ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ценностные ориентации современной российской молодежи. Ушаков Д.А.

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета,

Белгородскаяобласть, Россия

Value orientations of modern russian youth.

Ushakov D.A.

Stary Oskol, Belgorod State branch of a national research university,

Belgorod region, Russia

Современное российское общество за последние годы претерпело ряд значительных социально-экономических и политических изменений. Переход к рынку обусловил создание качественно новых экономических условий жизнедеятельности и формирование новых общественных отношений, изме­нения в самой структуре общества. Как следствие радикальных трансформа­ций в обществе появилось много серьезных проблем: имущественное и соци­альное неравенство, рост безработицы и преступности, кризис духовных и нравственных ценностей. Закономерными стали изменения в сознании и по­ведении людей, смена жизненных приоритетов, переоценка ценностей.

Сегодня стала актуальной проблема приспособления молодого поколе­ния россиян к новой социальной реальности, и в этой связи особую важность приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Необходимо обладать информацией об отношении молодежи к окружающей действительности и происходящим событиям, о жизненных це­лях и ориентирах, о насущных проблемах и, самое главное, о способах их решения. Эти данные позволят ученым проанализировать потенциал адап­тивности молодых людей, а также с определенной вероятностью спрогнози­ровать социальные реакции данной многочисленной группы на те или иные последствия государственных преобразований.

Известно, что трансформационные процессы в российском обществе оказали мощное влияние на процессы социализации и становления целого поколения молодежи. Старая и устойчивая система ценностей была разруше­на, в течение продолжительного времени молодежь осталась без четких ду­ховно-нравственных ориентиров, процессы социализации протекали хаотич­но без определенной направленности. Этим вопросам уделялось много вни­мания в науке кризисного для нашей страны периода конца 90-х гг [Соколов 2009: 48].

Проблема исследования общества и личности широко представлена в работах выдающихся отечественных ученых В. А. Ядова, А. Г. Здравомыс- лова, А. Н. Леонтьева. Изучением ценностных ориентаций в условиях обще­ственных трансформаций занимались М. Н. Руткевич, Н. И. Лапин, Т. И. Зас­лавская, В. Т. Лисовский, С. Н. Иконникова [Зубок 2008: 43].

Под ценностными ориентациями в энциклопедической литературе по­нимается оценочное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей группы. Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности [1,с.559]. По­нятие и суть ценностей и ценностных ориентаций, существующих в совре­менной науке, также подробно рассмотрены в работах А. В. Серого и М. С. Яницкого, Г. Б. Кошарной [Зубок 2008: 45].

В данной статье будут проанализированы результаты нашего исследо­вания ценностных ориентаций молодежи, проведенного в сентябре 2015г. Ис­следование проводилось среди студенческой молодежи г.Москва. В число рес­пондентов входило 74 юноши и 86 девушек, учащиеся государственных и ком­мерческих вузов.

Жизнедеятельность в условиях рынка требует наличия у молодежи на довольно раннем этапе высокого уровня самостоятельности. Это касается и выбора целей в жизни и принятия взвешенных решений на пути к достиже­нию этих целей. Результаты нашего исследования по поводу принятия само­стоятельных решений не вызывают опасений. Большинство (46,3 %) показа­ли, что они довольно спокойно, без лишних эмоций обдумывают варианты и совершают свой выбор. 25 % легко принимают самостоятельные решения, пользуясь первым подходящим вариантом. Определенная доля легкомыслия в принятии решений вполне свойственна молодежи. Это объяснимо нехваткой жизненного опыта, в том числе и негативного. Однако есть и категория тех молодых людей (25 %), которым изначально принятие решений дается очень эмоционально тяжело. Для данной категории важно наличие совета или об­разца для подражания, что делает их легкой жертвой для манипулирующего воздействия.

Не менее показательны результаты ответов на вопрос «Нашли ли Вы себя?» (рис. 1). На данный вопрос более половины респондентов (57,5 %) от­ветили, что «скорее всего, нет». 10,6 % ответили, что точно не нашли. И только 31,9 % считают, что вполне нашли себя, знают, чего хотят и к чему стремятся. Выводом из этого следует, что, несмотря на желание быть взрос­лыми и самостоятельными, молодежь все же нуждается если не в наставни­ках, то в образцах для подражания.

Рис. 1 Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что нашли себя?»

