КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В ЛЕГКОВОМ СЕГМЕНТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В ЛЕГКОВОМ СЕГМЕНТЕ

Андреева Е.В. 1
1Тольяттинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос конкурентоспособности предприятия является одним из основных вопросов, требующих решения в целях успешного освоения рынка. В современных условиях деятельности организаций, а именно, в условиях непрерывного падения рубля и усиления доллара и евро, падения цен на нефть, и, как следствие, мощного спада экономики России в последние годы в целом, конкурентное преимущество во многом определяет успех или провал деятельности предприятий. Отрасль автомобилестроения не является исключением.

Динамика продаж легковых автомобилей основных российских марок за последние пять лет (рисунок 1) позволяет выявить явное падение покупательского спроса [1].

Рисунок 1 – Динамика продаж легковых автомобилей основных российских производителей за 2010-2015 гг.

Бренд Lada является абсолютным лидером среди прочих российских брендов (его доля составляет 17,5% всего российского рынка легковых автомобилей) [2]. Тем не менее, продажи автомобилей Lada в 2015 году упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом (с 387 тыс. 307 до 296 тыс. 96 штук). Основными причинами такой отрицательной динамики являются сложная экономическая ситуация в стране, стремительное падение рубля и, как следствие, снижение покупательской способности россиян. При этом в последние годы наблюдается повышение конкурентоспособности российских автопроизводителей.

Исследование подходов к определению понятия «конкурентоспособность» показало, что существует несколько основных его трактовок [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Таблица 1 – Основные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия»

Автор

Определение

А.А. Воронов [3]

способность предприятия выпускать и продавать конкурентоспособные товары

Э.Б. Фигурнов, Ю.Ю. Донец [6]

эффективность использования его производственного потенциала (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента)

Н.Я. Колюжнова, А.Я. Якобсон [4]

способность конкурировать за определенный объект, ограниченный ресурс и добиваться успеха в конкуренции с другими фирмами

Н.С. Яшин [5]

возможность и динамика приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции.

М.О. Ермолов [5]

относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами, или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Н.М. Плотицина [6]

оцененное субъектами внешней среды превосходство на выбранных субъектах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги

М. К. Старовойтов, Б. В. Фомин [9]

общая мера интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках

М.Г. Миронов [7]

способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише

В. Петров [8]

внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности

Так, можно сказать, что все определения понятия «конкурентоспособность» можно разделить на четыре основных подхода.

Согласно первому подходу, под конкурентоспособностью предприятия понимаются организационные преимущества предприятия, которые обеспечивают его конкурентоспособность (Э.Б. Фигурнов, Ю.Ю. Донец, Н.Я. Колюжнова, А.Я. Якобсон, Н. С. Яшин, В. Петров). Таковыми могут являться: особая технология производства, позволяющая снизить издержки, увеличить качество производимой продукции; высокая квалификация кадров предприятия, высокая организационная культура; высокий вес современного оборудования, обеспечивающего бесперебойное своевременное производство товаров высокого качества; высокий уровень автоматизации производства.

Согласно второму подходу, конкурентоспособность предприятия обосновывается конкурентоспособностью производимой им продукции (А. А. Воронов, Н. М. Плотицина, М. Г. Миронов). В рамках данного подхода изучение конкурентоспособности предприятия происходит на основе изучения продукции предприятий – конкурентов. По каким параметрам продукция одного предприятия лучше продукции другого? Какие характеристики производимой продукции позволяют удовлетворить спрос наилучшим образом? Каков спрос на продукцию конкурентов? Какова доля рынка продукции конкурентов, и какова доля рынка нашего предприятия? и др. - вот те вопросы, ответ на которые позволяет оценить конкурентоспособность товара и, соответственно, конкурентоспособность предприятия в ключе данного подхода.

В третьем подходе к определению понятия конкурентоспособности упор сделан как на производство, так и на производимую продукцию (М. О. Ермолов, М. Г. Миронов).

С точки зрения четвертого подхода конкуренция рассматривается, как мера доверия потребителя к предприятию (Н.М. Плотицина, М. К. Старовойтов, Б. В. Фомин). В данной статье конкурентоспособность предприятий машиностроения будет рассматриваться с точки зрения второго подхода.

Очевидно, что предприятия, занимающиеся как импортом, так и экспортом, не могут в процессе производства ориентироваться на уровень предприятий – конкурентов только внутри страны, не учитывая мировых стандартов качества, а также многих других факторов. Так, рассматривая массовый сегмент, в который и входят российские предприятия машиностроения, можно отметить, что в 2015 году самую большую долю рынка легковых автомобилей России, как было указано выше, получила Lada. На втором месте – KIA (163,5 тысячи единиц), на третьем – Hyundai (161,2 тысячи единиц), и чуть ниже - УАЗ (48,7 тысяч).

Проведем SWOT – анализ деятельности ОАО «АвтоВАЗ», как крупнейшего российского автопроизводителя, для выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на его конкурентоспособность (таблица 2).

