МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕР-КЛАССА «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕР-КЛАССА «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК»

Тихомирова К.А. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕР-КЛАССА «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК»

Джишкариани Т.Д., Тихомирова К.А.

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Шуя, Ивановская область, Россия

METHODOLOGICAL DEVELOPMENTS OF ELEMENTS EXTRACURRICULAR ACTIVITIES WITH A MASTER CLASS "CHRISTMAS PRESENT"

Dzhishkariani T.D., Tikhomirovа K.A.

Shuya branch of Ivanovo State University

Shuya, Russia

Представленная нами методическая разработка может быть использована в рамках внеурочных мероприятий - классных часов или кружковых занятий по духовно-нравственной тематике с элементами православной культуры. Она послужит методическим сопровождением подготовки детей к пониманию духовного значения и восприятию традиций православного праздника «Рождество Христово».

Форма проведения урока: классный час элементами мастер-класса.

Цель урока: познакомить учащихся с историей праздника Рождества Христова и традициями его празднования.

Задачи:

  • познакомить с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов и волхвов Младенцу;

  • сформировать представление о празднике; о Вифлеемской звезде;

  • воспитывать уважение к православным традициям своего народа;

  • обогащать словарь школьника новыми словами историко-культурологического значения;

  • сформировать умения и навыки самостоятельно готовить символические сувениры к празднику Рождества Христова.

5. Новые слова и понятия: Палестина, Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Рождество, Иисус Христос, «Вифлеемская Звезда», ясли, волхвы, вертеп, ладан, смирна, колядки, святки, славление, христославы.

Библейский источник: Евангелие от Матфея, 1 глава, стихи 18-25; 2 глава, стихи 1-12; Евангелие от Луки, 2 глава, стихи 11-20.

Оборудование:

  • иллюстративный ряд: репродукции икон и росписей православных храмов на тему урока; виды храмов, посвящённых празднику Рождества Христова. Презентация с иллюстративными материалами; мультфильм «Рождество христово»;

  • для изготовления сувенира–магнетика «Вифлеемская Звезда» - круглая деревянная заготовка, самоклеющая магнитная лента, трафареты, краски, кисть для рисования, непроливайка, салфетки.

Предварительная подготовка к уроку: создание презентации на тему урока. Подготовка трафаретов и других материалов.

План проведения урока:

  1. Организационный момент начала урока – 1мин.

  2. Сообщение цели мероприятия, актуализация опорных знаний, формулирование детьми темы урока (беседа, вопросы) – 2 мин.

  3. Знакомство с Евангельскими событиями Рождества Христова (рассказ учителя по уроку в сопровождении с презентацией) – 8 мин.

  4. Знакомство с технологией изготовления рождественского подарка сувенира-магнетика «Вифлеемская звезда» и рисование фона на заготовке - 10 мин.

  5. Просмотр мультфильма «Рождество Христово» - 7 мин.

  6. Продолжение оформление сувенира, нанесение контура на фон и раскраска звезды (тихо звучит песня о Рождестве) – 7 мин.

  7. Викторина «Чудо Рождества» - 4 мин.

  8. Подведение итогов, выявление победителей викторины и вручение дипломов всем участникам и призов победителям викторины – 4 мин.

  9. Общая фотография с памятными сувенирами - 2 мин.

Ход урока:

Учитель: кто знает, какой православный праздник мы отмечаем 7 января? Для того чтобы вам легче было ответить на вопрос, отгадайте такую загадку: «Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – … (Рождество)!»

Верно, сегодня мы поговорим о празднике Рождества Христова.

Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова. Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад… Также научимся изготавливать сувенир - Рождественский подарок «Вифлеемская звезда». Будьте внимательными в течение урока, так как в конце занятия проведем викторину «Чудо рождества» и победителям ждут призы.

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлеем.

В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник»).

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Придя на землю, Он не был встречен почётом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо Младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние учёные, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всемивосьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вифлеемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: золото, как царю, в виде дани; ладан (ароматная смола), как богу, при богослужении; смирну (масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом. Волхвы преподнесли дары не как младенцу, а как Царю. Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Узнав о рождении Иисуса Христа и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода…

О традиции праздника.

А как раньше праздновали Рождество Христово?

На Рождество наряжали елку. Украшали ее блестящими игрушками, лампочками, свечами, а наверх вешали звёздочку. Звезда является символом Вифлеемской звезды, которая указала на место рождения Иисуса Христа.

К истинным рождественским традициям можно отнести славления. Этот обычай был широко распространён среди простого народа. Люди ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа песнями, плясками, которые называются КОЛЯДКАМИ. Тому, кто колядует, хозяин или хозяйка всегда угощали тем, что было на столе.

