ВВЕДЕНИЕ 3
§1 Разновидности насилия в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм 5
§2 Педагогические основы внеаудиторной работы в образовательном учреждении 12
§3 Методика проведения цикла учебно - воспитательных мероприятий «Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день наши персональные данные хранятся на большом количестве Интернет-ресурсах, например, в блогах или социальных сетях. Это приводит не только к появлению огромного количества различных услуг для нас (Интернет-магазины, файлообменные сети, электронная почта, IP-телефония, электронные платёжные системы, поисковые системы, удалённые терминалы, Интернет-радио, удалённое управление, Интернет-телевидение, многопользовательские игры, Интернет-реклама), но и к большому количеству случаев мошенничества, морального насилия, шантажа. Раньше мошеннику чтобы «развести» человека на деньги, нужно было хотя бы познакомиться с человеком лично, более того мошенник для обмана должен был проявить свои актерские навыки и использовать личное обаяние. Только в этом случае у мошенника получалось задуманное. В настоящее время абсолютно то - же самое делается через Интернет. Человек, которого пытаются «развести» не видит мошенника, поэтому не всегда вовремя может почувствовать опасность и предпринять какие - либо меры предосторожности.
К большому сожалению, в интернете мы проводим время не с реальным человеком, а только с образом, который он создал. Образ человека презентуется им таким образом, чтобы получить от вас ту реакцию, которую он хочет получить. Причем парадокс в том, что чем человек менее порядочный, тем более он создает идеальные образы. Проверка соответствия образа действительности невозможна, поэтому воспринимается такой образ, который создан человеком в Интернете. В этом, собственно, и состоит психологический нюанс, позволяющий причинить при помощи Интернета огромный вред наивным людям.
Парадокс заключается в том, что мы постоянно рассуждаем о том, что нас обманывает кто угодно: правительство, пресса, торговцы, производители и другие. И мы ожидаем от них обмана и ведем себя насторожено. А о том, что обман поджидает нас в Интернете, очень редко кто задумывается.
Для предотвращения и профилактики этой проблемы, масштабы которой растут с каждым днем, необходимо рассмотреть разновидности насилия в Интернет более подробно. Для наглядности и более быстрого усвоения материала мы будем использовать внеаудиторную воспитательную работу.
Внеаудиторная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеурочное время, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности.
Актуальность работы определена тем, что с развитием Интернета появляются не только различные удобства для нас, но и большое количество угроз, которые отрицательно сказываются на психическом и физическом здоровье человека. И не каждый может справиться с угрозами, поджидающими его в Интернет.
При помощи интерактивных методов обучения разработаем методику проведении урока на тему «Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм» для более быстрого и наглядного усвоения темы.
Цель исследования разработать методику проведения цикла учебно - воспитательных мероприятий «Насилие в Интеренет. Киберпреступность и киберэкстремизм» для студентов 1-2 курсов.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вузе.
Предмет исследования – учебно - воспитательный процесс с использованием внеаудиторной работы.
Из вышеизложенного можно выделить следующие задачи исследования:
Изучить разновидности насилия в Интернет, понятия: киберпреступность и киберэкстремизм.
Изучить педагогические основы внеаудиторной работы в образовательном учреждении и рассмотреть виды внеаудиторной работы.
Разработать методику проведения цикла учебно – воспитательных мероприятий «Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм».
Киберагрессия в современном мире - это война.
Как социально-психологический феномен, киберагрессия многими авторами (Chibbaro, 2007; Kowalski, Limber, 2007; Patchin и Hinduja, 2008; Slonje и Smith, 2007; Walrave, Heirman, 2011; Внебрачных В.А.; Ксенофонтова И.В.; Солдатова Г.И; и др.) рассматривается как девиация и имеет множество форм, основными из которых выступают троллинг и кибербуллинг.
Термин «троллинг» возник не в научной сфере, а закрепился среди участников виртуального общения. В переводе с английского «троллинг» обозначает «ловлю на блесну», и выбор именно этого термина, возможно, связан с манипулятивным подтекстом виртуальной провокационной деятельности. Также, существует другой взгляд на происхождение обозначения изучаемого феномена: тролли в славянско - германской мифологии – это злобные, неприятные, уродливые существа, истинно желающие причинять вред всем без исключения, а «тролли» виртуальные своей деятельностью наносят участникам кибер - коммуникации вред как минимум эмоциональный. Благодаря созвучию этих слов данные понятия устойчиво и надежно закрепились.
