ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КАЧЕСТВА

Самойлов А.В. 1, Волкова Е.Ю. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
The article highlights some of the urgent problems in the sphere of Russian domestic tourism, associated primarily with the quality of tourist services. The current crisis of outbound tourism creates opportunities for the growth and development of domestic tourism in Russia. However, with the increasing number of tourists are growing and their requirements in relation to the tourist product. High quality services is an important factor of competitiveness of tourist industry organizations, which can be provided only on the basis of modern Russian consumer orientation.

Key words: quality of tourism services, domestic tourism, consumer orientation.

За последние 20 лет состояние туриндустрии в России претерпело многочисленные существенные изменения в структуре российского туризма и рынка туристских услуг в связи с изменением условий государственной политики, изменения поведения потребителей, неблагоприятных экономических ситуаций и т.д. События последнего времени тоже оставили свой неизгладимый след на состоянии российского туризма, в их числе: антироссийские санкции, миграция населения, нестабильная политическая обстановка в странах Азии и Африки. В настоящее время ограничено сотрудничество в сфере туризма с Турцией и Египтом, в результате чего происходит переориентация потока туристов. Многим турфирмам приходится работать в ситуации неопределенности из-за сложившегося кризиса выездного туризма. Однако это создает предпосылки для роста и развития внутреннего туризма в России. По этой причине сейчас удобный момент для российского туризма, чтобы начать привлекать на свою сторону туристов России и зарубежья.

Кроме того, события внутри России также существенно изменили состояние отечественной туриндустрии. В рамках проведения Зимней Олимпиады в 2014 г. модернизирована инфраструктура города Сочи, что повысило престижность и привлекательность не только самого курорта, но и страны в целом. Присоединение к России Крыма создает дополнительные дестинации, которые имеют большой потенциал.

В этой ситуации россияне все больше обращают внимание на возможности отдыха в местах, расположенных как вблизи района проживания, так и в других регионах страны.В сравнении с прошлым сезоном стало существенно больше тех, кто намеревается посетить один из уголков России (с 4% в 2014 г. до 11% в 2015 г.).[1] Однако, существующие проблемы качества туристских услуг в России не позволяют удовлетворять в полной мере потребности туристов, что в некоторой степени сдерживает рост и развитие индустрии отдыха. Многие туристы, несмотря на нестабильную экономическую и геополитическую обстановку в мире предпочитают отдых за рубежом, что говорит о несоответствии отечественных туристских услуг требованиям россиян. Основная проблема российского туризма – невысокое качество предоставляемых услуг по неоправданно высоким ценам.

При этом Россия имеет огромные потенциальные возможности в плане рекреационных ресурсов. Только в 2012 году Россия попала в десять стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан в страну, где наша страна приняла 4,8 процента от общего количества туристов, что пополнило государственную казну на 10,750 млрд. долл. США[2]. Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо-Кавказский район, с многочисленными курортными зонами, благоприятным климатом, длинной линией побережья, а так же территория с более чем 40 минеральными источниками. Центральный район представлен многими памятниками российской истории и культуры, где собралось множество старорусских городов и русских монастырей. И, конечно, главная достопримечательность Северо-Западного района – Санкт-Петербург с его окрестностями, в том числе дворцово-парковые комплексы: Ломоносов, Гатчина, Петродворец, Павловск и т.д. Обширная территория России богата уникальными природными памятниками и районами с разнообразными природно-климатическими условиями.

В 2014 году в России было зарегистрировано 4 275 туроператоров, 2 626 из которых ориентированы на внутренний рынок туризма, и 1 649 туроператоров из сегмента международного въездного и выездного туризма [3]. Однако около половины отдыхающих (51%) выказывают явное недоверие к турфирмам, причина которого кроется во мнении, что это мошенники на которых нельзя положиться, процент тех, кто может доверить свой отдых турфирмам составил 35%. 62% опрошенных считают неизбежным банкротства туристических фирм, что не добавляет желания воспользоваться туристскими услугами [4]. При этом мнение о банкротстве вполне обосновано, так по сообщению новостного портала «Российская газета» от 14 апреля 2015 года, 1000 операторов из 1700, специализирующиеся на выездном туризме, не внесли взносы в размере 0,1 процента от прибыли, что является обязательным условием работы на рынке [5].

