ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА

Файзуллина Л.М. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей задачей современного образования является формирование у учащихся потребности к самосовершенствованию и саморазвитию. Другими словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Воспитание личности, способной самостоятельно учиться, необходимо начинать уже в начале школьной образовательной практике, а именно в начальной школе. Ведь от уровня овладения учащимися универсальных учебных действий зависит успешность обучения. Поэтому учителю важно не упустить резервные возможности младшего школьного возраста

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъекта к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию

Изучение состава слова содержит широкие возможности для обогащения словарного запаса, для развития, для развития логического мышления, для повышения орфографической грамотности учащихся

В ФГОС для формирования УУД предлагается использовать специальные методы и формы организации учебной работы учащихся .

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;

  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  4. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  5. адекватно воспринимать оценку учителя;

  6. различать способ и результат действия;

  7. уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  8. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  9. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Умение определять цель деятельности на уроке формируется на этапе постановки учебной задачи, позволяющей выявить основные свойства и признаки изучаемого морфемного понятия.

Рассмотрим упражнения для изучения основных морфемных понятий, после чего ученики могут сделать вывод о выполнении поставленной ими цели.

1. На уроке по теме "Корень. Однокоренные слова" учащиеся рассматривают картинку с изображением русской печки и записывают родственные слова: печь, печник, печное (отопление). Аналогичную работу возможно провести со словами лес, лесник , лесное (хозяйство). Ученики убеждаются в том, что корень - общая часть родственных слов, в которой заключено общее в их значении.

2. При изучении понятия окончание учащиеся читают отрывок из стихотворения С.А. Есенина о березе.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

На следующем этапе учащиеся восстанавливают текст, вставляя слова, подходящие по смыслу.

(Берёзу) называют символом России.

Русь моя, люблю твои (березы)!

(Береза) воспета в произведениях русских поэтов .

О (березе) слагали песни.

На (березе) распустились почки.

Под (березой) нашли грибок.

Выполнив упражнение с текстом, ученики формулируют алгоритм нахождения окончания.

3. Подчеркни в тексте однокоренные слова, выдели в них корень.

Проплясали по снегам снежные метели.Снегири снеговикам песню просвистели.У заснеженной реки, в снежном переулкеЗвонко носятся снежки, режут лед снегурки.А в завьюженных лесах – снежные палаты.На сверкающих кустах – снежные халаты.

(С. Погореловский)

Это задание учит школьников оценивать результаты своей деятельности, так как, найдя 6 разных однокоренных слов (снегам, снежные, снеговик, заснеженные, снежки, снегурки), могут поставить себе отметку "5+", 5 слов - "5", 4 - "4" и так далее.

4. Развитию у младших школьников умения оценить правильность своих действий и применения навыков, приобретенных на уроках изучения состава слова, могут помочь тестовые задания. Рассмотрим примеры.

  1. Однокоренными (родственными) называются слова…

а) близкие по значению;

б) имеющие общую часть;

в) слова, которые можно объяснить одним словом;

г) близкие по значению и имеющие общую часть.

  1. Подчеркни однокоренные (родственные) слова, если они есть, выдели корень:

а) лисёнок, лист, лисий;

б) солёный, засолка, солнечный;

в) краска, красить, украшать.

  1. О какой части слова идет речь?

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

а) корень;

б) приставка;

в) окончание;

г) суффикс.

  1. Восстанови правильный порядок алгоритма разбора слова по составу.

а) изменяю слово и выделяю в нем окончание

б) подбираю однокоренные слова и выделяю корень

в) нахожу часть слова, которая стоит после корня перед окончанием. Это суффикс. Выделяю суффикс

г) выделяю основу

д) нахожу часть слова, которая стоит перед корнем. Это приставка. Выделяю её.

(а, г, б, д, в)

  1. Угадай слово.

Корень мой находится вценеВ очерке найди приставку мнеСуффикс мой в тетрадкевсе встречалиВся же - в дневнике я и в журнале.

(ОЦЕНКА)

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Самоопределение:

  1. формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);

  2. формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием);

  3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Смыслообразование:

  1. формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

а) развития познавательных интересов, учебных мотивов;

б) формирования мотивов достижения и социального признания;

в) формирования границ собственного знания и «незнания»

Морально-этическая ориентация:

  1. знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);

  2. ориентация на выполнение моральных норм;

  3. способность к решению моральных проблем на основе децентрации;

  4. оценка своих поступков.

1. Развитие у учащихся начальных классов патриотических чувств возможно через знакомство и лингвистическую работу с литературными произведениями. Например, поиск однокоренных слов в рассказе К. Д. Ушинского "Наше отечество".

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

(Родина, родились, родной; отечество, отец).

2. Формированию моральных норм у учеников начальной школы может способствовать содержание текстов для заданий и соответствующие беседы. Например, для развития уважения к старшим, возможно использование следующего задания.

Прочитайте текст и найдите слова, которых поменялось окончание.

Порядок

Повсюду в мире существует порядок: и у людей, и у животных.

У моего брата Николая в хлеву живут домашние животные: коровы, свиньи, овцы. Когда они идут на водопой, все выстраиваются по чину, друг за другом, сначала старшие, потом младшие: впереди – корова, за ней – телка, следом – маленький бычок, за бычком – овцы за овцами – свинья, а за ней – поросенок. Так они гуськом подходят к воде, по очереди пьют воду и в том же порядке возвращаются домой.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

(корова - коровы, бычок - бычком, овцы - овцами)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Общеучебные универсальные действия:

  1. осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  2. использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

  3. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  4. ориентировка на разнообразие способов решения задач;

  5. структурирование знания.

