КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ерохова Н.В., Видешина Н.П.
Мурманский арктический государственный университет
Мурманск, Россия
CORRECTION OF DEVIATIONS IN THE BEHAVIOR OF STUDENTS THROUGH THE EIGHTH GRADES ACTIVE LEARNING
Erohova N. V., Wideline N. P.
Arctic Murmansk State University
Murmansk, Russia
В последние годы, в связи с общесистемным кризисом нашего общества, интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Актуальна необходимость более тщательного исследования причин, форм и динамики отклоняющегося поведения, поиска более эффективных мер его преодоления – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. [9]
Проблемы предпосылок и особенностей отклоняющегося поведения всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности [52].
Диагностика, коррекция и профилактика девиантного поведения детей и подростков и приведение его в соответствие с требованиями социальных систем всегда была в центре внимания государства, исследователей, психологов, педагогов. За последнее время значительно изменились показатели отклоняющегося поведения детей и подростков. Изучение официальной информации на базах средних школ показало, что в несколько раз увеличилось число подростковых объединений криминогенной направленности; влияние таких групп на подростков в период их обучения в средней школе значительно возросло; расширились круг объектов посягательства, время и характер совершения преступлений и правонарушений [15].
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на психолого-педагогическую практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Особую роль в этом играют активные методы обучения. Отличительной особенностью всей группы активных методов является то, что осуществляется не только сообщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что, в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств обучающихся, при этом организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда [9].
Как нарушение процесса социализации понятие «отклоняющееся поведение» рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию отклоняющегося поведения, проблема коррекции подростковых девиаций в рамках курса ОБЖ рассмотрена слабо.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать эффективность экспериментальной системы занятий с использованием активных методов обучения для коррекции отклонений в поведении учащихся 8-х классов в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с целью исследования, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Раскрыть теоретические аспекты проблемы отклоняющегося поведения у подростков.
Выявить наличие склонности к отклоняющемуся поведению у учащихся 8-х классов.
Разработать систему занятий с использованием активных методов обучения с целью снижения склонности к отклоняющемуся поведению у подростков.
Экспериментальным путем доказать эффективность системы занятий по коррекции отклонений в поведении учащихся 8-х классов на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Разработать практические рекомендации по коррекции отклонений в поведении учащихся 8-х классов в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности.
На основании исследования по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению было установлено следующее.
По шкале установки на социально-желательные ответы у подростков наблюдаются в основном ответы в пределах нормы (43% испытуемых экспериментальной группы и 41% контрольной группы). Не выражена данная установка – у 40% подростков первой группы и у 45% второй группы (они не склонны искажать информацию о себе, в основном достаточно искрении при тестировании). У 17% экспериментальной и у 14% подростков контрольной группы наблюдается выраженная установка на социально-желательные ответы.
При сравнении данных экспериментальной и контрольной группы по усредненным баллам выяснилось, что различия в выраженности установок на социально-желательные ответы у них различаются не значительно (Рис.1).
Рис. 1. Результаты по шкале установки на социально-желательные ответы у учащихся подросткового возраста
В целом можно сказать, что подростки исследуемых групп проявляют умеренную тенденцию давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
Анализ результатов по шкале склонности к преодолению норм и правил позволил утверждать, что у большинства подростков наблюдается средняя («нормальная») выраженность предрасположенности к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения (39% экспериментальной группы и 46% контрольной группы).
Выраженные результаты, склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, тенденция «нарушать спокойствие», искать трудности и опасности, выявлены у 35% подростков экспериментальной и у 36% контрольной групп.
Отсутствие склонности к преодолению норм и правил, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения, выявлена у 26% подростков первой группы и у 18% второй группы.
Данные результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования по шкале склонности к преодолению норм и правил
Эти результаты говорят о том, что подростки предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
По шкале склонности к аддиктивному поведению так же выявляется достаточно явная выраженность результатов. Подростки чаще предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Рис. 3. Результаты по шкале склонности к аддиктивному поведению у учащихся подросткового возраста
Таким образом, можно утверждать, подростки в целом являются предрасположенными к аддиктивному поведению (уходу от реальности).
По шкале склонности к саморазрушающему поведению было обнаружено, что различия в результатах экспериментальной и контрольной не значительны.
Так, не выражена данная тенденция у 35% испытуемых экспериментальной группы и у 41% подростков контрольной группы.
На уровне нормы склонность к саморазрушающему поведению выявлена у 43% подростков первой группы и у 41% второй группы.