  1. Скорее всего, это так

  2. Согласен, именно так оно и есть

  3. Я с этим определенно не согласен

Необходимо отметить, что стать образцом для подражания для совре­менного поколения молодежи не так просто. Молодежь стала свидетелем трудностей адаптации старшего поколения к новым условиям, тем самым их авторитет был существенно подорван. Теперь молодые люди не просто пере­нимают жизненный опыт, они анализируют суждения и поступки родителей, преподавателей и просто старших. Современное молодое поколение оценива­ет и уважает старших не за факт старшинства. По результатам проведенных исследований только 32,5 % опрошенных молодых людей признают старшее поколение за авторитет и видят в родителях ориентир для достижений. Боль­шинство же (62,5 %) считают, что старшее поколение не выдерживает конку­ренции в условиях современной жизни и не может быть образцом для подражания. Еще 5,6 % респондентов назвали старшее поколение неприспособлен­ными и несчастными людьми. 4,3 % опрошенных вообще обвиняют старшее поколение в тех проблемах, которые страна переживает в настоящее время.

Сегодня стать образцом для подражания взрослый может только в слу­чае собственной успешности. Те из родителей, которые смогли овладеть но­вой и актуальной специальностью, получить перспективную должность или организовать собственный бизнес, воспитывая детей, могут стать для них об­разцом для подражания. В процессе воспитания в таких семьях молодые лю­ди видят не только выгоды удачной адаптации, но и имеют возможность ощутить цену, которую их родители заплатили за успех. Все это позволяет сформировать достаточно реальные представления о нелегких условиях жиз­недеятельности и выработать к ним психологическую готовность. Остальные молодые люди вынуждены ориентироваться на образы реально существую­щих успешных людей, а также образы, которые несет современная массовая культура. Средства массовой коммуникации транслируют готовые образы, вызывающие стремление, однако они не дают знания, какими качествами нужно обладать, сколько потратить сил, времени и здоровья и чем придется пожертвовать в жизни для достижения успеха и материального благополучия.

Об изменениях, происходящих в сознании молодежи, пишут многие социологи. Так, В. М. Соколов отмечает, что «в духовно-нравственном мире личности сузилась сфера общественно важных позитивных ориентиров и возросла роль сугубо личностных, не всегда «должных» ориентаций, вдвое снизилась важность таких качеств, как сознание и чувство общественного долга, честность, принципиальность, ответственность, общественная актив­ность. Идет процесс размывания таких «простых» норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, вежливость и др. Все большее распро­странение получает прагматизм в духовной сфере: преобладающая направ­ленность человека только на личную выгоду в знакомствах, экономических связях, социально-политических ситуациях, разрешении различных конфлик­тов. Возрос вес личной инициативы, целеустремленности, материального благополучия, «нужных связей», умения «подать себя» [Яницкий 2009: 28-31].

Результаты проведенного исследования очень показательно подтвер­ждают данные высказывания (рис. 2). Самыми необходимыми для современ­ного общества были названы целеустремленность (56,3%), предприимчи­вость (39,4 %) и интеллект (35,6%), наименьшим успехом у молодежи поль­зуются законопослушание (5%), бескорыстие (3,1%), нравственность (5,6%) и преданность (3,8%).

Подобные тенденции являются закономерным следствием кризиса при переходе к рынку. Многие проблемы, которые по определению являются объектом государственной социальной политики, молодежи приходится ре­шать самостоятельно. Одновременно молодые люди путем проб и ошибок приобретают собственный социальный опыт и находят новые способы само­реализации. В ситуации перемен молодежь вынуждена корректировать свои ценностные ориентации и подстраиваться под экономические, политические и культурные изменения.

Наше исследование показало, что молодое поколение вполне понимает, что рассчитывать ему приходится только на свои силы. По результатам опроса 42,5 % респондентов обвиняют государство в декларативности поддержки молодежи и в отсутствии реальной помощи. Только 14,4 % опрошенных на­ходят помощь государства достаточной для реализации жизненных планов молодежи. Показательно, что 38,8 % опрошенных ответили, что жить моло­дежи трудно, как и всем, но ей легче приспособиться.

Рис. 2 Оценки респондентами качеств, необходимых для жизни в современном обществе

Многие социологи отмечают, что активность современной российской молодежи приобрела утилитарный окололичностный характер, поскольку обусловлена значимостью самореализации, обеспеченности и комфорта. Ориентации на достижение собственных целей не всегда соотносятся с целя­ми социума. Ценностные ориентации молодежи в области образования необходимо рассматривать в прочной связи с ориентациями в области трудоустройства. Профессиональная компетенция и образованность в современных условиях приобрели инструментальную ценность и рассматриваются молодежью как пропуск к занятию высокооплачиваемых должностей и обретению независи­мости. Это, пожалуй, одна из основных причин повышения престижа высше­го образования среди молодежи.

