ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЛОКАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЛОКАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

Германова В.П. 1, Чикенева И.В. 1
1Оренбургский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Чрезвычайная ситуация локального характера страшна внезапным возникновением. Зона опасности не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Побочные результаты ЧС локального характера создают угрозу не только для природной среды, материальных ценностей, но и влекут за собой серьезные угрозы для жизни и здоровья людей. Поэтому население должно уметь противостоять такого рода опасностям, научиться адекватно оценивать ситуацию и действовать по более безопасному принципу.

В общеобразовательных организациях обучают определенным мерам действий по соблюдению безопасности в чрезвычайной ситуации локального характера за счет внеурочных мероприятий, классного часа, кружков, факультативов, дополнительной подготовки.

Особенности обучения учащихся общеобразовательных организаций действиям ЧС локального характера требуют способности быстро выполнять определенные напряжения и усилия. Для овладения всем арсеналом средств, характерных для учащихся общеобразовательных организаций, необходим достаточно высокий уровень практической и теоретической подготовленности.

Одно из основных условий высокой эффективности обучения учащихся общеобразовательных организаций действиям ЧС локального характера, заключается в строгом учете правил поведения в таких ситуациях.

Из практического опыта и анализа научно-методической литературы обучение учащихся общеобразовательных организаций, очевидно, что методика подготовки действиям ЧС локального характера, требует более глубокого изучения, дополнения и расширения знаний для более эффективного построения обучения.

Локальные чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры.

Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными умениями и навыками основ безопасности жизнедеятельности.

Умения и навыки собственной безопасности формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

Основы знаний и умений по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в младшем школьном возрасте. Одной из основных задач в работе со школьниками является обучение правилам безопасности и привитие навыков правильных действий в случае чрезвычайной ситуации локального характера.

Основными целями общеобразовательных организаций являются:

– усвоение учащимися знаний о ЧС локального характера, о безопасном поведении человека при их возникновении;

– развитие умений и навыков, которые необходимых при возникновении ЧС локального характера;

– воспитание (ценностного отношения к собственному здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих).

Содержание обучения действиям в общеобразовательных организациях включает в себя: изучение ЧС локального характера, возможные последствия и системы защиты. Общие понятия о ЧС локального характера, их классификацию по типам и видам.

К организационным формам можно отнести: экскурсии, ролевые игры, лекции, семинары, дебаты, практические и лабораторные работы.

К методам обучения относятся:

– словесные (лекции, рассказ, объяснение, диалог);

– практические (лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач);

– наглядные (схемы, модели, учебные фильмы);

– поисковый и исследовательский (презентации, учебные проекты, рефераты);

– диагностические (тесты, контрольные работы, опрос, педагогические наблюдения).

Нетрадиционное проведение уроков, внешкольной и неурочной формы обучения, способствует более эффективному усвоению материала учащихся общеобразовательных организаций.

Список литературы

  1. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев; под ред. С.В. Петрова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб.гос.пед.ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 248 с.

  2. Биненко, В. Н. Чрезвычайные ситуации в современном мире и проблемы безопасности жизнедеятельности /В. Н. Биненко. – СПб.: СПб ГПУ, Фокус, 2004.– 400с.

  3. Казеев, В. А. Аттестация спасателей аварийно- спасательных формирований. Методические материалы: учебно- методическое пособие/ В.А. Казеев, И.В. Чикенева.– Оренбург.: ОГПУ, 2014. – 300с.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / А.М. Суздалева, И.В. Чикенева, Ю.В. Абузярова, Е.Е. Лутовина, О.Н. Токарева. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – С. 112-128.

  5. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т.А.Фалькович,Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая. - М.: ВАКО, 2007.– 256 с.

Просмотров работы: 780