Рис. 4. Результаты по шкале склонности к саморазрушающему поведению у учащихся подросткового возраста
Высокий уровень склонности к саморазрушающему поведению обнаружен у 22% подростков первой группы и у 18% учащихся второй группы.
Эти результаты говорят о том, что учащиеся подросткового возраста готовы реализовать различные формы аутоагрессивного поведения в основном на уровне нормы. В целом, результаты свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
Далее были проанализированы результаты по шкале склонности к агрессии и насилию.
Было установлено, что чаще всего у подростков обнаруживается «нормальный» и повышенный уровень.
Так, не выражена склонность к агрессии и насилию у 26% подростков экспериментальной группы и у 23% подростков контрольной группы.
Средняя (нормальная) выраженность по данной шкале обнаружена у 48% первой группы и у 50% контрольной группы.
Выраженная склонность к агрессии и насилию, к реализации агрессивных тенденций в поведении, об агрессивной направленности подростков во взаимоотношениях с другими людьми, обнаружена у 26% подростков экспериментальной и у 27% контрольной групп.
Рис. 5. Результаты по шкале склонности к агрессии и насилию у учащихся подросткового возраста
Такие результаты говорят о том, что в подростковом возрасте примерно у трети учащихся обнаруживается готовность к реализации агрессивных тенденций в поведении, об агрессивной направленности подростков во взаимоотношениях с другими людьми, об их склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать агрессию как средство стабилизации самооценки.
Так же были проанализированы различия в результатах подростков по шкале волевого контроля эмоциональных реакций. Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
Выявлено, что не выражена склонность к эмоциональному контролю у 31% подростков экспериментальной группы и у 36% учащихся контрольной группы.
На среднем уровне склонность к эмоциональному контролю выявлена у 48% и 52% подростков соответственно.
Высокая выраженность склонности к эмоциональному контролю выявлена у 21% первой группы и у 12% второй группы.
Рис. 6. Результаты по шкале волевого контроля эмоциональных реакций у учащихся подросткового возраста
Результаты говорят о том, что подростки в основном проявляют неспособность контролировать эмоциональную сферу, поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует об их склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без обдумывания.
Шкала склонности к делинквентному поведению позволяет утверждать, что у подростков наблюдается предрасположенность к реализации деликвентного поведения.
Рис. 7. Результаты по шкале склонности к делинквентному поведению у учащихся подросткового возраста
Полученные данные свидетельствуют о некотором наличии деликвентных тенденций у подростков и о среднем уровне социального контроля.
Так же нами было проведено исследование по методике диагностики уровня личностной готовности к риску. С помощью «Опросника исследования склонности к риску А.Г. Шмелева» мы обнаружили следующие данные.
Было обнаружено, что среди испытуемых подростков преобладает средний уровень готовности к риску (35% экспериментальной группы и 41% контрольной группы). Высокий уровень готовности к риску выявлен у 26% экспериментальной группы и у 27% подростков контрольной группы, низкий – у 39% и 32% соответственно.
Данные результаты представлены на рисунке 8.
Рис. 8. Результаты исследования по методике диагностики склонности к риску
Полученные результаты говорят о том, что учащиеся подросткового возраста готовы проявлять склонность к риску, совершать опасные поступки, участвовать в рискованных мероприятиях. Таким образом, наличие склонности к необдуманным и опасным поступкам, характерно примерно трети выборки подростков.
Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что подростки в целом предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения;
2. По шкале склонности к аддиктивному поведению установлено, что подростки зачастую предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
3. Полученные результаты свидетельствует об агрессивной направленности подростков во взаимоотношениях с другими людьми, об их склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать агрессию как средство стабилизации самооценки.
4. Установлено, что подростки зачастую проявляют неспособность контролировать эмоциональную сферу, поведенческие проявления эмоциональных реакций.
5. Также у испытуемых наблюдается предрасположенность к реализации деликвентного поведения, склонность к риску, необдуманным поступкам.
В течение 1,5 месяцев нами (совместно с учителем ОБЖ, классным руководителем, психологом) проводится ряд занятий, направленных на коррекцию склонности к отклоняющемуся поведению у учащихся 8-х классов.
Занятия проводились с учащимися экспериментальной группы.
По окончании занятий проводилась повторная диагностика склонности к отклоняющемуся поведению. В результате исследования было установлено следующее.
На основании исследования по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению было установлено следующее.
По шкале установки на социально-желательные ответы у подростков наблюдаются в основном ответы в пределах нормы, причем не выражена данная установка у 65% испытуемых экспериментальной группы и у 50% контрольной группы). Они не склонны искажать информацию о себе, в основном достаточно искрении при тестировании). Итак, у подростков экспериментальной группы снизилась установка на социально-желательные ответы.