Однако, как справедливо замечает Т. И. Заславская, «это относится лишь к тем видам образования, которые пользуются спросом на рынке, в пер­вую очередь экономическому, юридическому, управленческому.

Инженер­ное, социальное, гуманитарное образование востребуются намного меньше, что отражает реакцию молодежи на резкое снижение статуса специалистов, профессии которых связаны с работой в бюджетном секторе и не имеют пря­мого касательства к рынку (инженеров, учителей, работников культуры, ис­кусства, науки» [Руткевич 2012: 26-30].

Выбор профессии - это, пожалуй, первое самостоятельное и очень важ­ное решение молодого человека. Большинство молодых людей, выбирая про­фессию, ориентируются на доходность того или иного рода занятия. Это под­тверждают результаты исследования. Важными составляющими были названы престиж профессии, возможность трудоустройства и возможность заниматься интересной деятельностью, соответствующей склонностям и та­лантам. Показательно, что расширение кругозора и изучение нового занима­ют среди требований к профессии самое последнее место. Это негативный признак, т.к. он связан с потребностью в самореализации и самосовершенст­вовании человека.

Среди тех, кто ориентируется на престижность профессии (25 %) и возможность трудоустройства (32,5 %), больше студентов экономических специальностей. Для студентов технических направлений в большей степени важна доходность профессии (60 %) при соответствии ее склонностям и та­лантам человека (30 %). Девушки в большей степени ценят престиж профес­сии (26,7 %), возможность трудоустройства (25,6 %), возможность занимать­ся творческой интересной деятельность (23,3 %). Юноши отдают предпочте­ние высокому доходу (59,5 %) и соответствию избранной профессии собст­венным склонностям и талантам (32,4 %).

Отсутствие информации о реальном спросе на профессиональные кад­ры приводит к проблемам трудоустройства молодежи. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое и неизбежно повлекло появление открытой безработицы. Образование и личностные организационно-коммуникативные качества стали главными критериями отбора кадров. Для того чтобы достичь успеха, моло­дому человеку необходимо быть образованным, профессиональным, инициа­тивным, мобильным, психологически устойчивым. Кроме того, в характере необходимы лидерские качества, деловая хватка, профессиональное чутье, смелость брать на себя ответственность и рисковать.

В сознании молодежи произошли значительные изменения в отноше­нии к труду, а также к выполнению своих профессиональных обязанностей. В ходе реформ в обществе была упразднена идеология общественной значи­мости труда, трудового воспитания. Ценность труда как такового снизилась до нуля, а образ альтруиста-труженика исчез из общественного мнения вме­сте с желанием вдохновенно трудиться на благо Родины.

Произошло перераспределение молодежи между государственным и частным сектором экономики. Те, кто предпочел работать в частных фирмах и больше зарабатывать, были вынуждены принять условия работодателей. Для частного бизнеса является распространенным несоответствие образова­ния сотрудника выполняемой работе, зависимость оплаты труда не от квали­фикации работника, а от факторов, порой никак не связанных с профессио­нальными характеристиками. Те, для кого стабильность работы на государст­венном предприятии оказалась важнее возможности больше заработать, вы­нуждены мириться с низкой динамикой карьерного роста [Серый 2008: 28].

В нашем исследовании среди требований к своему будущему месту ра­боты молодые люди чаще всего указывают перспективу карьерного роста (63,1 %) и высокую заработную плату (67,5 %).

Стремление молодежи к карьерному росту, свободе и независимости присуще на сегодня и юношам, и девушкам в равной степени. Если рассмот­реть требования молодежи к будущему месту работы (рис. 4), то можно ви­деть, что с большим отрывом и у юношей, и у девушек выступают высокая оплата труда и перспектива карьерного роста.

Рис. 4 Требования юношей и девушек к будущему месту работы

Казалось бы, молодежь в такой сложной ситуации трудоустройства должна быть терпимой и лояльной к условиям труда. Однако исследования последних лет показывают, что молодые работники очень требовательны к месту своего трудоустройства. Для молодежи значимы престиж организации, престиж профессии, общественный статус. Кроме того, молодежь ценит оп­ределенную свободу действий, возможность самостоятельно принимать ре­шения, проявлять творчество.