Анализ современных исследований по проблеме троллинга позволил нам выделить следующие особенности данного феномена:
во-первых, троллинг всегда содержит компонент манипулятивного поведения со стороны агрессора,
во-вторых, цель троллинга – получение ответной, зачастую негативной реакции со стороны объекта агрессии, т.е. жертвы,
в-третьих – получение удовольствия от процесса троллинга,
в-четвертых, эта форма агрессивного поведения может проявляться исключительно в виртуальном пространстве, что подразумевает отсутствие возможности физического и визуального контакта между агрессором и жертвой.
На сегодняшний день можно уверенно сказать, что троллинг как социально-психологическое явление негативно влияет на виртуальную коммуникацию в целом, так как каждый пользователь сети Интернет может подвергаться нападкам сетевых агрессоров. Троллинг, являясь агрессивной манипуляцией, целью своей ставит порождение ответной негативной реакции конкретной аудитории, от нескольких пользователей до целых сообществ. Невозможность физически отреагировать провокационным действиям тролля, неспособность «отомстить» может стать причиной психоэмоциональной дестабилизации «жертв». Наибольшей опасностью в данной ситуации является возможный перенос досады и раздражения «жертвы» тролля на реальных людей, нарушающий межличностную коммуникацию вне виртуальной жизни в виде скандалов, ссор и т.д.
Кибербуллинг (cyberbullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать. Кибер-буллинг часто неоправданно путают с моббингом, или массовым травлей (от mob — толпа), хотя в действительности агрессивное поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально-психологические механизмы.
Взрослые пока мало задумываются об опасностях широкой кибер-практики своих детей, хотя о последствиях буллинга реального приходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти. К сожалению, эти случаи часто сопровождаются беспомощностью взрослых: «Не представляю, как это могло случиться», «Такой хороший был мальчик...» Традиционное для бюрократической системы замалчивание проблемы, поиск ложных мишеней для обвинения и отсутствие адекватного реагирования на подобные случаи приводят к тому, что даже о реальном буллинге мы знаем недостаточно. А кибер-буллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы.
Итак, кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). Обычно агрессию взрослых, направленную на детей, не считают буллингом.
Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.
Американские исследователи выделили восемь основных типов буллинга:
1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы (grieffers) — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
3. Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников.
4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (impersonation) — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к эккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой эккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.
5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение (outing & trickery) — получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. Кибер-остракизм проявляется также в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.
7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически: 18-летнего Тристона Кристмаса избила группа парней, снимая это на видео для интернета, а когда он умирал на полу от удара головой, убийца и наблюдатели продолжали развлекаться на вечеринке.
Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.
Киберпреступность – незаконные действия, которые осуществляются людьми, использующими информационные технологии для преступных целей.
Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов (фишинг), так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем.
Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество.
Другой пример мошенничества - интернет-аукционы, в которых сами продавцы делают ставки, чтобы поднять цену выставленного на аукцион товара.
В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.
Киберэкстремизм – один из многих видов киберугроз, которые вызывают всеобщую озабоченность.
Природа экстремистской теории заключается в логическом развитии каких-либо идей или взглядов, вырванных из контекста. Большинство таких теорий основываются на незначительном числе теоретических посылок, которые зачастую абсолютизируются и обрастают рядом следствий и выводов. Следует также подчеркнуть, что экстремистские течения, как правило, не связаны с властью и стремятся к диктатуре. Все разновидности экстремизма используют теории заговора.
Рассмотрим основные разновидности экстремизма.
Экономический экстремизм направлен на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы.
Источником политического экстремизма является деятельность лиц, создающих предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных Сил, систем образования и здравоохранения.
Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций, провозглашает верховенство одной нации над другими.
Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.
Экологические экстремисты выступают против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще.
Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.
Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. При этом непосредственное отношение к его деятельности могут иметь взрослые, которым молодежь своим противоправным поведением зачастую стремится подражать.
Разновидностям экстремизма присущи общие черты:
насилие или его угроза;
одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем, поиске путей их решения;
фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои принципы и взгляды оппонентам;
бездумное, беспрекословное выполнение любых приказов, инструкций;
опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум;
неспособность к толерантности, компромиссам либо игнорирование их.
Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом.
Итак, мы выявили, что в Интернете существует достаточно много разнообразных угроз, с которыми нужно бороться.
§2 Педагогические основы внеаудиторной работы в образовательном учрежденииКачественная подготовка квалифицированного специалиста сегодня предполагает связь процесса воспитания и обучения. Воспитательная работа представляет собой систему, позволяющую раскрыть творческий и умственный потенциал каждого студента, обеспечить развитие личностных компетенций.
Внеаудиторная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеурочное время, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности.
Внеаудиторная деятельность предоставляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в ней происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации учебного заведения, осуществляется культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов.
Поскольку внеаудиторная работа является неотъемлемой частью воспитательной работы, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение студентом необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой системы ценностей.
