ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Ерохова Н.В., Прокопович Л.А.
Мурманский арктический государственный университет
Мурманск, Россия
THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS IN THE COURSE "FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY"
Erohova N. V., Prokopovich L. A.
Arctic Murmansk State University
Murmansk, Russia
Формирование профессиональной мотивации выступает первостепенным фактором регуляции инициативности личности человека. В современных условиях профессиональная мотивация представляет для многих исследователей большой интерес (Г.В. Резапкин, Н. В. Тельтевская и Н. С. Пряжников).
Немалую роль в вырабатывании мотивации к профессии обладает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», какой обладает перекрестными связями практически со всеми предметами, и он может дать старшеклассникам системные понятия новейших обстоятельствах в окружающем мире. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) создает условия для формирования новой культуры безопасности, для готовности учащегося со сформировавшимся миропониманием и менталитетом, которая ориентирована на исполнение основного обстоятельства – выживания и последующего стабильного формирования цивилизации, которая оставляет право на жизнь последующим жителям.
Знание основ безопасности жизнедеятельности выступает существенным элементом для безопасной жизни и реакции в обществе, так как основы безопасности жизнедеятельности касаются всех сфер жизни, охватывая образование, экологию, медицину, спорт [2, с.8]. Страна нуждается в специалистах по МЧС, медицинского профиля, полицейских и др., то есть в специалистах, которые оказывают помощь людям и имеют социальную значимость. На сегодняшний день старшеклассники не обладают ценностными представлениями о конкретной специальности, переводя направления на предпочтение желанного образа жизни с ее поддержкой. Это означает, что будущая для старшеклассников является орудием для достижения вожделенного образа жизни, а не как значимая доля познания самого старшеклассника. Таким образом, заявленная тема дипломной работы «Формирование профессиональной мотивации у старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» выступает как актуальная и значимая.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать эффективность экспериментальной системы урочных и внеурочных мероприятий направленных на формирование профессиональной мотивации у старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты формирования профессиональной мотивации у старшеклассников.
Разработать систему урочных и внеурочных мероприятий, направленных на популяризацию профессий общественной значимости.
Экспериментально обосновать эффективность экспериментальной системы урочных и внеурочных мероприятий.
Разработать практические рекомендации по формированию профессиональной мотивации у старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
В ходе реализации констатирующего этапа эксперимента была установлена, различная значимость факторов привлекательности профессий для старшеклассников.
Таблица 1
Преобладающие факторы привлекательности выбора профессии у старшеклассников
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
Факторы | Общий объем выборки | Факторы | Общий объем выборки | ||||
n+ | n– | КЗ | n+ | n– | КЗ | ||
Большая заработная плата | 16 | 17 | -0,005 | Большая заработная плата | 17 | 19 | -0,05 |
Работа по характеру | 13 | 2 | 0,55 | Работа по характеру | 12 | 3 | 0,45 |
Работа требует творческого подхода | 10 | 7 | 0,15 | Работа требует творческого подхода | 11 | 8 | 0,15 |
Работа не вызывает переутомления | 10 | 8 | 0,1 | Работа не вызывает переутомления | 9 | 5 | 0,2 |
Работа с людьми | 8 | 1 | 0,35 | Работа с людьми | 7 | 2 | 0,25 |
Работа по способностям | 7 | 4 | 0,15 | Работа по способностям | 7 | 5 | 0,1 |
Возможность самосовершен ствования | 6 | 2 | 0,20 | Возможность самосовершен ствования | 6 | 3 | 0,15 |
Небольшой рабочий день | 5 | 8 | - 0,15 | Небольшой рабочий день | 4 | 8 | -0,2 |
Отсутствие частого контакта с людьми | 1 | 0 | 0,05 | Важнейшая для общества профессия | 0 | 0 | 0 |
Важнейшая для общества профессия | 0 | 0 | 0 | 1Отсутствие частого контакта с людьми | 0 | 0 | 0 |
Отсутствие частого контакта с людьми | 1 | 0 | 0 | Возможность достичь соц. признания,уважения | 0 | 0 | 0 |
Преобладающие факторы привлекательности выбора профессии выделены в табл. 1.
