Следует отметить, чтоматериальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека без которых, накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.[2].
По мнению психологов, дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда как бы не менялось общество.
Анализ подходов к духовно – нравственному воспитанию показывает, что на сегодняшний день проблема духовно – нравственного воспитания у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой нашей страны.[1].
Советская педагогика определяет нравственное воспитание как активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни. И определяет следующие задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми; воспитание коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважение и симпатия к трудящимся разных национальностей. Особо важной задачей является воспитание у детей трудолюбия. [3, 5].
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, Т.А. Марковой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой и других.
В отличии от советской политики основной задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Современные ученые и практики духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривают на основе «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данная концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий президента России Федеральному собранию РФ.
В настоящее время, когда начинается процесс возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Анализ ФГОС ДО показывает, что одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. [6].
Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно – нравственного воспитания в научно педагогическом сообществе пока не сложилось. В таблице представлены мнения разных авторов дающих свое определение духовно – нравственному воспитанию. [3].
Авторы |
Определение понятия |
И.А. Галицкая, И.В. Метлик |
Духовно – нравственное воспитание заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формирование соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой группы, социализации в современном обществе. |
Л.Ф. Островская |
Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. |
Мнение автора |
Духовно – нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества. |
Каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад.
Важно помнить, что духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях перехода на новые ФГОС ДО осуществляет следующие задачи: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.[6].
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.
Рассмотрим на примере Белгородской области реализацию работы по духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения. Выберем категорию дошкольный возраст.
Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание предметно – развивающей среды. Интерьер большинства дошкольных организаций Белгородской области способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России. Во многих детских садах имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России. Наиболее распространены мини – музеи «Светлица», «Русская изба», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки.Такие мини – музеи способствуют воспитанию патриотических чувств и расширению кругозора. Кроме мини – музеев в садах Белгородской области оборудованы уголки православной культуры, где собраны теоретические и практические материалы: литература для детей («Детская Библия», рассказы и стихотворения для детей); литература для родителей (памятки, консультации о православных праздниках); игры по духовно – нравственному воспитанию; иллюстрации.
В дошкольных организациях нашей области проводятся народные праздники и развлечения: Масленица, Осенины, Сороки, Рождество, праздник Ивана Купала, также организовываются тематические выставки детских работ, постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Таким образом, переход на ФГОС в системе российского образования обозначает инновационную работу по совершенствованию воспитания подрастающего поколения. Одним из направлений является духовно – нравственное воспитание. Организация работы в данном направлении особое значение приобретает в системе дошкольного образования. Требования к организации духовно – нравственного воспитания задает Федеральный государственный стандарт и «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Литература
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М., 2006.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 2008.
Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика 2010 №10.
Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Нравственное воспитание в детском саду / Под редакцией В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: «Просвещение», 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.