Рис. 9. Результаты по шкале установки на социально-желательные ответы у учащихся подросткового возраста (сравнение констатирующего и контрольного этапов)
При сравнении данных экспериментальной и контрольной группы до и после проведения формирующих занятий выяснилось, что выраженность установок на социально-желательные ответы у экспериментальной группы снизилась существенно (tэмп=2,8 (p≤0.01)), тогда как в контрольной группе различия в результатах статистически не достоверны (tэмп=1,87 (p≥0.05)).
Анализ результатов по шкале склонности к преодолению норм и правил позволил утверждать, что у большинства подростков экспериментальной группы снизилась выраженность предрасположенности к преодолению каких-либо норм и правил, наблюдается более низкий уровень склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения (43% экспериментальной группы и только 27% контрольной группы).
Данные результаты представлены на рисунке 10.
Рис. 10. Результаты исследования по шкале склонности к преодолению норм (сравнение констатирующего и контрольного этапов)
Таким образом, после проведенных занятий подростки экспериментальной группы в меньшей степени предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, у них не выражена склонность к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения (tэмп=2,14 (p≤0.05)). В контрольной группе динамика менее существенна (tэмп=1,78 (p≥0.05)).
По шкале склонности к аддиктивному поведению так же выявляется снижение проявлений отклоняющегося поседения. Так, подростки экспериментальной группы показывают низкую предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния (не выраженная форма – у 48% подростков экспериментальной группы и у 23% контрольной группы).
Рис. 11. Результаты по шкале склонности к аддиктивному поведению у учащихся подросткового возраста (сравнение констатирующего и контрольного этапов)
Таким образом, можно утверждать, что у подростков экспериментальной группы снизилась предрасположенность к аддиктивному поведению (tэмп=2,76 (p≤0.01)), у подростков контрольной группы изменение в результатах не существенно (tэмп=1,74 (p≥0.05)).
По шкале склонности к саморазрушающему поведению было обнаружено, что данное отклонение в поведении фактически не просматривается у подростков экспериментальной группы (не выражена у 61% экспериментальной и у 45% контрольной группы).
Высокий уровень склонности к саморазрушающему поведению обнаружен у 9% подростков первой группы и у 18% учащихся второй группы.
Рис. 12. Результаты по шкале склонности к саморазрушающему поведению у учащихся подросткового возраста (сравнение констатирующего и контрольного этапов)
Эти результаты говорят о том, что учащиеся экспериментальной группы не проявляют склонности к аутоагрессивному поведению, к реализации саморазрушающего поведения, к соматизации тревоги, к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях (tэмп=2, (p≤0.01)). В контрольной группе динамика изменений в результатах не существенна (tэмп=1,68 (p≥0.05)).
Далее были проанализированы результаты по шкале склонности к агрессии и насилию.
Было установлено, что у подростков экспериментальной группы после проведенных занятий чаще всего обнаруживается «нормальный» и низкий уровень.
Так, не выражена склонность к агрессии и насилию уже у 48% подростков экспериментальной группы и у 28% подростков контрольной группы.
Выраженная склонность к агрессии и насилию, к реализации агрессивных тенденций в поведении, об агрессивной направленности подростков во взаимоотношениях с другими людьми, обнаружена только у 9% подростков экспериментальной и у 23% контрольной групп.
Рис. 13. Результаты по шкале склонности к агрессии и насилию у учащихся подросткового возраста (сравнение констатирующего и контрольного этапов)
Такие результаты говорят о том, что у подростков экспериментальной группы снижено проявление агрессивных тенденций в поведении, менее выражена агрессивная направленность во взаимоотношениях с другими людьми, не проявляется склонность решать проблемы посредством насилия, использовать агрессию как средство стабилизации самооценки (tэмп=2,81 (p≤0.01)). В результатах контрольной группы существенных различий не обнаружено (tэмп=1,94 (p≥0.05))
Так же были проанализированы различия в результатах подростков по шкале волевого контроля эмоциональных реакций. Зафиксировано повышение склонности подростков экспериментальной группы контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
Так, высокая выраженность склонности к эмоциональному контролю выявлена у 48% первой группы и у 18% второй группы.