Для того чтобы определить место внеаудиторной работы в педагогическом процессе учебного заведения, необходимо рассмотреть возможности ее воспитательного воздействия на студента.
Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студента, которые не всегда удается рассмотреть на занятии. Внеаудиторная работа помогает преодолеть стереотип в восприятии учащегося как ученика. Разнообразные виды деятельности способствуют самореализации студента, повышению самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеаудиторной работы обогащает личный опыт студента, его знания о разнообразии человеческой деятельности и способствует приобретению необходимых практических умений.
Разнообразная внеучебная воспитательная работа способствует развитию у личности интереса и желания участвовать в различных видах деятельности.
В различных формах внеаудиторной работы студент учится жить в коллективе, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.
В основе организации внеаудиторной работы лежит ряд педагогических принципов. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеаудиторной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.
Одним из фундаментальных принципов организации внеаудиторной работы является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего развития. Важным является создание правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе. Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности.
Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих студентов, их предложения, что способствует развитию самостоятельности, ответственного отношения и творческих начинаний. В качестве идеала выступает личность творческая, высоконравственная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию, в связи с этим данный принцип приобретает особую значимость.
Одним из принципов организации внеаудиторной деятельности студентов является принцип мотивированости. В деятельности студента должен существовать мотив, побуждающий к выполнению того или иного поручения, к посещению какого-либо кружка, секции. И если этот мотив отсутствует, то и желание что-то делать тоже исчезает. Мотивом может стать любая проблема: собственная, коллективная, общественная заинтересованность в чем-либо и т.д.
Во внеаудиторной работе распространены следующие формы: индивидуальная, групповая и массовая.
Форма внеаудиторной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание.
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на формирование у студентов потребности в самосовершенствовании, самовоспитании.
Внеаудиторная групповая работа наиболее, чем какая-либо иная форма обучения развивает у студентов чувство ответственности, приверженности к группе и взятым на себя обязанностям, способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте, учебном процессе. Более принципиальным различием будет то, что внеаудиторная работа в малых группах подразумевает большую самостоятельность студентов в принятии решения по поводу того, как им работать, где проводить свою работу и, в конце концов, когда собираться для совместной работы и в какие сроки завершить выполнение отдельных работ либо отдельных шагов. Например: студенческие научно-практические конференции, секции.
Массовая работа принадлежит к числу наиболее распространённых форм в учебном заведении. Она рассчитана на одновременный охват многих учащихся, ей свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Она расширяет кругозор, вызывает чувство приобщения к жизни страны, стимулируют активность, развивает инициативу у студентов и умение понимать друг друга, взаимодействовать в коллективе. Например: проведение предметных недель, научных конференций по проектной деятельности учащихся (инновационная форма массовой работы), праздников (традиционная форма массовой работы).
Под методами внеаудиторной работы следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся, для развития у них мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для их коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Методы внеаудиторной работы определяются ее содержанием и формой. Они решают две задачи: приобретение студентом положительного опыта и развитие его сознания.
Существует огромное количество различных способов проведения внеаудиторного занятия. Все способы можно разделить на два типа:
1тип – соревновательный;
2тип – ролевая и деловая игра.
Соревновательный тип включает в себя: конкурс, викторину, урок-КВН, аукцион, урок «Поле Чудес», турнир, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?» «Самый умный», «Фотоохота», «Фотоэкстрим» и т.д.
Ролевая и деловая игра включают в себя: театрализацию, урок с элементами психодрамы, конференцию, беседу, диспут, семинар, проект, ролевой диалог, дискуссию, дебаты, интервью, симпозиум, воображаемую экскурсию, урок-круглый стол.
Рассмотрим более подробно способы проведения соревновательных занятий.
Конкурс — это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников.
Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.
Урок-КВН — похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические. Уроки в форме КВНможно провести как повторительно-обобщающие. Включаю в них разные виды работ (на воспроизведение материала, решение задач, экспериментальные задания и т. п.) и разной степени сложности - от репродуктивных до творческих; конечно, все стараюсь дать в занимательной форме. Это общее правило. Соревнующиеся команды формирую из учащихся, сидящих в одном ряду. Оценивает работу жюри, избираемое из ребят в начале урока; оно ведет на доске счет набранных очков.
Урок-аукцион — заключается в публичной «продаже с молотка» простых предметов обихода. Продажу осуществляют за физические знания-ответы (а не за деньги), и «купившим» вещь считается тот, кто последним даст ответ. Предметы для продажи подбирают так, чтобы для них можно было предложить «цепочку» ответов; тогда последний будет самым трудным и поэтому самым дорогим. Урок привлекает внимание ребят своей необычной формой. Его методическая ценность: он учит видеть физические явления и закономерности в окружающей жизни.
