Все больше политиков, педагогов, представителей здравоохранения, экономистов призывают признать феномен физической культуры, в основе которой лежит двигательная активность, присущая человеку как одна из функций его существования и конечный результат данного вида культуры, выражающийся в оптимизации физического, психического, социального состояния человека.
Права человека в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках государственной политики [1].
В мировой практике развития физической рекреации представляет собой уникальное общественное явление. Феноменом физической рекреации является то, что при минимальной поддержке государства, она успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствуют высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов физической культуры и спорта для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для рекреационной деятельности.
В настоящее время происходит смена типа социально-культурного наследия человека, при котором овладение стилем жизнедеятельности не всегда органично переплетается с жизненным опытом и системой ценностей нескольких предыдущих поколений. Реформирование научно-технического прогресса идет быстрее реформирования развития в человеке потребности и возможности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие как личности [2]. В связи с этим актуальность приобретает естественная двигательная деятельность человека, которая интегрально воздействует на функциональное состояние организма человека и удовлетворяет его социальные потребности.
Современная жизнь убедительно свидетельствует о том, что средства физической рекреации не только позволяют человеку поддерживать оптимальный уровень физической подготовленности, работоспособности, но и позволяют ему повышать интеллектуальный, эстетический и нравственный потенциал, а так же удовлетворять личные потребности в сфере досуга, отдыха, развлечений.
Кошаев М.Н., отмечает тенденцию роста конкуренции на рынке услуг в сфере физической культуры и спорта, как между производителями определенных услуг, так и с другими отраслями сферы услуг за свободное время и средства потребителя [3]. При этом уровень совершенствования системы социально-правового регулирования физической рекреации в России в настоящее время имеет положительную тенденцию, но дистанция сближения с международными стандартами остается.
В современной системе правового регулирования сферы физической культуры и спорта удельный вес правовых актов регламентирует деятельность в спорте высших достижений, олимпийском и детско-юношеском спорте, физической культуры в системе образования. Однако правовое поле физической рекреации не позволяет в полной мере осуществить права каждого гражданина России на использование рекреационного ресурса физической культуры и спорта. При этом объективно нужно признать, что сама сфера физической рекреации не должна нести строгий регламентирующий характер, так как рекреации носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение.
В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления. Раскрывая социальную сущность физической рекреации, работы естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему совершенствованию социально-правового регулирования физической рекреации.
Литература
Мавропуло О.С.Проблема определения здоровья человека //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008,№ 3, С. 92.
Мавропуло О.С. Переосмысление сущности физической культуры как ценности жизнедеятельности человека //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007,.№ 2.- С. 77.
Кошаев М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 11. С. 47-50.
3