Таблица 2 – SWOT – анализ деятельности ОАО «АвтоВАЗ»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Известный лидер рынка

  • Высокий инновационный потенциал

  • Государственная поддержка

  • Широкий модельный ряд, удовлетворяющий запросам современных российских потребителей

  • Международный опыт (альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ)

  • Конкурентоспособная цена на выпускаемые автомобили

  • Отлаженный механизм поставок комплектующих

  • Отлаженный механизм сбыта

  • Дешевая рабочая сила

  • Устаревание производственных мощностей

  • Качество выпускаемых автомобилей ниже, чем у иностранных производителей в соответствующем ценовом сегменте

  • Низкий уровень профессионализма менеджмента в части планирования производства и управления персоналом

  • Маркетинг (исследование рынка, реклама товаров)

Возможности

Угрозы

  • Увеличение и модернизация производственных мощностей

  • Развитие научно-технического и опытно-конструкторского комплекса

  • Запуск новых моделей

  • Выход на рынок премиум - автомобилей

  • Сокращение издержек на выпуск автомобилей

  • Конкуренция со стороны иностранных производителей

  • Еще большее снижение уровня продаж в виду финансового состояния потенциальных покупателей

  • Изменение потребностей и вкусов покупателей

  • Потеря государственного финансирования

  • Повышение цен на комплектующие

Инструмент SWOT – анализ позволяет наглядно увидеть сильные и слабые стороны деятельности рассматриваемых предприятий и сделать выводы. Конкурентоспособность ОАО «АвтоВАЗ» в сложившейся экономической ситуации обуславливается конкурентоспособной низкой ценой на производимые автомобили, расширением модельного ряда, хорошим соотношением «цена – качество». Однако финансовый кризис затронул производство автомобильных комплектующих, поэтому в начале 2015 года металлургические предприятия страны подняли цены на стальной прокат до уровня зарубежных конкурентов, что, в свою очередь, негативным образом сказывается на издержках производства и, как следствие, конечной цене автомобилей. По данным PwC, автомобили АвтоВАЗ, среди которых и самые продаваемые - Granta, Kalina и Largus –выросли в цене в среднем на 13% с начала 2015 года. В целом за 2015 год модельная линейка АвтоВАЗа подорожала на 22% [11].

При этом следует понимать, что в 2014 году чистый убыток предприятия составил 25,4 млрд. руб., а по итогам первого полугодия 2015 года прибыль составила всего 729 млн. рублей [10]. Минпромторг прогнозирует, что при отсутствии мер государственного стимулирования (на общую сумму 43,3 млрд. рублей в 2015 году), совокупный спрос не превысил бы 1,1 млн. автомобилей [12]. Следовательно, особую опасность для завода представляет и возможность сокращения или отмены государственного финансирования.

Таким образом, российские предприятия машиностроения, работающие в легковом сегменте, в данный период времени обладают достаточной конкурентоспособностью для того, чтобы занимать устойчивую позицию на автомобильном рынке. Однако существуют внешние факторы, на которые данные предприятия повлиять не могут, и на сегодняшний день эти факторы могут быть решающими в предопределении спроса на автомобили.

Список используемых источников

  1. Динамика авторынка России в 2015 году. – [Электронный ресурс] – URL.: http://www.autostat.ru/infographics/24534/

  2. Рынок России 2015 года по происхождению марок. – [Электронный ресурс] – URL.: http://www.autostat.ru/infographics/24575/

  3. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, 2003. № 4 (36). С. 44 - 51

  4. Колюжнова, Н. Я. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600 «Экономика» / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я.Якобсона. – M.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 476 с

  5. Ли Янь. Конкурентоспособность предприятия: некоторые вопросы теории // Cборник научных статей «Россия на пути выхода из экономического кризиса». - СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. №2. С. 35 - 37

  6. Пахомов, А.А., Тарасов, М.Е. Конкуренция и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в отраслях экономики: курс лекций: учебное пособие / Тарасов М. Е., Егоров Н. Е., Алексеева К. И., Тарасова – Сивцева О. М., Данилов Ю. Г., Кулаковский Г. П. – Якутск: издательский дом СВФУ, 2014. – 334 с.

  7. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. – М.: Альфа­Пресс, 2004. – 160 с.

  8. Фасхиев Х. А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, 2009. № 4. С. 41 - 46

  9. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. - [Электронный ресурс]. – URL.: http://eup.ru/Documents/2003-01-13/FA0E.asp

  10. Чистая прибыль "АВТОВАЗа" по РСБУ за 1 полугодие 2015 года. – [Электронный ресурс] - http://www.finam.ru/analysis/newsitem/vyruchka-avtovaza-po-rsbu-za-1-polugodie-snizilas-na-2-2-do-89-2-mlrd-rubleiy-20150730-092133/

  11. АвтоВАЗ стал лидером по росту цен на автомобили в 2015 году. – [Электронный ресурс] - http://www.rbc.ru/business/06/11/2015/563caa789a7947983c49dbfb

  12. Автопром-2015: год осознания и адаптации – [Электронный ресурс] - http://www.autostat.ru/news/24385/

Просмотров работы: 1700