Урок-турнир — Соревнуются несколько параллельных групп. Урок рассчитан на одну пару; готовиться к нему несколько дней. Ребята объединяются в группы «консультантов», «эрудитов», «аналитиков», «экспериментаторов». Консультанты занимаются с отстающими, аналитики решают усложненные задачи (получают они их заранее), эрудиты готовят сообщения, экспериментаторы ставят опыты.
«Что? Где? Когда?» — интеллектуальная телевизионная игра, в которой команда из шести игроков, называемых «знатоками», ищет правильный ответ на любой заданный им вопрос при помощи мозгового штурма в течение одной минуты.
«Поле чудес» — одна из первых интеллектуальных развлекательных программ телекомпании «ВИD».
«Самый умный» — российская телепередача телеигра эрудиционно-развлекательного характера.
«Слабое звено» — телевизионная игра. Особенностью передачи является удаление одного из игроков в конце каждого игрового раунда, что производится голосованием всех игроков.
Игровая «фотоохота». Цель игры - сделать снимки по определенной тематике. Для такой «охоты» не обязательно обладать дорогой аппаратурой, можно обойтись обычной «мыльницей», цифровой камерой для любительской съемки или, в крайнем случае, камерой на мобильном телефоне. Качество снимка здесь не имеет большого значения, главным фактором является оригинальность. «Фотоэкстрим» является разновидностью «фотоохоты».
Теперь рассмотрим более подробно способы проведения ролевых и деловых игр.
Психодрама — это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.
Учебная конференция - это форма обучения, представляющая собой выступление учащихся с докладами по заданной теме, с последующими вопросами от аудитории.
Беседа применяется в тех случаях, когда учебный материал студентам известен. Беседа — это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения. В процессе производственного обучения применяются два основных вида беседы: беседа, в ходе которой производится закрепление, повторение, проверка знаний и умений учащихся — контрольно-проверочная; а также беседа, основная цель которой обобщение, систематизация, конкретизация накопленного учащимися опыта, обобщающая, эвристическая. При проведении и контрольно-проверочной, и эвристической беседы основным «инструментом» их осуществления являются вопросы.
Диспут — семинар на заданную тему. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.
Семинар, для студентов, представляет собой средство развития культуры научного мышления. Семинар обеспечивает углубленное изучение дисциплины, освоение методов научного познания.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Диалог— тип ролевой игры, в котором человек исследует собственные серьезные проблемы, свои отношения с людьми, конфликты, болезненные мысли и чувства, вступая с ними в диалог. Во время игры, вы озвучиваете не только себя, но и воображаемого оппонента, вслух произнося реплики то за одну, то за другую сторону. Важный элемент этих выдуманных диалогов — спонтанность, которая позволяет самым непосредственным образом проявляться вашим чувствам и различным сторонам вашего «я». Никогда не думайте заранее о том, что вы будете говорить — здесь необходима импровизация. Ведите разговор живо, с внутренним развитием. Не стоит контролировать свои мысли и пытаться уклониться от какой-либо темы. Полностью освободите себя от условностей, ограничений и запрещений. Будьте глуповаты и игривы, полностью отдайтесь лицедейству. Шутливый диалог часто помогает понять самого себя гораздо глубже, чем глубокие интеллектуальные размышления на ту же тему.
Дебаты определяются как прения, обмен мнениями каком-либо собрании, заседании. В основе дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.
Интервью — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Симпозиум — совещание, научная конференция по какому-либо научному вопросу.
Большое эмоциональное воздействие на студентов оказывает прием изучения учебного материала в форме воображаемой экскурсии. Используя этот прием, студенты становятся действующими лицами рассказа, участниками той сценки, которая воссоздаётся на уроке.
«Круглый стол» — это семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Учебное занятие «за круглым столом» состоит из трёх этапов: подготовительного; обсуждения проблемы; подведения итогов работы.
Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии –стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная. Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии –предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная – в выборе формы изложения этих знаний.
Правила поведения в дискуссии
Я критикую идеи, а не людей
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
Ошибки в дискуссии
Монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать
Безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета
Издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого
Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы
Нередко некоторые участники дискуссии (2–3 человека) перебивают других, не давая сказать им ни слова
Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Подводя итоги можно сказать, что разнообразная внеаудиторная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей студентов, которые не всегда проявляются на занятиях. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
§3 Методика проведения цикла учебно - воспитательных мероприятий «Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм»Проведение цикла мероприятий представляет собой комплекс связанных между собой мероприятий, а также предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию обучающихся. Нами был разработан цикл учебно - воспитательных мероприятий на тему «Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм», для студентов первого и второго курсов, направления Бизнес информатика и Прикладная информатика института энергетики и автоматизированных систем, с целью привлечения внимания студентов, развития их креативного и логического мышления, а также с целью сплочения коллектива.
