КУЛЬТУРНЫЕ И МЕДИАКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КУЛЬТУРНЫЕ И МЕДИАКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Порохненко К.А. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет» в г. Сызрани
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек и культура неразрывны между собой, вот почему культуру следует рассматривать как специфически человеческий феномен – социальный и антропологический. Но в середине XX века ученые, работавшие в русле марксистской традиции, при толковании культуры стали придавать исключительное значение принципу деятельности.

Огромное влияние на культурологическую мысль XX века оказал А.А. Богданов. Общий ход рассуждений А.А. Богданова, характеризующий «культурную ситуацию», можно представить следующим образом. Исходным в анализе культуры является человеческий труд. Основная функция культуры, по Богданову, заключается в «превращении общества из разрозненных социальных организмов в единую целостность, где «результат больше слагаемых». Назначение культуры, по мнению ученого, «стройно и целостно организовывать опыт коллектива в таком соответствии с его устройством, чтобы полученные культурные продукты сами служили организационным продуктом для него, сохраняли, оформляли, закрепляли, развивали данный тип организации общества».

Ученый Ф. Ницше определял культуру как некую совокупность всех материальных и духовных приобретений человека. Иначе говоря, культура понималась как результат человеческого творчества.

Культура отражает совокупный духовный опыт человечества, поэтому разные культурологи фиксируют лишь различные ее грани. В понимании культуры есть таинство. Именно так – как одну из вечных, неразрешимых проблем рассматривал культуру Н.А. Бердяев.

Не стоит удивляться обилию определений культуры: это естественно, как и многообразие культурных феноменов. Культуру можно представить себе как гигантскую лабораторию, в которой создается своеобразная система ценностей, собираются величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности до наших дней.

Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведенным на концерте или у телевизора, посещением картинной галереи и музея. Культура – фундаментальная основа общественного развития, одно из продуктивных средств формирования и становления человека.

Постоянно возникающий вопрос о мере культурности общества может быть решен только при оценке культуры человека, живущего в этом обществе, уровня повседневной духовной жизни миллионов людей. Только личность определяет культурный уровень общества.

В связи с появлением новых информационных и мультимедийных технологий современное общество испытывает на себе новый этап в развитии культуры, как массовой, так и элитарной. Это характеризуется особыми процессами, начавшими происходить ещё в 20 веке. Изобретение радио, телевидения, компьютера, сотовой связи и Интернета и дальнейшая их модернизация позволила современному обществу радикально поменять основы своей жизнедеятельности, пересмотреть и разрушить установившиеся традиции, ценности, приоритеты, изменить свою культуру.

Актуальность представленной темы определяется ситуацией, сложившейся в современном мире. Духовно-нравственный кризис является следствием научно-технического прогресса, который создал социальные проблемы: бездуховность, мировоззренческий вакуум, дегуманизация, разного рода компрометация данных, бескультурье.

Объект исследования – теория и практика взаимодействия культуры и медиакультуры.

Предмет исследования – социокультурная природа и специфика медиакультуры.

Различные медиасредства влияют на массовое сознание, активно внедряются в сферу образования и науки. Поэтому цель работы – определить положительные и отрицательные стороны медиакультуры, проанализировать взгляды исследователей, на обозначенную проблему и на основе результатов исследования выявить зависимость студентов технического вуза от медиасредств.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:

 проанализировать источники по проблеме исследования и выделить ключевые понятия;

 проанализировать процессы взаимодействия культуры и медиакультуры в современном мире;

 провести экспериментальное исследование по обозначенной проблеме и обосновать его результаты.

Методы исследования: для успешного решения поставленных задач применяются структурно-функциональный, междисциплинарный и системный методы исследования феноменов культуры, диалектический подход, позволяющий увидеть внутренние противоречия и тенденции внутри изучаемого явления., объяснительный, интегративный метод, метод историзма и математического анализа описываемого явления.

Используемый в исследовании комплекс подходов способствует детальному и конструктивному пониманию сущности и функций взаимодействия культуры и медиакультуры на современном этапе развития российского общества. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических наработок в научных публикациях, выступлениях, дискуссиях, на курсах и занятиях по культурологии.