Три четверти россиян, путешествовавших летом 2015 г. (76%), организовывали свою последнюю поездку на отдых самостоятельно. Частично к помощи турагентства (в оформлении визы, покупке билетов и т.п.) прибегли 5% опрошенных. Лишь каждый пятый (19%) респондент поручил турфирме полностью организовать свой вояж, при этом чаще других готовые туры брали москвичи и петербуржцы (39%) и наиболее материально обеспеченные респонденты (27%) [4].

Особенно остро стоит проблема развития внутреннего туризма в регионах России, которые не являются курортами и не входят туристические кластеры. Основной причиной такого положения дел является то, что организации, предлагая туристские услуги, ищут (ждут) потребителя, которому они «подойдут», а не разрабатывают услуги и не создают соответствующие условия на основании требований, ожиданий (пожеланий) потребителей, уходя тем самым от политики, ориентированной на спрос, предъявляемый потенциальными туристами.

Основные требования, которые выдвигают отдыхающие, включают:

  • доступные цены на товары и услуги;

  • климатические условия желаемого района отдыха;

  • комфортные условия проживания.

В следующей тройке уже идут: экологическая чистота района отдыха, качественное питание и желаемое окружение людей во время отдыха [6].

Проблематика качества услуг сохраняется уже на протяжении достаточно долгого времени. Некоторые вопросы решаются на федеральном уровне с помощью правовых и экономических механизмов. В частности в настоящее время принимаются новые стандарты в сфере туризма, призванные повысить качество до конкурентоспособного состояния. Но действующие национальные стандарты регулируют, в основном, лишь вопросы, касающиеся классификации и измерений. Международные и межгосударственные стандарты серии 9000 содержат более широкие требования и рекомендации по обеспечению качества, применимые и в сфере туризма. Современный подход по менеджменту качества туристских услуг предполагает постоянную ориентацию на требования потребителей, а также мониторинг и оценку степени их удовлетворенности. Но практика российского туризма в основном строится на отзывах потребителей, научно и экономически обоснованный подход к взаимодействию с потребителями в большинстве случаев отсутствует.

И все же, как уже отмечено выше, наблюдаются некоторые положительные изменения. В последнее время популярность набирает сертификация в сфере туризма, которая происходит на добровольных основах. Сертификация в туризме свидетельствует о преимуществах:

  • повышенный уровень безопасности жизни и здоровья туристов;

  • постоянный рост качественной составляющей туристического сервиса;

  • внедрение инновационных технологий в систему подбора и обслуживания маршрутов;

  • минимальные расходы времени, необходимые для офисного обслуживания клиентов;

  • наличие передовых программных решений в системе контроля и учёта.

  • комплексная информационная поддержка туристов. работа с туристами на договорной основе;

  • наличие работающих схем страхования туристов;

  • эффективная рекламная политика;

  • действенная поддержка туристов в зарубежных турах;

  • работающий механизм компенсаций убытков за неиспользованные туры.

Ключевыми проблемами, требующими решения для успешного развития туризма в регионах по сей день остаются недостаточное развитие инфраструктуры, невысокий уровень качества предоставляемых услуг, завышенные транспортные тарифы на внутренние перевозки и другие. Часто именно эти проблемы останавливают туристов при выборе внутрироссийских туров.

Всё вышеназванное значительно препятствует развитию внутреннего туризма в не кластерных и считающихся не туристическими регионах и России в целом.

Таким образом, в настоящее время внутренний российский туризм испытывает многие проблемы, большая часть которых напрямую связана с качеством туристских услуг. Поэтому их решение должно быть комплексным с применением подхода на основе менеджмента качества. Ключевым для предприятий туриндустрии сегодня должен стать принцип ориентации на современного российского потребителя, который заинтересован в безопасном, комфортном и доступном отдыхе. Применение инструментов маркетинга и разработка востребованных туров позволит отдельным предприятиям укрепиться на внутреннем туристском рынке, повысить эффективность своей деятельности и доверие среди туристов, что создаст дополнительные возможности развития экономики регионов и России в целом.

Список использованных источников

  1. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115270

  2. Правительство Российской Федерации. Распоряжение. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года].

  3. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedstat.ru/indicator/data.do?id=37253

  4. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114984

  5. Интернет-портал «Российская газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/04/14/turoperatori-site.html

  6. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2015/2015-09-25-turizm.pdf

Просмотров работы: 2421