В общеобразовательных организациях обучают определенным мерам действий по соблюдению безопасности в чрезвычайной ситуации локального характера за счет внеурочных мероприятий, классного часа, кружков, факультативов, дополнительной подготовки.
Особенности обучения учащихся общеобразовательных организаций действиям ЧС локального характера требуют способности быстро выполнять определенные напряжения и усилия. Для овладения всем арсеналом средств, характерных для учащихся общеобразовательных организаций, необходим достаточно высокий уровень практической и теоретической подготовленности.
Одно из основных условий высокой эффективности обучения учащихся общеобразовательных организаций действиям ЧС локального характера, заключается в строгом учете правил поведения в таких ситуациях.
Из практического опыта и анализа научно-методической литературы обучение учащихся общеобразовательных организаций, очевидно, что методика подготовки действиям ЧС локального характера, требует более глубокого изучения, дополнения и расширения знаний для более эффективного построения обучения.
Локальные чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры.
Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными умениями и навыками основ безопасности жизнедеятельности.
Умения и навыки собственной безопасности формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний и умений по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в младшем школьном возрасте. Одной из основных задач в работе со школьниками является обучение правилам безопасности и привитие навыков правильных действий в случае чрезвычайной ситуации локального характера.
Основными целями общеобразовательных организаций являются:
– усвоение учащимися знаний о ЧС локального характера, о безопасном поведении человека при их возникновении;
– развитие умений и навыков, которые необходимых при возникновении ЧС локального характера;
– воспитание (ценностного отношения к собственному здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих).
Содержание обучения действиям в общеобразовательных организациях включает в себя: изучение ЧС локального характера, возможные последствия и системы защиты. Общие понятия о ЧС локального характера, их классификацию по типам и видам.
К организационным формам можно отнести: экскурсии, ролевые игры, лекции, семинары, дебаты, практические и лабораторные работы.
К методам обучения относятся:
– словесные (лекции, рассказ, объяснение, диалог);
– практические (лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач);
– наглядные (схемы, модели, учебные фильмы);
– поисковый и исследовательский (презентации, учебные проекты, рефераты);
– диагностические (тесты, контрольные работы, опрос, педагогические наблюдения).
Нетрадиционное проведение уроков, внешкольной и неурочной формы обучения, способствует более эффективному усвоению материала учащихся общеобразовательных организаций.
Список литературы
Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев; под ред. С.В. Петрова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб.гос.пед.ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 248 с.
Биненко, В. Н. Чрезвычайные ситуации в современном мире и проблемы безопасности жизнедеятельности /В. Н. Биненко. – СПб.: СПб ГПУ, Фокус, 2004.– 400с.
Казеев, В. А. Аттестация спасателей аварийно- спасательных формирований. Методические материалы: учебно- методическое пособие/ В.А. Казеев, И.В. Чикенева.– Оренбург.: ОГПУ, 2014. – 300с.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / А.М. Суздалева, И.В. Чикенева, Ю.В. Абузярова, Е.Е. Лутовина, О.Н. Токарева. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – С. 112-128.
Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т.А.Фалькович,Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая. - М.: ВАКО, 2007.– 256 с.