Практическая значимость исследования связана с возможностью применения в сфере СМИ, высшего профессионального образования. Результаты исследования помогают целостному анализу и рассмотрению культуры и медиакультуры, их основ и ценностей, могут быть представлены на занятиях по истории, философии культуры, эстетике, истории цивилизаций и мирового искусства, мировой художественной культуре, теории и практике современной культуры и медиакультуры.

Выделим основные ключевые понятия представленной работы.

Культура - исторически накопленный уровень развития материальных и духовных ценностей, выраженных в форме организации жизни и деятельности общества и человека в целом, координатор социального поведения и способ сохранения и передачи информации от поколения к поколению.

Научно-технический прогресс образовал сложную систему массовых коммуникаций под названием медиа или медиакультура. Термин «медиа» (лат. media, medium - средство, посредник) введен канадским философом М. Маклюэном для исследования предмета массовой культуры и массовой коммуникации.

Философы современности, рассматривая новую эпоху развития общества, разделились на две группы. Одни считают, что накопленные традиции, ценности, предубеждения препятствуют пути творческой реализации личности (Ж. Делёз). Другие говорят: если отбросить исторически накопленные идеалы, то человек превратится со всеми его мыслями и жизненными трудами в «перекопированную копию». Такая личность, полностью оторванная от реального мира, образует собственную виртуальную реальность, где будет господствовать подобно вирусу, убивая свое жизненное время на деятельность, не приносящую положительного для развития мировоззрения и мироощущения. В дальнейшем, такая личность постепенно теряет свое «Я», становясь объектом виртуальной жизни (Ж. Бодрийя́р).

Мировосприятие, которое складывается в современной информационной среде, окрашено в размытые тона, так как человек в потоке искаженной информации неспособен приобрести верные ориентиры, которые направляли бы его в правильное русло по течению жизни. Средства массовой информации или масс-медиа доступны и, следовательно, влияют на формирование личности. Поэтому у общества вырабатывается медиазависимость. Впервые данный термин был введен в употребление М.Л. де Флер и С. Болл-Рокешо (1976) и рассматривал отношения между медиа и человеком, в которых для достижения своих целей люди используют ресурсы масс-медиа.

Стоить отметить следующее, что чем чаще человек использует медиасредства в качестве источника к удовлетворению своих потребностей, тем больше развивается рассматриваемое «заболевание». Сильное влияние медиасредств изменяет убеждения, взгляды и даже поведение человека. Поскольку ситуация в мире нестабильна, люди все чаще и чаще прибегают к средствам масс-медиа, чтобы узнать что происходит. Еще одним примером медиазависимости является уход от окружающей действительности в медиареальность. При этом человек как бы отстраняется от реальности, прячась от повседневных проблем и забот, находя утешение в просмотрах сериалов и фильмов, проводя часы за онлайн-играми или в социальных сетях.

Проанализируем результаты экспериментальной части исследования.

В процессе исследования нами использовались следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, интервьюирование, анкетирование, тестирование, графическое моделирование, методы математической обработки

Среди студентов филиала Самарского государственного технического университета разных возрастных групп (от 18 до 22 лет) было проведено анкетирование. В анкете респондентам предстояло ответить на 14 вопросов по обозначенной проблематике.

Первое экспериментальное исследование было направлено на изучение результатов, связанных с использованием студентов компьютера, телевидения, радио, книг.

Компьютерная зависимость – это новая болезнь 21 века, которая развивается и распространяется в геометрической прогрессии, преимущественно поражая молодую часть населения. В основе формирования пристрастия к компьютеру лежат психические нарушения, которые касаются мироощущения и мировосприятия. Сегодня, компьютерная техника и соответствующее ей программное обеспечение достигли высокого уровня развития, давая пользователю возможность не только окунуться в медиапространство, но и создать свою собственную медиареальность. Данная иллюзорная реальность негативно сказывается на человеке, не только изолируя его от окружающего мира, но и постепенно ухудшая его как психическое, так и физическое здоровье.

В процессе анализа результатов экспериментальной части исследования по проблеме зависимости студентов от «домашнего» компьютера во временном диапазоне были даны следующие ответы. Студентов, которые проводят более трех часов в день за компьютером (без учета его использования на учебе или работе) оказалось 52%, 34% опрошенных проводят в среднем 2-3 часа, а менее одного часа проводят лишь 14% респондентов.

