содержит «входного» НДС.

Рассмотрим особенности оплаты электронными денежными средствами

В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Закона № 161-ФЗ электронные денежные средства - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Наиболее известными электронными платежными системами являются Webmoney, PayCash, CyberPlat, E-gold, E-port и другие. При данном способе расчетов "электронные деньги" находятся в "электронном кошельке".

Особенностью бухгалтерского учета электронных денег является использование счета 55 «Специальные счета в банках». Расчеты с операторами электронных денежных средств можно учитывать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». И, соответственно, денежные средства, поступающие из «кошелька» на расчетный счет организации, будут учитываться на счете 51 «Расчетные счета», дата поступления которых будет отражена в выписке банка.

Сумма причитающегося ЭПС агентского вознаграждения (за вычетом возмещаемого НДС) признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в составе расходов на продажу записью по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Согласно частям 2 и 7 статьи 10 Закона № 161-ФЗ, остаток электронных денежных средств клиента не может превышать 100 тысяч рублей. А остаток электронных денежных средств физлица не может превышать 15 тысяч рублей, если оператором не проведена идентификация клиента в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В случае превышения данной суммы остатка клиента-юридического лица или ИП оператор обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет клиента без его распоряжения (ч. 9 ст. 10 Закона № 161-ФЗ). В случае превышения указанной суммы остатка клиента-физлица оператор не осуществляет перевод, и клиент вправе получить остаток электронных денежных средств (ч. 6 ст. 10 Закона № 161-ФЗ).

Значительную долю расходов компаний, занятых интернет-торговлей, занимает реклама, расходы на маркетинговые исследования, доставку, поддержание работы сайта и содержание службы, принимающей заказы (в том числе call-центра).

Тема бухгалтерского учета в организациях дистанционной розничной торговли помимо рассмотренных в данной статье затрагивает множество интересных вопросов: использование систем налогообложения, учет дополнительных расходов в интернет-торговле, особенности учета возврата товаров, типичные ошибки бухгалтера. Данные перспективные направления будут представлены авторами в следующих научных работах.

10

Просмотров работы: 1042