АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА ОБУЧЕНИЯ

Смирнова С.А. 1, Джишкариани Т.Д. 2
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
2Шуйский филиал Ивановского государственного филиала
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главная цель современного образования – это формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях, как собственных жизненных интересов, так и интересы общества, такие как: продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и так далее.

При организации процесса обучения учитель должен стремиться выбирать такие методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. Активные методы обучения являются необходимым условием того самого трудно оценимого результата образования.

Исследованием проблемы активных методов обучения занимались как зарубежные, так и отечественные ученые (Давыдов В.В., Селевко К.Г., Кларин К.В., Оганесян Т.В. и т.д.). Главная задача всех обучающих – это правильно построить процесса обучения, чтобы духовные силы обучаемого смогли раскрыться. При этом учителю необходимо доступно все показать и рассказать, научить правильно мыслить, а главное применять приобретенные навыки на практике. В связи с этим нами поставлена цель -изучить развитие познавательных способностей обучающихся при реализации активных методов обучения на современном уроке и экспериментально подтвердить их эффективность. При реализации этой цели нами были решены следующие задачи: раскрыты понятия «активные методы обучения» и «интерактивные методы обучения»; проанализированы классификация активных методов обучения; изучены состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования; определены условия повышения эффективности развития различных способностей школьников посредством использования активных методов обучения; организован и проведен педагогический эксперимент по использованию активных метод обучения; разработан и реализован на практике цикл уроков с использованием активных методов обучения на примере изучения русского языка в 10 классе; разработаны рекомендации по использованию активных методов обучения на уроках.

Сущность понятия «активные методы обучения». В целом можно сказать, что активные методы обучения – это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или предметного цикла. В других случаях, авторы сужают понятие активных методов обучения и относят к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. [2]

Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей и характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

  • источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

  • методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения);

  • тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);

  • уровень познавательной самостоятельности (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

  • уровень проблемности (показательный, монологические, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения).

Не смотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций. [2]

Можно сделать вывод, что методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Например, проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль или закрепление знаний. Например, коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений, навыков. Например, моделированное обучение, игровые и неигровые методы.

Данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Но большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе.

Например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения 3 дидактических задач: закрепление новых знаний, совершенствование уже полученных знаний, активизация обмена знаниями и опыта. В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика». [1]

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности школьников в процессе обучения. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов обучения.

Об эффективности методов обучения следует отметить следующее. Исследования немецких ученых, показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Педагогический эксперимент по изучению эффективности активных методов обучения на уроке русского языка в 10 классе. Для изучения проблемы развития у обучающихся познавательной активности на занятиях путем использования активных методов обучения нами был организован педагогический эксперимент. Целью эксперимента мы обозначили выявление проблемы познавательной активности учащихся на уроке и её решение путём разработки и реализации уроков русского языка в 10 классе.

База исследования: МОУ СОШ №18 г. Кинешма. Количество выборки: 19 человек. Касс 10. Эксперимент состоялся из трех взаимодополняющих этапов.

  • констатирующий этап: в ходе данного этапа проводилось выявление положительных и отрицательных сторон изучаемой проблемы; в данном случае выявился уровень познавательной деятельности на уроке;

  • формирующий (созидательно-преобразующий) этап: в ходе этого этапа были реализованы цикл уроков с активными методами обучения, которые направлены на повышение познавательной активности;

  • контрольный (завершающий) этап, цель которого проверка полученных результатов после реализации уроков.

После проведения анкетирования и наблюдения (по методикам Г.И.Щукиной «Наблюдения за проявлениями познавательной активности и интереса» и Ю.С.Юркевича «Определение интенсивности познавательного интереса») нами были выявлены следующие результаты – 8 % высокого, 70 % среднего и 12% низкого уровней познавательной активности учащихся на уроках русского языка 10 класса. На формирующем этапе эксперимента была сделана попытка решение данной проблемы с помощью применения активных методов обучения на уроке. На практике были реализованы разработанные нами цикл уроков с применением активных методов обучения на примере изучения русского языка в 10 классе ( по темам «Путешествие по царству Лексика. Необыкновенные путешествия фразеологизмов», «Фразеологизмы» и др. Уроки, проведённые в виде игр, были направлены на решение целого комплекса задач по углубленному образованию, развитию индивидуальных способностей каждого ученика, максимальному удовлетворению его интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования большое значение имеет развитие самостоятельности и творческой активности учеников, воспитание навыков самообучения. Поэтому использование активных методов на начальной ступени обучения является важнейшей прерогативой.

По их реализации с целью проверки эффективности используемых нами активных методов обучения был организован контрольный этап эксперимента и проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования

Показатели результатов анкетирования Ю.С.Юркевича «На определение интенсивности познавательного интереса» изменились в сторону улучшения. Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности увеличился до 10 человек, средний уровень стал составлять - 8 человек и лишь 1 человек остался на низком уровне познавательной активности. Несколько человек из среднего уровня перешли в высокий, из низкого в средний. То есть, высокий уровень составили – 53%, средний уровень – 42%, а низкий – 5 % испытуемых. Показатели наблюдения Г.И.Щукина «Наблюдения за проявлениями познавательной активности и интереса» тоже, в свою очередь, изменились. Педагог отметил, что высокими познавательной активностью и интересами стали обладать 13 человек, средней – 5 и низкой – 1человек. В процентах это будет составлять: высокая познавательная активность и интересы – 68%, средняя – 26%, низкая – 6%. Из приведённых нами анализа результатов можно сделать обобщающий вывод, что поставленная цель исследования достигнута.

Можно утверждать, что именно активные методы обучения помогают детям усвоить изучаемый материал на высоком уровне и повысить качество обучения. У детей повышается интерес к процессу обучения, учитель и родители довольны результатами и настроением детей, которые с удовольствием посещают занятия в школе. Можно отметить, что развитие активной деятельности учащихся является обязательным критерием эффективности учебно-воспитательного процесса, так как оно способствует успешному усвоению учебного материала, для более результативного осуществления задач образования.

Рекомендации учителям: для формирования знаний, умений и навыков, активизации познавательной деятельности учащихся в процессе школьного обучения наряду с традиционными методами, использовать активные методы обучения.

Для реализации задач применения знаний, умений и навыков следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.

При использовании групповых и коллективных форм организации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности класса и каждого ученика в отдельности.

При использовании активных методов обучения необходимо учитывать уровень развития и подготовленности учеников, определяя индивидуальный подход к ученикам.

С целью формирования ЗУНов рекомендуем учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки ученика, времени, особенности состава класса, наличие средств обучения.

Использование рассмотренных нами активных методов обучения допускает их аналогичное использование и при углубленном изучении русского языка.

Использование активных методов обучения позволяет педагогу создать положительный микроклимат в классе, что будет создавать атмосферу свободного общения на занятии.

Таким образом, можно сказать, что использование активных методов обучения в школе эффективно сказывается на успеваемость учеников, их творческого потенциала и реализации.

Литература

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула: ТГУ, 2002.

  2. Балаев А.А. Активные методы обучения. М.:Профиздат, 2006.

  3. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  4. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]// http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. В 2-х томах. – М.: Народное образование, 2005.

Просмотров работы: 3363