КЗ = (n+)- (– n–))/N, (1)
где N – объем выборки,
n+ – количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «привлекательный»,
n– – количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «не привлекательный».
Анализ данных таблицы 1 указывает на различную значимость факторов привлекательности профессий для старшеклассников.
Наивысший коэффициент значимости выпал на фактор № 8 «Работа соответствует моему характеру» (0,55 – экспериментальная группа, 0,45 – контрольная группа). Большой коэффициент значимости выпал на фактор № 2 «Работа с людьми», как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Таким образом, ведущим мотивом в выборе профессии для учащихся является соответствие характеру. Это значит, что профессиональная мотивация у старшеклассников экспериментальной группы и контрольной группы находится на начальной ступени своего развития, так как только 8 человек экспериментальной группы выбрали общественно значимый фактор – работа с людьми (КЗ - 0,35). В контрольной группе данный фактор выбрали 7 человек (КЗ - 0,25). А в основном старшеклассники видят будущую профессию согласно своему характеру.
Анализ КЗ любого из 11 факторов разрешил определить главные факторы, которые определяют отношение к той или иной профессии у старшеклассников. В табл. 2 представлены пять наиболее существенных факторов. Их место в указанной табл. отвечают размеру коэффициента значимости.
Таблица 2
Главные факторы, которые определяют отношение к профессии у старшеклассников (ранжирование)
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Факторы | Количество испытуемых | % | Факторы | Количество испытуемых | % |
Большая зарплата | 16 | 80% | Большая зарплата | 17 | 85% |
Работа соответствует моему характеру | 13 | 65 % | Работа соответствует моему характеру. | 12 | 60% |
Работа требует творческого подхода | 10 | 50% | Работа требует творческого подхода | 11 | 55% |
Работа не вызывает переутомления | 10 | 50 % | Работа не вызывает переутомления | 9 | 45% |
Работа с людьми | 8 | 40% | Работа с людьми | 7 | 35% |
Данные табл. 2 показывают, что главные факторы, которые определяют профессиональную мотивацию на профессию у старшеклассников, как экспериментальной, так и контрольной группы – это большая зарплата. 80 % старшеклассников экспериментальной группы и 85% старшеклассников контрольной группы в качестве ведущего выбрали данный фактор. 65 % старшеклассников экспериментальной группы и 60% старшеклассников контрольной группы в качестве мотива будущей профессии выделяют соответствие своему характеру, 50 % старшеклассников экспериментальной группы и 45% старшеклассников контрольной группы – не хотят утомляться на работе. И только 40 % старшеклассников экспериментальной группы и 35 % старшеклассников контрольной группы выбрали общественно значимый фактор – работа с людьми.
Итак, при выборе профессии самым важным критерием большинства старшеклассников считают размер заработной платы. Это указывает на необходимость дальнейшей работы по формированию профессиональной мотивации у старшеклассников.
Полученные результаты представлены на рис. 1.
Рис.1. Главные факторы, которые определяют отношение к профессии у старшеклассников
Таким образом, ключевыми факторами, которые оказывают влияние на предпочтение старшеклассниками будущей профессии, прибывают: «работа с людьми», «соответствие работы способностям», соответствие работы характеру», «высокая зарплата», «возможность достичь социального признания и уважения».
Наиболее популярными мотивами при выборе профессии является «возможность работать с людьми», главное же влияние на выбор профессии оказывает фактор материальной обеспеченности.
Все это указывает на необходимость дальнейшей работы по формированию профессиональной мотивации в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
В апреле 2015 г. года мы провели второе исследование по методике изучения факторов привлекательности профессии В. Ядова, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана.
Обобщенные данные по методике исследования «Изучение факторов привлекательности профессии» оформлены в таблицу в Приложении 3.
