Key words: quality of tourism services, domestic tourism, consumer orientation.
За последние 20 лет состояние туриндустрии в России претерпело многочисленные существенные изменения в структуре российского туризма и рынка туристских услуг в связи с изменением условий государственной политики, изменения поведения потребителей, неблагоприятных экономических ситуаций и т.д. События последнего времени тоже оставили свой неизгладимый след на состоянии российского туризма, в их числе: антироссийские санкции, миграция населения, нестабильная политическая обстановка в странах Азии и Африки. В настоящее время ограничено сотрудничество в сфере туризма с Турцией и Египтом, в результате чего происходит переориентация потока туристов. Многим турфирмам приходится работать в ситуации неопределенности из-за сложившегося кризиса выездного туризма. Однако это создает предпосылки для роста и развития внутреннего туризма в России. По этой причине сейчас удобный момент для российского туризма, чтобы начать привлекать на свою сторону туристов России и зарубежья.
Кроме того, события внутри России также существенно изменили состояние отечественной туриндустрии. В рамках проведения Зимней Олимпиады в 2014 г. модернизирована инфраструктура города Сочи, что повысило престижность и привлекательность не только самого курорта, но и страны в целом. Присоединение к России Крыма создает дополнительные дестинации, которые имеют большой потенциал.
В этой ситуации россияне все больше обращают внимание на возможности отдыха в местах, расположенных как вблизи района проживания, так и в других регионах страны.В сравнении с прошлым сезоном стало существенно больше тех, кто намеревается посетить один из уголков России (с 4% в 2014 г. до 11% в 2015 г.).[1] Однако, существующие проблемы качества туристских услуг в России не позволяют удовлетворять в полной мере потребности туристов, что в некоторой степени сдерживает рост и развитие индустрии отдыха. Многие туристы, несмотря на нестабильную экономическую и геополитическую обстановку в мире предпочитают отдых за рубежом, что говорит о несоответствии отечественных туристских услуг требованиям россиян. Основная проблема российского туризма – невысокое качество предоставляемых услуг по неоправданно высоким ценам.
При этом Россия имеет огромные потенциальные возможности в плане рекреационных ресурсов. Только в 2012 году Россия попала в десять стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан в страну, где наша страна приняла 4,8 процента от общего количества туристов, что пополнило государственную казну на 10,750 млрд. долл. США[2]. Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо-Кавказский район, с многочисленными курортными зонами, благоприятным климатом, длинной линией побережья, а так же территория с более чем 40 минеральными источниками. Центральный район представлен многими памятниками российской истории и культуры, где собралось множество старорусских городов и русских монастырей. И, конечно, главная достопримечательность Северо-Западного района – Санкт-Петербург с его окрестностями, в том числе дворцово-парковые комплексы: Ломоносов, Гатчина, Петродворец, Павловск и т.д. Обширная территория России богата уникальными природными памятниками и районами с разнообразными природно-климатическими условиями.
В 2014 году в России было зарегистрировано 4 275 туроператоров, 2 626 из которых ориентированы на внутренний рынок туризма, и 1 649 туроператоров из сегмента международного въездного и выездного туризма [3]. Однако около половины отдыхающих (51%) выказывают явное недоверие к турфирмам, причина которого кроется во мнении, что это мошенники на которых нельзя положиться, процент тех, кто может доверить свой отдых турфирмам составил 35%. 62% опрошенных считают неизбежным банкротства туристических фирм, что не добавляет желания воспользоваться туристскими услугами [4]. При этом мнение о банкротстве вполне обосновано, так по сообщению новостного портала «Российская газета» от 14 апреля 2015 года, 1000 операторов из 1700, специализирующиеся на выездном туризме, не внесли взносы в размере 0,1 процента от прибыли, что является обязательным условием работы на рынке [5].