Цикл включает в себя следующие мероприятия:
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (Panel Debate) на тему: «Влияние Интернет: мир или война?»;
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
Фотоэкстрим «Мир прекрасен глазами детей, но каков будет их мир, если глаза побывали в стране гигантского паука?»
Инструкция для организатора цикла учебно - воспитательных мероприятий
«Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм»
Перед началом цикла необходимо ознакомить участников с правилами проведения мероприятий.
Группа разбивается на команды. Количество участников в команде должно равняться 5 или 6 (равнее количество мальчиков и девочек).
Ведущему необходимо выдать участникам шаблон заявки на участие в игре, заявку заполняет капитан от всей команды (Приложение А).
Победителя необходимо выбирать по количеству набранных баллов. На втором и третьем этапе урока будет своя команда – победитель.
Подробное описание проведения цикла мероприятий
1. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (Panel Debate) на тему: «Влияние Интернет: мир или война?»
Эта форма дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе.
Группа из 3-5 человек (экспертов) ведет дискуссию на выбранную тему в присутствии остальных участников (по одному участнику из каждой команды).
Зрители (остальные участники команд) вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают участникам вопросы.
Не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равную возможность высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3-5 минут).
Ведущий следит за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.
Предварительно:
Отберите экспертов за день до проведения дискуссии (по одному эксперту от каждой команды). Попросите экспертов подготовиться к краткому выступлению по теме (2-3 минуты), подготовить справочную информацию.
За день до проведения дискуссии попросите всех зрителей подготовить вопросы к экспертам и продумать собственную позицию по теме дискуссии.
Организуйте аудиторию по типу студии: зрители размещаются полукругом по отношению к экспертам.
Ход дискуссии
Представьте тему дискуссии (Насилие в Интернет.) Представьте экспертов.
Сообщите правила проведения ток-шоу:
Правила проведения:
Сначала эксперты высказываются по проблеме (2–3 минуты каждый);
Чтобы получить слово надо поднять руку;
Слово зрителям предоставляет ведущий;
Зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты);
Ведущий имеет право задавать вопросы;
Ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени;
Эксперты отвечают на вопросы как можно конкретнее и короче.
3. Предоставьте слово экспертам.
4. Попросите зрителей выступать и задавать вопросы. Следите за временем.
5. Попросите записать вопросы, на которые не хватило времени, и передайте их экспертам.
6. Поблагодарите экспертов и зрителей.
7. Проведите подведение итогов по содержанию дискуссии. В конце дискуссии каждый из присутствующих должен знать ответы на вопросы: Что такое насилие в Интернет? Какие существуют разновидности насилия в Интернет? Как защититься от него? Что предпринимать, если вы подверглись его воздействию?
2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Подготовка к игре:
Заранее формируются команды учащихся из 5 - 6 человек каждая (в команде равное количество девочек и мальчиков).
Необходимо подготовить секундомер.
Бланки для ответов находятся в приложении Б (распечатываются на каждую команду)
Звуковое сопровождение.
Условия игры:
На игре 15 вопросов. За каждое правильно отгаданное слово команде дается 1 балл, за неправильный ответ снимается 0,5 балла. На размышление дается 1 минута.
Ход игры
Музыкальная заставка.
Ведущий:
Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня у нас интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Против команд знатоков играю я (ФИО ведущего). За первым столом команда знатоков в составе …….. За вторым столом команда следующих игроков……. За n-м столом команда следующих игроков……Попросим под аплодисменты зрителей команды знатоков занять свои места.
Для вас, знатоки, подготовлено 15 вопросов и всего 30 минут на саму игру. Сегодня вам потребуются знания по теме «Разновидности насилия в интернете» Пожелаем Вам успеха!
1 вопрос. Нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: кибербуллинг.
2 вопрос. Повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: нападки.
3 вопрос. Скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: киберпреследование.
4 вопрос. Вредоносная программа, распространяемая людьми (в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно).
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: троян.
5 вопрос. Обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: флейминг.
6 вопрос. Вид интернет - мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: фишинг.
7 вопрос. Любые видеоролики с записями реальных сцен насилия.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: хеппислепинг.
8 вопрос. Исключение из группы людей.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: остракцизм.
9 вопрос. Доведение до самоубийства путем психологического насилия.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ
Ответ: буллицид.
10 вопрос. Незаконные действия, которые осуществляются людьми, использующими информационные технологии для преступных целей.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: киберпреступность.