Время, когда проходят рождественские праздники с народными играми и песнями, называется Святками. Святки длятся 12 дней, от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

Мастер-класс по изготовлению сувенира-магнетика

Рождественского подарка - «Вифлеемская звезда»

(рассказ учителя по инструктажу сопровождается презентацией)

Детям выдается деревянные заготовки, кисточки и краски. Ведущий демонстрирует образец и комментирует, какую цветовую гамму нужно использовать. Выполнение работы осуществляется совместно: педагог проводит роспись на доске или на экране, а дети на своих заготовках. Мастер-класс сопровождается рассказом ведущего и детской музыкой в соответствии с темой праздника. После выполнения работы проводится выставка сувениров – магнетиков.

Учитель: теперь, приступим к изготовлению Рождественского подарка – сувенира-магнетика «Вифлеемская звезда». Мы с вами узнали, что символом Рождества является Вифлеемская звезда.

Каждый из вас берет деревянную заготовку, рисуем аккуратно фон кистью, используя синюю краску. Пока сохнет фон на заготовке, посмотрим мультфильм «Рождество Христово».

Далее с помощью трафарета - «звезда» рисуем карандашом контур для звезды на высохшем фоне. После этого кистью и начинаем раскрашивать полученную звезду желтой краской. Наносим краску внимательно, не спеша, не нарушая границы контура. Полученную «Вифлеемскую Звезду» можно оживить и придать особенно праздничный вид, используя краски с блесками… (дети работу выполняют под тихую песню о Рождестве).

Технология изображения восьмиконечной звезды

  1. Нарисуем две перпендикулярные прямые; 2. Затем ещё две таких же прямых. 3. Далее соединяем вершины непрерывной линией. Например, в такой последовательности: А-Е-В-З-Д-Б-Ж-Г-А. 4. Ненужные линии стираем. Оставляем контур звезды.

Этим наша работа над изготовлением Рождественского подарка завершена, несомненно, у всех они получились красивые, яркие и блестящие… Можете вашими сувенирами порадовать дома ваших родителей, близких и поздравить им с наступающим Рождеством.

Теперь, отложили их в сторону, пусть краски высохнут, а за это время мы с вами проверим, кто был внимательным и запомнил рассказ о празднике Рождества Христова. Предлагаем вам викторину «Чудо Рождества». Будем задавать вам вопросы, а вы на них отвечать.

Примечание. В тексе викторины знаком «+» выделены правильные ответы.

1. В каком городе, согласно Евангелию, родился Иисус Христос?

а) в Мемфисеб) в Вифлееме +в) в Иерусалимег) в Риме

2. Как называют мудрецов, пришедших к Иисусу?

а) ангелыб) купцыв) волхвы +г) архангелы

3. Когда отмечается Рождество в России?

а) 7 января +б) 25 февраляв) 7 июляг) 25 декабря

4. Какие дары, согласно Евангелию, преподнесли Христу волхвы?

а) золото и сереброб) серебро, смирну и цветыв) золото, ладан и смирну +г) вино и хлеб

5. Время, когда проходят рождественские праздники с народными играми и песнями, называется:

а) Колядаб) Масленицав) Святки +г) Рождество

6. Как в старину называли пещеру, в которой, по преданию, родился Иисус Христос?

а) сводб) яслив) вертеп +г) катакомбы

7. Кто первым пришёл поклониться Святому Младенцу?

а) ангелыб) волхвыв) пастухи +г) царь

8. Как звали царя Иудеи, в правление которого родился Иисус Христос?

а) Давидб) Ирод +в) Иудаг) Август

9. Каково имя Матери Иисуса Христа?

а) Софьяб) Мария +в) Вераг) Надежда

***

Вот и завершился наш интересный и занимательный урок «Рождественский подарок». Сегодня мы с вами познакомились с историей появления такого светлого и радостного православного праздника, как Рождество Христово. Также мы узнали, как праздновали это событие наши предки; научились делать Рождественский подарок - символический сувенир-магнетик «Вифлеемская звезда». А наша викторина выявила самих внимательных и активных на уроке. Дорогие ребята, надеемся, что мы не будем забывать эти традиции и продолжим тепло встречать и отмечать праздник Рождества Христова.

С наступающим праздником - Рождеством Христовым!

Литература

  1. Шмелева, Е.А., Кисляков П.А., Джишкариани Т.Д. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие/ Под редакцией П.А. Кислякова, Е.А.Шмелевой.- Шуя: Издательство ШФ ИвГУ, 2016.- 83с.

Просмотров работы: 1130