Преобладающие факторы привлекательности выбора профессии до и после проведения формирующего эксперимента выделены в табл. 3.
Таблица 3
Преобладающие факторы привлекательности выбора профессии у старшеклассников после проведения формирующего эксперимента
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
Факторы | Общий объем выборки | Факторы | Общий объем выборки | ||||
n+ | n– | КЗ | n+ | n– | КЗ | ||
Работа требует творческого подхода | 11 | 6 | 0,25 | Большая зарплата | 16 | 18 | -0,1 |
Возможность самосовершенствования | 10 | - | 0,5 | Работа требует творческого подхода | 12 | 8 | 0,2 |
Работа с людьми | 8 | - | 0,4 | Работа по характеру | 12 | 3 | 0,45 |
Работа не вызывает переутомления | 7 | 9 | -0,1 | Работа по характеру | 8 | 5 | 0,15 |
Возможность достичь социального признания | 7 | 5 | 0,1 | Работа с людьми | 8 | 3 | 0,25 |
Большая зарплата | 6 | 9 | -0,15 | Работа не вызывает переутомления | 6 | 5 | 0,05 |
Важнейшая для общества профессия | 6 | 16 | -0,5 | Возможность самосовершенствования | 6 | 3 | 0,15 |
Работа по способностям | 5 | 5 | 0 | Возможность самосовершенствования | 5 | 9 | -0,2 |
Работа по характеру | 5 | 2 | 0,15 | Отсутствие частого контакта с людьми | 3 | 0 | 0,15 |
Небольшой рабочий день | 5 | 9 | -0,2 | Возможность достичь социального признания | 0 | 0 | 0 |
1Отсутствие частого контакта с людьми | - | 2 | -0,1 | Работа требует творческого подхода | 0 | 0 | 0 |
КЗ = (n+)- (– n–))/N, (2)
где N – объем выборки,
n+ – количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «привлекательный»,
n– – количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «не привлекательный».
Анализ данных таблицы 3 указывает не только на различную значимость факторов привлекательности профессий для старшеклассников в двух группах, но и на изменения.
Наивысший коэффициент значимости в экспериментальной группе выпал на фактор № 6 «Возможность самосовершенствования», ранее данный ранг принадлежал фактору № 8 «Работа соответствует моему характеру» (0,55). Большой коэффициент значимости по-прежнему выпадает на фактор № 2 «Работа с людьми» (0,35). Теперь его ранг соответствует 0,4. Таким образом, ведущим мотивом в выборе профессии для учащихся является «Возможность самосовершенствования», а ранее это было, как соответствие характеру. Это значит, что профессиональная мотивация у старшеклассников развивается, поскольку половина старшеклассников желает, чтобы работа позволила им самосовершенствоваться, возросло количество человек, которые выбрали общественно значимый фактор – работа с людьми. Ранее данный ранг составлял 0,35, после проведения формирующего эксперимента он стал 0,4. Таким образом, в основном старшеклассники экспериментальной группы видят будущую профессию как возможность самосовершенствования.
В контрольной группе наивысший коэффициент значимости по-прежнему выпал на фактор № 8 «Работа соответствует моему характеру» (КЗ- 0,45). Большой коэффициент значимости так же выпал на фактор № 2 «Работа с людьми (КЗ- 0,25). Таким образом, ведущим мотивом в выборе профессии для учащихся контрольной группы является соответствие характеру. Это значит, что профессиональная мотивация у старшеклассников контрольной группы требует дальнейшего своего развития, так как только данный фактор выбрали 7 человек (КЗ - 0,25) А в основном старшеклассники контрольной группы по-прежнему видят будущую профессию согласно своему характеру.
Анализ КЗ любого из 11 факторов разрешил определить главные факторы, которые определяют отношение к той или иной профессии у старшеклассников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента и у старшеклассников, которые не принимали участие в формирующем эксперименте. В табл. 3 представлены пять наиболее существенных факторов. Их место в показанной таблице отвечают размеру коэффициента значимости.