11 вопрос. Одна из многих видов киберугроз, которые вызывают всеобщую озабоченность.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: киберэкстремизм.
12 вопрос. Получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: надувательство.
13 вопрос. Распространение оскорбительной и неправдивой информации.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: клевета.
14 вопрос. Массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: спам.
15 вопрос. Размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т. п.
Гонг.
По истечении минуты звук гонга. По истечении минуты команда сдает бланк с ответами.
Ведущим озвучивается правильный ответ.
Ответ: троллинг.
Далее из всех отгаданных слов командам предлагается составить кроссворд. На составление кроссворда отводится 30 минут. За составленный кроссворд команда получает максимум 15 баллов (за каждое слово в кроссворде).
Пример кроссворда приведен ниже (Рис.1).
1к |
и |
б |
е |
р |
б |
у |
л |
л |
и |
н |
г |
||||||||||||||
и |
|||||||||||||||||||||||||
б |
2н |
а |
п |
а |
д |
к |
и |
||||||||||||||||||
е |
а |
||||||||||||||||||||||||
3к |
и |
б |
е |
р |
п |
р |
е |
с |
л |
е |
д |
о |
в |
а |
н |
и |
е |
||||||||
э |
у |
||||||||||||||||||||||||
к |
в |
||||||||||||||||||||||||
с |
а |
||||||||||||||||||||||||
4т |
р |
о |
я |
н |
т |
||||||||||||||||||||
р |
е |
||||||||||||||||||||||||
е |
5ф |
л |
е |
й |
м |
и |
н |
г |
6к |
||||||||||||||||
м |
ь |
л |
|||||||||||||||||||||||
7ф |
и |
ш |
и |
н |
г |
с |
8х |
е |
п |
п |
и |
9с |
л |
е |
п |
и |
н |
г |
|||||||
з |
т |
п |
в |
||||||||||||||||||||||
м |
в |
а |
е |
||||||||||||||||||||||
10о |
с |
11т |
р |
а |
к |
и |
з |
м |
т |
||||||||||||||||
р |
а |
||||||||||||||||||||||||
о |
|||||||||||||||||||||||||
л |
|||||||||||||||||||||||||
12б |
у |
л |
л |
и |
ц |
и |
д |
||||||||||||||||||
и |
|||||||||||||||||||||||||
13к |
и |
б |
е |
р |
п |
р |
е |
с |
т |
у |
п |
н |
о |
с |
т |
ь |
|||||||||
г |
Рисунок 1 - Кроссворд
Подведение итогов по игре:
Подсчитываются баллы команд. Награждается лучший участник каждой команды и команда – победитель.
3. Фотоэкстрим «Мир прекрасен глазами детей, но каков будет их мир, если глаза побывали в стране гигантского паука?»
Фотоэкстрим — безбашенная и весёлая игра для больших и шумных команд. Команды получают задания. В них подробно описано, что именно необходимо сфотографировать. Как правило, это какая-то необычная ситуация.
Что потребуется для игры:
Фотоаппарат (не ниже 3 Мегапикселей);
Маркеры, краски;
Желание весело провести время;
Отсутствие комплексов в себе и в людях, которых вы будите снимать;
Море энергии и позитива;
Подручные материалы;
Фантазия.
Оценивание:
Побеждает команда, которая наберет максимальное количество баллов.
Максимальное количество баллов за все задания с бонусами - 55.
Та команда, которая выполнит все задания быстрее других команд, получает дополнительные 10 баллов.
Самым главным критерием считается соответствие снимка предъявляемым требованиям.
Время проведения игры: игра проводится в субботу, длительность от 4 до 6 часов.
Размещение материалов:как только команды сделают все снимки, они отправляют их ведущему, который после окончания игры выкладывает их в группу в контакте.
Вначале игры каждая команда разрабатывает/выбирает свой логотип, который должен присутствовать на каждой фотографии (на это не дается дополнительного времени, все происходит в процессе игры). Логотип может быть нарисован на бумаге или же им может стать одинаковая вещь, которая будет присутствовать у всех членов команды (это может быть все, что угодно, за исключение одинаковых элементов одежды).
Далее команды начинают выполнение предложенных заданий. Как только команда выполнила все задания, она должна вернуться на точку начала игры и сдать распечатанные фотографии.
Задание №1 «Свобода»
Сделайте фотографию, на которой видно всю команду, одновременно находящуюся в воздухе (никакие части тела не касаются никаких жёстких опор). Всю команду видно на фото в полный рост (+5 баллов).
Бонусы:
привлечение 3х человек, не входящих в состав команды (+3 балла);
Все люди на фотографии улыбаются (+1 балл).
