ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О ПОВЕДЕНИИ БРОДЯЧИХ СОБАК В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О ПОВЕДЕНИИ БРОДЯЧИХ СОБАК В ШКОЛЕ

Кошутина Н.А. 1
1Уральский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время информация о бродячих собаках является наиболее актуальной. Острота ситуации объясняется постоянными и все более усиливающимися контактами с этими животными, которые достигают на урбанизированных территориях достаточно высокой численности, в несколько раз превышающую плотность популяций диких сородичей. [1] Бездомные собаки могут представлять опасность для здоровья людей, травмируя их, а также распространяя заразные заболевания (гельминтозы, зоонозные инфекции), результатом чего может быть летальный исход.[2] Следовательно, изучение бездомных собак как компонента урбанизированных территорий – необходимое условие разрешения многих важнейших задач, связанных с экологией города в целом, для чего особенно необходима, объективная информация о численности, структуре, половом составе этих животных, их распределении по городской территории, взаимодействие с другими синантропными видами. Обучающиеся не обладают достаточной информацией, и находятся под угрозой нападения бродячих псов. Для того, чтобы их обезопасить, необходимо, проводить внеурочные мероприятия (факультативные, элективные курсы), посвященные изучению поведения бродячих собак. Для реализации этого представляется следующая методическая разработка.

Факультативный курс рассчитан на одну учебную четверть, при условии одного часа в неделю (т.е. всего 9 часов).

Начинать изучение данного курса необходимо с введения (1час). Учитель должен обозначить всю опасность бродячих собак, но не сеять панику, ненависть и агрессию к этим животным. Дать знания об основных заболеваниях, переносимых собаками, о необходимости делать профилактические прививки. Также, характер распространения той или иной группы собак в весьма неоднородной городской среде зависит от условий их обитания. Это обуславливается различением в черте города различных типов застроек. [3] Следовательно, необходимо изучить места их обитания.

Следующее занятие следует посвятить отличиям бродячих собак от домашних (1 час). Необходимо рассказать о том, что они значительно умнее, что их внешность универсальна. Обратить внимание на то, что домашняя собака, оказавшаяся по каким-то причинам на улице, в одиночку не приобретет статус «бродячей», а просто не сможет выжить.

Далее следует тема «Классификация бродячих собак» (1 час). В современной науке существует определенная классификация бездомных собак, которая исходит из признака социализации на человека. [3] В соответствии с ней, бездомные собаки подразделяются на различные группы, которые и должен представить учитель.

Следующие два часа должны быть посвящены составу стаи и иерархии отношений в стае. Собака – это социальное животное, которому необходимы тесные контакты с себе подобными. Степень зависимости собаки от взаимоотношений с другими особями определяет, состоит ли она в стае или нет. Стая – это группа животных, которые передвигаются, отдыхают, ищут корм и охотятся вместе. Действия особей в стае достаточно скоординированы, имеется и внутренняя структура (иерархические отношения, разделение функциональных обязанностей – «социальные роли»). [4]

Следующий час должен освятить тему «демонстрационное поведение собак». Никакая структура не может существовать без коммуникативных сигналов: для стайных хищников демонстрационное поведение оказывается самым действенным способом разрешения конфликтов без увечий и смертоубийства. [4]

На последующем занятии следует рассмотреть межвидовые отношения бродячих собак (1 час). Отношения бездомных собак с другими животными отражают общие закономерности, характерные для городской экосистемы. Осваивая предоставленные человеком ресурсы (пищевые ресурсы, укрытия и т.д.) животные – как бездомные представители домашних видов, так и синантропные – вступают во взаимоотношения, которые заметно отличаются от тех, которые наблюдаются в экосистемах естественных. [3]

Далее следует важная тема: «виды агрессии, взаимодействие бродячих собак с человеком» (1 час). В современной науке существует классификация агрессий бездомных собак (иерархическая, половая, материнская, территориальная и др.) Особый вид – агрессия на человека, которая является несамостоятельной формой и может быть сформирована на основе различных агрессивных мотиваций. Необходимо обратить внимание на то, что человек для собак может быть и опекуном, чей статус не ниже доминанта в стае.[4]

В течение последнего завершающего занятия (1 час) необходимо обобщить знания, закрепить их. Предварительно учитель может выяснить, где в их городе чаще встречаются стаи бродячих собак, и на данном занятии рассказать ученикам, где им стоит проявлять большую осторожность. Рассказать, как лучше действовать, если нападения не избежать.

Таким образом, данный факультативный курс дает основную информацию о поведении бродячих собак, которая позволит учащимся не бояться нападения стай и одиночных особей и которая поможет сформировать у учащихся чувство доброго отношения к животным.

Список литературы:

  1. Рябов Л. С. О поведении бродячих и одичавших собак и волко-собачьих гибридов в природе//Поведение волка//Сб. научн. тр. ИЭМЭЖ АН СССР. - М., 1980.- С. 136 - 146.

  2. Зубарева И.М., Сараев Д.А. Видовой состав гельминтов собак г. Новосибирска и пути распространения инвазии // Проблемы АПК в условиях рыночной экономики. Тез. докл. Новосибирск, 1996. С. 139.

Электронные ресурсы [Режим доступа]:

3. Рыбалко В.А. Проблема бездомных животных. Цикл статей.http://feralan.narod.ru/contentcad1.html

4.Мычко Е.Н., Беленький В.А. Поведение собаки. Пособие для собаководов. http://www.xliby.ru/domashnie_zhivotnye/povedenie_sobaki_posobie_dlja_sobakovodov/p12.php
Просмотров работы: 843