Таблица 4
Факторы, которые определяют отношение к профессии у старшеклассников экспериментальной и контрольной групп (ранжирование)
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Факторы | Количество испытуемых | % | Факторы | Количество испытуемых | % |
Работа требует творческого подхода | 11 | 55% | Большая зарплата | 16 | 80% |
Возможность самосовершенствования | 10 | 50 % | Работа требует творческого подхода | 12 | 60% |
Работа с людьми. | 8 | 40% | Работа соответствует моему характеру | 12 | 60% |
Работа не вызывает переутомления | 7 | 35 % | Работа с людьми | 8 | 40% |
Возможность достичь социального признания, уважения. | 7 | 35% | Работа соответствует моим способностям | 8 | 40% |
Данные табл. 6 показывают, что главные факторы, которые определяют профессиональную мотивацию на профессию у старшеклассников, изменились – на первом месте – это фактор «Работа требует творческого подхода», а ранее это был фактор «Большая зарплата». Ранее 80 % старшеклассников в качестве ведущего выбрали данный фактор. После проведения формирующего эксперимента старшеклассники выбрали «Работа требует творческого подхода», что указывает на стремление детей к личностному развитию.
Ранее 65 % старшеклассников в качестве мотива будущей профессии выделяют соответствие своему характеру, 50 % - не хотят утомляться на работе. И только 40 % старшеклассников выбрали общественно значимый фактор – работа с людьми. После проведенной работы эти данные изменились. 50 % старшеклассников хотят иметь возможность самосовершенствования, 40 % хотят работать с людьми, уже 35 % учащтхся хотят, чтобы работа не вызывала переутомления, 35 % старшеклассников хотят иметь возможность достичь социального признания, уважения, что также указывает на совершенствование профессиональной мотивации в ходе формирующего эксперимента.
В контрольной группе так же произошли изменения, но они носят незначительный характер и по-прежнему направлены при выборе профессии на фактор материальной обеспеченности.
Ранее наивысший коэффициент значимости выпадал на фактор № 8 «Большая зарплата» (85 %). Результаты контрольного эксперимента указывают на то, что и в настоящий момент наивысший коэффициент значимости выпал на фактор: «Большая зарплата» (80%). Вторым по значимости был фактор «Работа соответствует моему характеру» (60%), и в настоящий момент – это факторы Работа соответствует моему характеру» (60%) и «Работа требует творческого подхода» (60%). Это значит, что профессиональная мотивация у старшеклассников экспериментальной контрольной группы находится на начальной ступени своего развития и требует своего развития, так как только 40% человек контрольный группы выбрали общественно значимый фактор – работа с людьми. А в основном старшеклассники видят будущую профессию по уровню заработной платы.
Итак, при выборе профессии самым важным критерием большинство учащихся экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента считают возможность самосовершенствоваться. Это указывает, что проведенная работа достигла своей цели.
Наиболее популярными мотивами при выборе профессии является «возможность работать с людьми», главное же влияние на выбор профессии оказывает фактор «возможность достичь социального признания и уважения».
Полученные результаты отражены в рис. 2.
Рис. 2. Главные факторы выбора профессии у старшеклассников экспериментальной и контрольной групп
Таким образом, ключевыми факторами, которые оказывают влияние на предпочтение старшеклассниками экспериментальной группы будущей профессии, стали: «Предполагает высокое чувство ответственности», «способствует умственному и физическому развитию», «работа с людьми», «соответствие работы способностям», «возможность достичь социального признания и уважения».
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.
1. В ходе исследования было установлено, что основными факторами, оказывающими влияние на выбор старшеклассниками будущей профессии, являются:
- «работа с людьми»;
- «соответствие работы способностям»;
- соответствие работы характеру»;
- «высокая зарплата».
Менее привлекательными факторами при выборе профессии у старшеклассников имеют место:
- «длительность рабочего дня»;
- «низкая заработная плата».