Штрафы:
не хватает хотя бы одного человека из команды на фотографии (-3 балла);
отсутствие логотипа команды (-1 балл).
Задание №2 «Агрессия везде достанет»
Трое человек в туристическом походе на привале на берегу реки. У одного из них открыт ноутбук и он выглядит раздраженно (+5 баллов).
Бонусы:
присутствие больших рюкзаков (+2 балла);
присутствие лодки на берегу реки (+2 балла);
присутствие костра (+3 балла).
Штрафы:
отсутствие палатки (–1 балл);
отсутствие логотипа команды (–1 балл).
Задание №3 «Хеппислепинг»
На фото должны присутствовать подростки/студенты избивающие прохожих, тогда как другие записывают это на камеру мобильного телефона (+5 баллов).
Бонусы:
массовость (привлечение более 8 человек (трое из которых участники команды)) (+3 балла);
использование различные орудий избиения (+2 балла);
в роли прохожих взрослые люди (+3 балла);
создание реалистичности картины (использование красок для создания «побоев») (+3 балла).
Штрафы:
привлечение детей (до 14 лет) (–5 баллов);
отсутствие логотипа команды (–1 балл).
Задание №4 «Кибербуллинг»
Проиллюстрируйте последствия кибербуллинга. На фото должен присутствовать расстроенный ребенок, его испуганные родители/бабушки/дедушки (+5 баллов).
Бонусы:
ребенок одет в школьную форму (+2 балла);
присутствует минимум 3 члена семьи (не включая ребенка) (+2 балла).
Штрафы:
на фото отсутствует компьютер/ноутбук/телефон (–1 балл);
отсутствие логотипа команды (–1 балл).
Задание №5 «Троллинг»
Проиллюстрируйте троллинг в интернете (+5 баллов).
Бонусы:
изображение тролля: картинка (+1 балл) или костюм тролля (+ 3 балла).
Штрафы:
отсутствие компьютера/ноутбука/телефона (–1 балл);
отсутствие логотипа команды (–1 балл).
Подведение итогов по игре:
Подсчитываются баллы команд. Награждается команда – победитель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы были выполнены следующие задачиисследования:
Изучены разновидности насилия в Интернет, понятия: киберпреступность и киберэкстремизм
Изучены педагогические основы внеаудиторной работы в образовательном учреждении и рассмотрены виды внеаудиторной работы.
Была разработана методика проведения цикла учебно - воспитательных мероприятий «Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм».
Проведение цикла учебно - воспитательных мероприятий представляет собой комплекс связанных между собой мероприятий, а также предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию обучающихся. Нами был разработан цикл мероприятий на тему «Насилие в Интернет. Киберпреступность и киберэкстремизм», для студентов первого и второго курсов, направления Бизнес информатика и Прикладная информатика института энергетики и автоматизированных систем, с целью привлечения внимания студентов, развития их креативного и логического мышления, а также с целью сплочения коллектива.
Цикл учебно – воспитательных мероприятий включает в себя:
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (Panel Debate) на тему: «Влияние Интернет: мир или война?»;
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
Фотоэкстрим «Мир прекрасен глазами детей, но каков будет их мир, если глаза побывали в стране гигантского паука?»
По окончанию дискуссии каждый из присутствующих должен знать ответы на актуальные вопросы: Что такое насилие в Интернет? Какие существуют разновидности насилия в Интернет? Как защититься от него? Что предпринимать, если вы подверглись его воздействию?
По окончанию интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» каждый участник умело может ориентироваться в разновидностях насилия в Интернет.
В процессе фотоэксирима игроки команд раскрепощаются, преодолевая свои комплексы, и после игры остается море положительных эмоций.
Подводя итоги цикла учебно - воспитательных мероприятий можно сказать, что студенты полностью освоят тему «Киберпреступность и киберэкстремизм», помимо того они необычно проведут свое учебное время и коллектив станет более сплоченным.
Таким образом, разнообразная внеаудиторная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей студентов, которые не всегда проявляются на занятиях. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБоброва И. И., Макашова. В. Н. Теория и методика обучения информатике : Учеб.-метод. Указания / МаГУ ; Сост.: И. И. Боброва, В. Н. Макашова. - Магнитогорск : Изд-во магу, 2003. - 41 с. - Библиогр.: с. 39-41
Бочкова Н.Н. Как вести дискуссию // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/
Виниченко А.О., Севостьянова Д.Н., Чернова Е.В. Киберэкстремистские влияния на молодежь в современном мире // Материалы VIII Международной научно-практической Интернет-конференции «Молодежь. Наука. Инновации» URL: http://rgu-penza.ru/mni/content/mni8.pdf
Гусева. Е. Н. Информатика [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. Н. Гусева [и др.] ; МаГУ. - Магнитогорск: Изд-во магу, 2008. - 215 с. - Библиогр.: с. 215. - ISBN 978-5-86781-607-0.