 
Отдельно мы хотим затронуть такой социальный аспект общества как семья. Под воздействием карьерных устремлений молодежи в ее сознании снижается ценность семьи. Однако, если говорить о родительском доме, его ценность продолжает быть высокой. 86,3 % респондентов без семьи не видят смысла жизни и семьей называют людей, которые тебя любят и ждут. В ре­альности для взрослого человека жизнь в семье - это ответственность и забо­та о близких, ежедневные хозяйственные дела, масса проблем с детьми и т.д. Однако очень мало молодых людей задумываются об этом: только 5 % опро­шенных связывают с понятием семьи ответственность за близких людей и необходимость проявлять заботу и внимание.

Тем не менее результаты исследования показывают, что официальный брак все же признается молодыми людьми как ценности. Более половины опрошенных считают официальный брак обязательным для полноцен­ной семьи. Не оформлять отношения вообще предпочитает ничтожно малый процент - 3,8 %. Чуть меньше половины респондентов (40 %) рассматривают гражданский брак как подготовительный этап для оформления отношений.

Многие жизненные планы у девушек остаются нереализованными из-за материнских обязанностей. Однако нельзя говорить о том, что молодые люди вообще не желают иметь детей, хотя многих материальные проблемы вынуж­дают откладывать рождение детей, а также ограничиваться рождением только одного ребенка. Данное утверждение подтверждают результаты нашего ис­следования. Большинство респондентов (66,9 %) считают двоих детей оптимальным для семьи. Только одного ребенка планируют 22,5 %. А вот троих детей и более планируют только 10,6 %.

Рис. 5 Отношение юношей и девушек к количеству детей в семье

Подводя итоги анализа результатов проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:

Современное поколение вобрало в себя все чер­ты рыночного общества. Такие ценности, как доброта, отзывчивость, беско­рыстие, честность и преданность, рассматриваются молодыми людьми в чис­ле самых непопулярных.

Современную молодежь отличают ответственность, целеустремленность, самостоятельность в выборе жизненных ориентиров и принятии решений. Однако эти качества носят личностно ориентированный характер. Для молодежи первостепенную важность стали иметь карьерные устремления, достижение собственного благополучия, финансовой независи­мости. Это определяет отношение и к выбранной профессии, и к будущей ра­боте, и к созданию собственной семьи. Ценится только то, что может быть полезным для собственного развития и роста. Старшее поколение рассмат­ривают как идеал только в случае их состоятельности и успеха. В собствен­ной семье отстаивают право на собственную жизнь и независимость. Все это можно считать последствиями длительного отсутствия госу­дарственного внимания к проблемам становления молодежи.

Государство должно создавать предпосылки для самоопределения и самоутверждения мо­лодежи. Они должны выражаться в принятии государственных решений, предполагающих механизм реализации и соответствующее финансирование. Необходима не декларативная, а реальная переоценка приоритетов: вместо решения проблем проведения досуга молодежи в первую очередь должны быть решены проблемы ее трудоустройства и справедливой оплаты труда, необходимо уделить внимание нравственному просвещению новых поколе­ний, возрождению культурного наследия. Первостепенную роль в этом должны играть средства массовой информации. Только когда место западных образцов займут отечественные, имеющие авторитет и заслуживающие ува­жения, можно будет эффективно регулировать формирование сознания моло­дого поколения.

Список использованной литературы

1. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок,

И. Чупров. - М. : Academia, 2008.

2. Серый, А. В. Ценностно-смысловая сфера личности / А. В. Серый, М. С. Яницкий. - Кемерово, 2008.

3. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово, 2009.

4. Кошарная, Г. Б. Понятие ценностей и ценностных установок в современной социологии / Г. Б. Кошарная, О. В. Кузнецова // Университетское образование: сборник статей XI Международной научно-методической конференции. - Пенза, 2012.

5. Соколов, В. М. Социология морали - реальная или гипотетическая / В. М. Соко­лов // Социологические исследования. - 2009. - № 8. С. 48-51

6. Руткевич, М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965­2009) / М. Н. Руткевич ; предисл. акад. РАН Л. Н. Митрохина. - М. : Гардарики, 2012. - 541 с.

7. Заславская, Т. И. Трансформация российского общества: Дея­тельно-структурная концепция / Т. И. Заславская. - М.: Дело, 2014. - 568 с.

8. Зубок, Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А. Зубок // Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С. 42-50

5

Просмотров работы: 2595