2. Мотивы выбора профессии в девятом классе имеют свою специфику: наиболее распространенными мотивами при выборе профессии является «возможность работать с людьми», главное же влияние на выбор профессии оказывает фактор материальной обеспеченности. Большинство старшеклассников в своем предпочтении специальности следуют внутренним мотивам (индивидуально и менее социально значимым).
3. Познания элементарных основ предмета ОБЖ нужны любому школьнику, так как они выступают ведущим показателем общей культуры человека. При разработке системы работы во внеурочной деятельности по формированию профессиональной мотивации школьников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» можно знакомить учащихся со специальностями любого профиля. Прoфориентационная работа при обучении ОБЖ должна быть сориентирована на исполнение учениками первичного элементарного анализа профессии. Она обязана внятно установить два главных момента: содержание профессии, нужные для нее способности и умения.
4. При выборе профессии самым важным критерием большинство старшеклассников после проведения формирующего эксперимента считают возможность самосовершенствоваться. Это указывает, что проведенная работа достигла своей цели. Данные, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» указывают, что выделение индивидуальных особенностей уменьшилось и стало более направленным на внутренние социально значимые мотивы. Профессиональное самоопределение старшеклассников мотивировано, данная профессиональная мотивация носит позитивный характер. Больше стало старшеклассников, у которых выделены внешние положительные мотивы.
Теоретический анализ литературы показывает, что целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации внеурочной деятельности в курсе ОБЖ осуществляют комплексный подход к решению проблем старшеклассников в профессиональном самоопределении. Оказание помощи будет более эффективной при организации внеурочной деятельности. Роль предмета ОБЖ в профессиональном самоопределении старшеклассника существенна, поскольку связана не только теоретическими знаниями, но и освоением практических навыков, необходимых в различных жизненных ситуациях. В этом ОБЖ способствует развитию потребности в организации собственной профессиональной мотивации, что выступает условием успешной социализации старшеклассника.
Была разработана система урочных и внеурочных мероприятий, направленных на популяризацию профессий общественной значимости, которая состояла из специально разработанных уроков и внеклассных мероприятий, направленных на популяризация профессий общественной направленности (спасателя и пожарного, врача, эксперта, следователя, дознавателя, инспектора уголовного розыска, военного, юриста и др.).
Далее была экспериментально обоснована эффективность экспериментальной системы урочных и внеурочных мероприятий. Так, ходе проведенного исследования было установлено, что ведущими и главными факторами, которые оказывают влияние на выбор старшеклассниками будущей профессии, выступают: «работа с людьми»; «соответствие работы способностям»; соответствие работы характеру»; «высокая зарплата». Менее привлекательными факторами при выборе профессии у старшеклассников стали: «длительность рабочего дня»; «низкая заработная плата». Мотивами выбора профессии в девятом классе стали «возможность работать с людьми», но главное же влияние на выбор профессии оказывает фактор материальной обеспеченности.
В экспериментальной группе формирование профессиональной мотивации у старшеклассников во внеурочной деятельности в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» проходило через профессиональное ориентирование молодежи на дальнейшую службу (работу) в МЧС России, популяризация профессий спасателя и пожарного, врача, эксперта, следователя, дознавателя, инспектора уголовного розыска, военного, юриста и др. Для этого использовались урочная и внеурочная деятельность в рамках курса ОБЖ.
По окончании педагогического эксперимента было установлено, что при выборе профессии самым важным критерием большинство старшеклассников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента считают возможность самосовершенствоваться. Это указывает, что проведенная работа достигла своей цели. Данные, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» указывают, что выделение индивидуальных особенностей уменьшилось и стало более направленным на внутренние социально значимые мотивы. Профессиональное самоопределение старшеклассников мотивировано, данная профессиональная мотивация носит позитивный характер. Больше стало детей, у которых выделены внешние положительные мотивы. Таким образом, гипотеза была доказана.
По результатам педагогического эксперимента были разработаны педагогические рекомендации, которые изложены ниже.
16