Предлагая ответить на вопрос: «Что составляет основу вашего времяпровождения за компьютером?» обратили внимание на функции использования компьютера.

Можно выделить несколько функций использования компьютера вне учебного времени:

– познавательная функция. В связи развитием программного обеспечения без знаний о множествах прикладных программ и способов работы в них, в современном медиа обществе приходится тяжко. Например, без базовых знаний пакета приложений Microsoft Office невозможно работать с различными типами документов и медиафайлов: текстами, электронными таблицами, базами данных, презентациями и многими другими. Поэтому основу времяпровождения за компьютером у многих студентов составляет изучение сферы программирования.

– игровая функция. Одна из форм компьютерной зависимости кибераддикция – зависимость от игр, которые в свою очередь бывают двух видов (неролевые игры, нацеленные на достижение определенных результатов и набор очков, и ролевые игры, в которых происходит наибольшее отречение от реального мира);

– коммуникативная. Общаясь, продолжительное время в социальных сетях, как говорилось ранее, человек уходит от реальности в виртуальный мир, который вызывает со временем безразличие к реальной жизни. Ухудшается эмоциональная чувствительность, уменьшается работоспособность, возникают трудности в изложении собственных мыслей, сужается круг интересов.

Вернемся к опросу, 90% респондентов подтвердили, что тратят почти все свое свободное время на социальные сети, 5% из времени на изучение прикладных программ и работой с текстом и документацией и, также 5 % на поиск информации в интернете.

Жаль, ведь от частого и длительного времяпровождения в социальной сети человек становится замкнутым, раздражительным; снижается концентрация внимания, наблюдается стрессоустойчивость. Сетеголизм – это зависимость, которая поражает сознание человека. «Сетеголиками» называют зависимых от Интернета людей. Это пристрастие вызывает психические и психологические расстройства разного рода. Это неуравновешенность, рассеянность, самоизоляция и многое другое. Признаки Интернет-зависимости могут быть различными, например, ежеминутное желание проверить электронную почту или долгое времяпровождение в чатах и блогах социальных сетей. Социальные сети предоставляют пользователю перечень услуг, касающихся не только общения с друзьями и коллегами, но и позволяющие совершать действия развлекательного характера: смотреть новости и фильмы, слушать свою любимую музыку, делиться всем этим с другими пользователями социальной сети, создавать группы и сообщества. Но стоит отметить, что продолжительное времяпровождение в социальных сетях сказывается отрицательно на психике человека.

На вопросы: «Сколько часов в день вы смотрите телевизор, читаете книги, слушаете радио?» были получены следующие ответы:

  • 65% респондентов смотрят телевизор лишь около 30 минут (уделяя внимание лишь новостям по федеральным каналам), 30% - 1-2 часа, 5% от числа опрошенных проводят свое свободное время перед телевизором более 2 часов в день.

  • ежедневно читают лишь 40% опрошенных студентов (не более одного часа), остальные и вовсе не уделяют внимание книгам. Последнее прочитанное произведение респондентом является отголоском школьной программы (для более 70% опрошенных – это произведения М. Шолохова «Тихий Дон» или Л.Н. Толстого «Война и мир»). И это плохой показатель, ведь читая, человек увеличивает свой словарный запас, речь становится правильней и мелодичней, легче подбираются нужные слова при разговоре.

  • почти все опрошенные (95%) каждый день слушают радио в течении 30-40 минут, более 1 часа в день только 5% респондентов. Вероятнее всего, радио студенты слушают в поездках на учебу, работу или домой.

Анализируя ответы на следующий вопрос: «Что используете для перевода текста с иностранного языка?», можно сделать заключение, что по мнению 95% студентов необходимо при переводе иностранного текста использовать Интернет - переводчик. Этот факт доказывает: насколько сильно молодое поколение зависит от мультимедийных приложений и источников. Привыкнув, будущий инженер не сможет перевести необходимую техническую литературу и документацию, так как их перевод сопряжен с большими трудностями. Компетентному специалисту важно точнее передать языковой материал, дабы избежать ошибок, которые могут повлечь за собой трудности в работе с документацией или техникой.

На вопрос: «Сколько в день вы разговариваете по телефону?» более 70% респондентов ответили, что уделяет данному занятию порядка 1-2 часа своего свободного времени.