Зеркина, Е.В. Защита личной информации в открытой системе Интернет / Е.В. Зеркина // Управление информационной инфраструктурой организации на основе технологии открытых систем : сб. тр. участников международного научно-практического семинара. – Магнитогорск : МаГУ, 2008 – 188 с. – с. 86-88.
Зеркина, Е.В. Осторожно, Интернет! / Е.В. Зеркина. – Магниитогорский рабочий. – 20 июня 2008, № 106.
Зеркина, Е.В. Проблемы организации учебно-воспитательной деятельности со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия ИКТ / Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Открытое образование». — 2 (33). Том 1. – 2006. - М. : Изд-во МГОУ. – 128 с. – с. 97-102. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
Конышева, Л. К. Солдатова. Г. Т. Методика проведения инициативных мероприятий в вузе на примере курса "Математика" [Текст] : учеб.-практ. Пособие / [ред. Л. К. Конышева, Г. Т. Солдатова]. - Екатеринбург : [Изд-во РГППУ], 2005. - 72 с. - ISBN 5-8050-0189-6.
Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н. К вопросу о формировании требований к компетенциям личности в области информационной безопасности в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. -2013. - № 8-5. - С. 1203-1207.
Маленкова. Л. И. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для пед. Вузов / Л. И. Маленкова ; Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Пед. О-во России, 2002. - 480 с. - Рек. Уч. Сов. Пед.о-ва России. - Библиогр.: с. 474-476.
Мовчан. И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза [Текст] : [монография] / И. Н. Мовчан ; МаГУ; [рец.: В. Д. Тутарова, И. Г. Овчинникова]. - Магнитогорск : [Изд-во магу], 2013. - 118 с. - Библиогр.: с. 108-118. - ISBN 978-5-4463-0072-3.
Наука - Вуз - Школа : cб. Науч. Тр. Молодых исследователей. Вып. 9 / магу ; [под ред. З. М. Уметбаева, А. М. Колобовой]. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2004. - 438 с. - Библиогр. В конце ст. - ISBN 5-86781-387-8.
Новые информационные технологии в педагогическом образовании [Текст] : Тез. Докл. 12 Респ. Науч.-практ. Конф. 24-26 апр. 1995 г. / МГПИ ; [редкол.: В И. Ефимов, М. П. Лапчик (отв. Ред.), Э. Р. Ипатова и др.]. - Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1995. - 157 с.
Паршукова. Г. Б. Методика поиска профессиональной информации : учеб.-метод. Пособие для вузов / Г. Б. Паршукова. - спб. : Профессия, 2006. - 223 с. - Библиогр.: с. 219-223. - ISBN 5-93913111-5.
Полат. Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. Пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 271 с. - (Высшее образование). - Рек. РАО. - Библиогр.: с. 268-269. - ISBN 5-7695-0811-6.
Савельева. Л. А. Методика преподавания информатики [Текст] : учеб.-метод. Пособие / Л. А. Савельева ; магу. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2010. - 86 с. - Библиогр.: с. 77-78.
Троллинг и кибербуллинг – новые виды виртуального террора [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://internetua.com/
Фришман. И. И. Методика работы педагога дополнительного образования : Учеб. Пособие для пед. Вузов / И. И. Фришман. - М. : Академия, 2001. - 160 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 156-159.
Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. - Москва: МГУ, 2012. – Т.1. – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.
Чусавитина Г.Н. Подготовка педагогических кадров в области информационных технологий // Информатизация образования ‘2001. Всероссийская научно-практическая конференция. - Екатеринбург, 2001.- С. 277-286.
Чусавитина Г.Н. Элективный курс «Основы информационной безопасности» // Информатика и образование. 2007. – № 4. – С.43-56.
Чусавитина Г.Н., Гридина Е.В. Подготовка студентов вузов к использованию информационных ресурсов Интернет // Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе. Сборник научных трудов.- Белгород, 2003. - С. 340-344.
Заявка на участие команды
Название команды: _____________________Дата заполнения _____________________
Капитан команды
№ |
ФИО |
Подпись |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
Бланки для ответов на вопросы в игре «Что? Где? Когда?»
Название команды |
|
№ вопроса |
1 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
2 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
3 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
4 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
5 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
6 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
7 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
8 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
9 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
10 |
Ответ |
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б
Название команды |
|
№ вопроса |
11 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
12 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
13 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
14 |
Ответ |
Название команды |
|
№ вопроса |
15 |
Ответ |