Логические учебные действия:

Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов:

  1. умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  2. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  3. умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи;

  5. умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  6. доказательство;

  7. выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем:

  1. формулирование проблемы;

  2. самостоятельное создание способов решения проблем.

Развитие у младших школьников умения строить речевое высказывание; делать обобщение и выводы возможно и в начале урока на этапе актуализации знаний, и в конце урока на этапе рефлексии, чтобы подвести итог о полученных знаниях на данном уроке и в том числе, об изученном ранее в разделе: «Состав слова».:

1. Какие компоненты входят в понятие о составе слова?

(В состав слова входят: приставка, корень, суффикс, окончание).

2. Что такое корень слова? Как его выделяют? Каково значение корня?

(Корень – это главная значимая часть слова. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова, и общая неизменяемая часть в этих словах будет корнем. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

3.Что такое окончание? Каково значение окончания?

(Окончание – это изменяемая часть слова. Чтобы выделить окончание в слове, нужно изменить форму этого слова, и изменяющаяся часть на конце получившихся слов будет являться окончанием. Окончание служит для образования формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

4. Что такое приставка? Каково значение приставки?

(Приставка – это значимая часть слова. Приставкой будет являться часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования слов)

5. Что такое суффикс? Каково значение суффикса?

(Суффикс – это значимая часть слова, Суффиксом будет являться часть слова, стоящая после корня. Суффикс служит для образования слов)

6. Дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Необходимо найти лишний вагон. Сделать это помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.

Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.

Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.

(В первом поезде лишним будет вагон - закон, во всех словах за - это приставка, а в слове закон слог за входит в корень.

Во втором поезде лишний вагон - веник, т.к. во всех словах ник - это суффикс, а в слове веник слог ник входит в корень.

В третьем поезде лишнее слово победить, т.к. во всех словах по - это приставка, а в слове победить слог по входит в корень.)

Данное задание формирует несколько видов логических умений познавательных УУД.

Во-первых, это умение анализировать объекты с целью выделения признаков. Дети анализировали слова и выделяли лишнее слово, отличающееся своим признаком, т.е своим составом.

Во – вторых, это умение построить логическую цепь рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез; их обоснование. Поскольку дети работали в группе, они учились взаимодействовать друг с другом, формулировали свои предложения решения задания, затем определив вместе с группой свой ответ, какой вагон лишний, приводили доказательство своего решения.

Также к логическим умениям относится синтез. Как известно синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. Для примера осуществления синтеза можно выделить следующее задание:

7. Отгадайте слова.

  1. Его корень в слове подкладка, приставка в слове записать, суффикс в слове дымка, окончание в слове лисица (закладка).

  2. Его корень в слове пришкольный, приставка в слове одуванчик, суффикс в слове задачник, окончание в слове лебедь (школьник).

  3. Его корень в слове подсолнух, приставка в слове вьюнок, суффикс в слове стёклышки, окончание в слове яблоко (солнышко).

  4. Его корень в слове смертельно, приставка в слове бессильный, суффикс в слове посильная , окончание в слове зелёный (бессмертный).

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  3. уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  4. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  5. уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  6. уметь задавать вопросы;

  7. уметь контролировать действия партнера;

  8. уметь использовать речь для регуляции своего действия;

  9. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

1. Упражнение для работы в парах.

Прочитайте. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Вместе с напарником запишите каждую группу с новой строки, выделите корень.Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.

(- платье, платьишко, платьице;

- платный, расплата, выплатить, зарплата)

Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь

(- коса, косить, косилка, косарь;

- перекос, покосился, косяк;

- косыночка, косынка)

2. Упражнение для работы в группах на время. Группы соревнуются между собой , кто быстрее и качественнее выполнит задание.

Вставить в текст окончания.

Осень.

По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног…. листва. Ещё цветут последние цвет… . Дуб на полян… стоит зелёный. Но верхушк… берез... уже оголились. Облетели листочк…. с ив…. .

( По земле шагает осень. В лесу тишина. Шуршит под ногами листва. Ещё цветут последние цветы. Дуб на поляне стоит зелёный. Но верхушке березы уже оголились. Облетели листочки с ивы )

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru /articles/563542/.

2. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.

3. Григорьева, В. И. Формирование регулятивных ууд младших школьников при изучении состава слова / В. И. Григорьева [Электронный ресурс]: http://www.scienceforum.ru/2015/954/7651

4. Деменева, Е. А. Формирование познавательных ууд младших школьников при изучении состава слова / Деменева Е. А. [Электронный ресурс]: http://www.scienceforum.ru/2015/954/8074

5. Парамонова, Л.Г. Стихи для развития речи. / Л. Г. Парамонова. СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004. — 208 с: ил. — (Коррекционная педагогика)

6. Рахимова, М. А. Изучение морфемного состава слова в начальных классах [ Текст] / М. А. Рахимова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 736-738.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2011

8. Формирование коммуникативных умений учащихся начальной школы посредством учебной деятельности в системе развивающего обучения [Электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/articles/551560/

9. Фролова, Л.А. Русский язык: тесты. 3-й класс: Учеб. метод. пос. / Л.А. Фролова. Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2012. 62 с

10. Фролова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий при изучении состава слова / Л. А. Фролова, О. С. Игнатьева // Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 36 - 41

13

Просмотров работы: 1678