К сожалению, это весьма печальный показатель, ведь столько всего можно полезного сделать за эти два часа.

Студенческая жизнь наполнена интересными и запоминающимися событиями, которые приносят яркие впечатления на всю оставшуюся жизнь. Студент, занимаясь активно научной деятельностью, участвуя во всевозможных конкурсах и жизнедеятельности своего университета, редко сталкивается с такой проблемой как зависимость от масс-медиа. Активному студенту просто некогда играть или проводить свое время в социальных сетях. Каждая секунда на счету.

Культурный досуг – важнейшая сфера повседневности, которая за годы экономических перемен в нашей стране претерпела своеобразную «революцию предпочтений». Поэтому во втором экспериментальном исследовании попытались сопоставить результаты по проблеме: «Чем различается культурный досуг молодежи и представителей старших поколений г. Сызрани?»

В ходе исследования были выявлены и проанализированы направленности культурного досуга представителей старшего и молодого поколений. Данный эксперимент показал, что молодое поколение уделяет больше внимание социальной активности, также как и старшее, однако на втором месте у «молодых» стоят развлечение, старшее поколение, наоборот, посвящает свое свободное время развитию своих качеств и умений.

В частности, приходим к выводу: 38% респондентов старшего поколения г. Сызрани стремятся заняться собственным развитием, 21,6% опрошенных – социально активны, 16,7% - любят общаться, 12,4% - развлекаться и 11,3% респондентов используют другие формы культурного досуга.

Следующее экспериментальное исследование показывает, насколько доступны, популярны и близки объекты культурного значения. Опрос показал, что самые распространенные в городе места для проведения досуга – это кафе, рестораны и клубы. Менее всего доступны библиотеки и кинотеатры, и это самое печальное, в связи с малой популярностью и доступностью этих объектов, страдает саморазвитие человека, человек не самосовершенствуется и деградирует. Не читая и не смотря фильмы, человек разучивается анализировать, мыслить, мечтать.

Выбор способа проведения свободного времени зависит от «шаговой доступности» объектов культурного и спортивного назначения, их внешнего состояния и от стоимости услуг, предоставляемых этими объектами.

Анализ показал: 81% респондентов считают, что в городе Сызрани кафе и рестораны расположены в зоне доступности; 37% обратили внимание на близость к дому клубов по интересам; 31% опрошенных - спортивных сооружений; 24% - библиотек и 19% - кинотеатров.

Обращая внимание на внешнее состояние культурных объектов в г. Сызрани, 64% респондентов одобряют внешний вид кафе и ресторанов; 62% - клубов; 60% - спортивных сооружений; 51% - библиотек и 43% - кинотеатров.

Этот экспериментальный срез доказал, что молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени. Молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой. Элементы «простого» отдыха поколений традиционно схожи - это просмотр телевидения, чтение книг, хозяйственные заботы. По другим избирательным способам проведения свободного времени (посещение ночных клубов, дискотек, кафе, баров, ресторанов, увлечения спортом, компьютером) молодежь опережает своих родителей. Приверженность к определенным формам заполнения свободного времени зависит не только от моды и общепринятых вкусовых стандартов, но и от культурного потенциала людей. Многие вкусы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение.

Анализ развития форм молодежного досуга в динамике показал, что с течением времени интересы молодого поколения не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени, как хобби, чтение сохраняют свою значимость и сегодня. Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить получается не у всех. Это связано с тем, что количество свободного времени у представителей молодежи сокращается в связи с повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру [29].

Большую часть досуга молодые люди расходуют пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание музыки. В качестве доминирующих активных форм досуга молодежи следует назвать общение (встречи) с друзьями, проведение досуга за компьютером.

Анализ результатов анкетирования студентов Сызранского филиала ФГБОУ ВО СамГТУ показывает, что студенты отдают предпочтение спортивным сооружениям в отношении спорт – культура (56%:34%). Доля предпочитающих строительство спортивных сооружений в 1,5 раза превышает долю тех, кто предпочитает строительство культурных сооружений. Это свидетельствует о дефиците сооружений массового спорта. При ответе на вопрос о приоритетах развития в городе мнения распределились следующим образом: спортивных залов (36%), клубов по интересам (29%), бассейнов (15%), кинотеатров (10%) библиотек (5%) и парков аттракционов (5%).