Три четверти россиян, путешествовавших летом 2015 г. (76%), организовывали свою последнюю поездку на отдых самостоятельно. Частично к помощи турагентства (в оформлении визы, покупке билетов и т.п.) прибегли 5% опрошенных. Лишь каждый пятый (19%) респондент поручил турфирме полностью организовать свой вояж, при этом чаще других готовые туры брали москвичи и петербуржцы (39%) и наиболее материально обеспеченные респонденты (27%) [4].
Особенно остро стоит проблема развития внутреннего туризма в регионах России, которые не являются курортами и не входят туристические кластеры. Основной причиной такого положения дел является то, что организации, предлагая туристские услуги, ищут (ждут) потребителя, которому они «подойдут», а не разрабатывают услуги и не создают соответствующие условия на основании требований, ожиданий (пожеланий) потребителей, уходя тем самым от политики, ориентированной на спрос, предъявляемый потенциальными туристами.
Основные требования, которые выдвигают отдыхающие, включают:
доступные цены на товары и услуги;
климатические условия желаемого района отдыха;
комфортные условия проживания.
В следующей тройке уже идут: экологическая чистота района отдыха, качественное питание и желаемое окружение людей во время отдыха [6].
Проблематика качества услуг сохраняется уже на протяжении достаточно долгого времени. Некоторые вопросы решаются на федеральном уровне с помощью правовых и экономических механизмов. В частности в настоящее время принимаются новые стандарты в сфере туризма, призванные повысить качество до конкурентоспособного состояния. Но действующие национальные стандарты регулируют, в основном, лишь вопросы, касающиеся классификации и измерений. Международные и межгосударственные стандарты серии 9000 содержат более широкие требования и рекомендации по обеспечению качества, применимые и в сфере туризма. Современный подход по менеджменту качества туристских услуг предполагает постоянную ориентацию на требования потребителей, а также мониторинг и оценку степени их удовлетворенности. Но практика российского туризма в основном строится на отзывах потребителей, научно и экономически обоснованный подход к взаимодействию с потребителями в большинстве случаев отсутствует.
И все же, как уже отмечено выше, наблюдаются некоторые положительные изменения. В последнее время популярность набирает сертификация в сфере туризма, которая происходит на добровольных основах. Сертификация в туризме свидетельствует о преимуществах:
повышенный уровень безопасности жизни и здоровья туристов;
постоянный рост качественной составляющей туристического сервиса;
внедрение инновационных технологий в систему подбора и обслуживания маршрутов;
минимальные расходы времени, необходимые для офисного обслуживания клиентов;
наличие передовых программных решений в системе контроля и учёта.
комплексная информационная поддержка туристов. работа с туристами на договорной основе;
наличие работающих схем страхования туристов;
эффективная рекламная политика;
действенная поддержка туристов в зарубежных турах;
работающий механизм компенсаций убытков за неиспользованные туры.
Ключевыми проблемами, требующими решения для успешного развития туризма в регионах по сей день остаются недостаточное развитие инфраструктуры, невысокий уровень качества предоставляемых услуг, завышенные транспортные тарифы на внутренние перевозки и другие. Часто именно эти проблемы останавливают туристов при выборе внутрироссийских туров.
Всё вышеназванное значительно препятствует развитию внутреннего туризма в не кластерных и считающихся не туристическими регионах и России в целом.
Таким образом, в настоящее время внутренний российский туризм испытывает многие проблемы, большая часть которых напрямую связана с качеством туристских услуг. Поэтому их решение должно быть комплексным с применением подхода на основе менеджмента качества. Ключевым для предприятий туриндустрии сегодня должен стать принцип ориентации на современного российского потребителя, который заинтересован в безопасном, комфортном и доступном отдыхе. Применение инструментов маркетинга и разработка востребованных туров позволит отдельным предприятиям укрепиться на внутреннем туристском рынке, повысить эффективность своей деятельности и доверие среди туристов, что создаст дополнительные возможности развития экономики регионов и России в целом.
Список использованных источников
Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115270
Правительство Российской Федерации. Распоряжение. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года].
Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedstat.ru/indicator/data.do?id=37253
Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114984
Интернет-портал «Российская газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/04/14/turoperatori-site.html
Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2015/2015-09-25-turizm.pdf