Рис. 14. Результаты по шкале волевого контроля эмоциональных реакций у учащихся подросткового возраста (сравнение констатирующего и контрольного этапов)
Результаты говорят о том, что подростки экспериментальной группы после проведения занятий способны контролировать эмоциональную сферу, поведенческие проявления эмоциональных реакций (tэмп=2,8 (p≤0.01)). В контрольной группе изменения менее заметны (tэмп=1,92 (p≥0.05))
Шкала склонности к делинквентному поведению позволяет утверждать, что у подростков экспериментальной группы наблюдается снижение предрасположенности к реализации деликвентного поведения.
Так, высокий уровень по данной шкале выявлен только у 9% подростков первой группы и 23% второй группы.
Не выражены проявления склонности к делинквентному поведению у 44% подростков экспериментальной группы и у 23% контрольной группы.
Рис. 15. Результаты по шкале склонности к делинквентному поведению у учащихся подросткового возраста
(сравнение констатирующего и контрольного этапов)
Полученные данные свидетельствуют о снижении деликвентных тенденций у подростков экспериментальной группы (tэмп=2,34 (p≤0.05)). Снижение данных тенденций у подростков контрольной группы менее существенно (tэмп=1,69 (p≥0.05)).
Так же нами было проведено повторное исследование по методике диагностики уровня личностной готовности к риску. С помощью «Опросника исследования склонности к риску А.Г. Шмелева» было обнаружено, что подростки экспериментальной группы чаще выявляют средний уровень готовности к риску – то есть предпринимать какие-либо рискованные действия и поступки они, в силу возраста, готовы, однако эти действия все-таки обдумываются и решение принимается с учетом возможных рисков.
Рис. 16. Результаты исследования по методике диагностики склонности к риску (сравнение констатирующего и контрольного этапов)
Полученные результаты говорят о том, что учащиеся экспериментальной группы выражают готовность проявлять склонность к риску, совершать опасные поступки, участвовать в рискованных мероприятиях – на среднем уровне. Это свидетельствует о снижении уровня готовности к риску, хоть и не слишком явном (tэмп=2,1 (p≤0.05))
Итак, по результатам всего повторного исследования в целом можно утверждать, что проведенная система занятий по снижению склонности к отклоняющемуся поведению оказалась эффективна.
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что подростки в целом предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения; зачастую предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния; проявляют агрессивную направленность во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, использовать агрессию как средство стабилизации самооценки; подростки зачастую проявляют неспособность контролировать эмоциональную сферу, поведенческие проявления эмоциональных реакций. Также у испытуемых наблюдается предрасположенность к реализации деликвентного поведения, склонность к риску, необдуманным поступкам.
На основании полученных результатов была разработана и реализована система занятий с использованием активных методов, направленных на формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей, что является важнейшим фактором коррекции склонности к отклоняющемуся поведению подростков.
Данные занятия с использованием активных методов (тренинга) оказались эффективными – на контрольном этапе исследования у подростков экспериментальной группы наблюдается положительная динамика результатов, то есть снижение склонности к делинквентному, аддиктивному, агрессивному поведению, к рискованным действиям.
Раскрыв теоретические аспекты проблемы отклоняющегося поведения у подростков, мы выделили основное понятие, что отклоняющееся поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам отклоняющегося поведения относятся: преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
Нарушения поведения у подростков могут носить самый разнообразный характер. Это могут быть и противоправные действия, и игнорирование общепринятых требований, и пьянство, и сексуальная распущенность, и бродяжничество, и суицидальные явления. Причинами отклоняющегося поведения являются как различные патологии психического развития, так и неправильный тип семейного воспитания.
Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль. Активные методы особенно действенны там, где необходимо не просто дать знания, но и сделать эти знания частью сознания. В этом смысле обучение навыкам безопасного поведения, формирование социально приемлемых форм поведения, требует применения именно активных методов.
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что подростки в целом предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения; зачастую предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния; проявляют агрессивную направленность во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, использовать агрессию как средство стабилизации самооценки; подростки зачастую проявляют неспособность контролировать эмоциональную сферу, поведенческие проявления эмоциональных реакций. Также у испытуемых наблюдается предрасположенность к реализации деликвентного поведения, склонность к риску, необдуманным поступкам.
На основании полученных результатов была разработана и реализована система занятий с использованием активных методов, направленных на формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей, что является важнейшим фактором коррекции склонности к отклоняющемуся поведению подростков.
Данные занятия с использованием активных методов (тренинга) оказались эффективными – на контрольном этапе исследования у подростков экспериментальной группы наблюдается положительная динамика результатов, то есть снижение склонности к делинквентному, аддиктивному, агрессивному поведению, к рискованным действиям.
3