Заключение

В ходе проведенного исследования хочется выделить несколько рекомендаций, которые помогут молодежи избавиться от такой болезни как «медиазависимость».

Самое главное - это распределить свое время, поэтому каждый вечер проводите анализ следующего дня. Возьмите листок бумаги и запишите все намеченные дела на завтра в порядке приоритета, тем самым ваше внимание сконцентрируется на первых пунктах, и вы обязательно выполните данную работу. Однако стоит обратить внимание на то, что слишком перегруженный список, может вызвать апатию, и вам захочется отложить данное дело в дальний ящик.

Если вам предстоит выполнять объемную работу, то лучше разделить ее на несколько частей, так намного проще её сделать к сроку. Каждую «свободную» секунду используйте с пользой. Например, в поездках на общественном транспорте, берите с собой аудио или электронную книгу, тем самым и время проведете с пользой для себя, и расширите свой кругозор.

Постоянно держите при себе записную книжку: все запомнить невозможно, следовательно, множество хороших идей не воплотятся в жизнь.

Прислушайтесь к организму и выделите определенные часы, в период которых чувствуете бодрым и энергичным. И, конечно, соблюдайте режим.

Медиакультура прочно вошла в современное информационное общество. В связи с внедрением мультимедийных технологий возникли не только положительные, но и отрицательные стороны влияния медиасредств на человека. Искажение границы между двумя типами культур массовой и элитарной дало начало к появлению новой эпохи в развитии общества – постмодернизма, которая была воспринята философами неоднозначно. Но в одном они сошлись точно, такой «вирус» как медиазависимость будет распространяться с такой же скоростью, с какой появляются новые медиасредства, и избавиться от него очень и очень не просто.

Список использованной литературы

  1. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. – М.: Республика, 2001. – 527 с.

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Изд. Казанский университет, 1996, – 568 с.

  3. Артемов В.А., Орлов Г.П., Лавриненко В.Н. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987 - С. 167-168.

  4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

  5. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Вестник высшей школы №3, 1991.

  6. Богданов А.А. О пролетарской культуре. Л.-М.: Книга. 1925. 343 c.

  7. Богданов Д.В. Социально-коммуникативная сфера общества. – Н. Новгород: ВГАВТ, 2013. – 116 с.

  8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2000. – 387 с.

  9. Делёз Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н.Б. Маньковской и Э.П. Юровской. – СПб.: Петрополис, 1998. – 384 с.

  10. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2005. – 448 с.

  11. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. /Книга V.- М., ИПЦ «Русский Раритет», 1997, – 576 с.

  12. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. – М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. – 464 с.

  13. Настольная книга священнослужителя, т.5. М., 1986, с. 563.

  14. Нил Сорский. Устав о скитской жизни. М., 1991.

  15. Новаторов В. Е. Маркетинг на рынке культурных услуг. — Омск, 1992. — С. 55—57.

  16. Панфилова Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 278-283.

  17. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособ. / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – 3–е изд., испр. и доп. – М., Педагогическое общество России, 2001, – 256 с.

  18. Пространство города: социокультурный срез: Сб. научных статей. Под ред. Е.В. Листвиной. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 2006. С. 24-28.

  19. Простые беседы о нравственности. Сост. Свято–Троицкий Ново–Голутвин женский монастырь – Коломна, 1994, – 320 с.

  20. Райская церковь. М., 1990.

  21. Рыбакова Н.В. Досуговая деятельность в современном городе//

  22. Советское искусствознание. Сборник статей. / Под ред. Л.А. Бажанова – М., «Советский художник», 1979, - 400 с.

  23. Тэнасе А. Культура и религия. // Пер. с румын. М., Политиздат, 1977, – 127 с.

  24. Учебное пособие по нравственному богословию. Загорск, 1975-1976.

  25. Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология. / Сост. общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. – М., Прогресс, 1993, - 400 с.

  26. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина и Н.С. Автономовой. СПб.: А-cad, 1994.

  27. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. Источник: http://culture.niv.ru/doc/culture/lectures-radugin/014.htm.

  28. http://sibac.info/14158

  29. http://reffan.ru/referat_qasotratyjge.html

Просмотров работы: 1099