Огромное влияние на культурологическую мысль XX века оказал А.А. Богданов. Общий ход рассуждений А.А. Богданова, характеризующий «культурную ситуацию», можно представить следующим образом. Исходным в анализе культуры является человеческий труд. Основная функция культуры, по Богданову, заключается в «превращении общества из разрозненных социальных организмов в единую целостность, где «результат больше слагаемых». Назначение культуры, по мнению ученого, «стройно и целостно организовывать опыт коллектива в таком соответствии с его устройством, чтобы полученные культурные продукты сами служили организационным продуктом для него, сохраняли, оформляли, закрепляли, развивали данный тип организации общества».
Ученый Ф. Ницше определял культуру как некую совокупность всех материальных и духовных приобретений человека. Иначе говоря, культура понималась как результат человеческого творчества.
Культура отражает совокупный духовный опыт человечества, поэтому разные культурологи фиксируют лишь различные ее грани. В понимании культуры есть таинство. Именно так – как одну из вечных, неразрешимых проблем рассматривал культуру Н.А. Бердяев.
Не стоит удивляться обилию определений культуры: это естественно, как и многообразие культурных феноменов. Культуру можно представить себе как гигантскую лабораторию, в которой создается своеобразная система ценностей, собираются величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности до наших дней.
Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведенным на концерте или у телевизора, посещением картинной галереи и музея. Культура – фундаментальная основа общественного развития, одно из продуктивных средств формирования и становления человека.
Постоянно возникающий вопрос о мере культурности общества может быть решен только при оценке культуры человека, живущего в этом обществе, уровня повседневной духовной жизни миллионов людей. Только личность определяет культурный уровень общества.
В связи с появлением новых информационных и мультимедийных технологий современное общество испытывает на себе новый этап в развитии культуры, как массовой, так и элитарной. Это характеризуется особыми процессами, начавшими происходить ещё в 20 веке. Изобретение радио, телевидения, компьютера, сотовой связи и Интернета и дальнейшая их модернизация позволила современному обществу радикально поменять основы своей жизнедеятельности, пересмотреть и разрушить установившиеся традиции, ценности, приоритеты, изменить свою культуру.
Актуальность представленной темы определяется ситуацией, сложившейся в современном мире. Духовно-нравственный кризис является следствием научно-технического прогресса, который создал социальные проблемы: бездуховность, мировоззренческий вакуум, дегуманизация, разного рода компрометация данных, бескультурье.
Объект исследования – теория и практика взаимодействия культуры и медиакультуры.
Предмет исследования – социокультурная природа и специфика медиакультуры.
Различные медиасредства влияют на массовое сознание, активно внедряются в сферу образования и науки. Поэтому цель работы – определить положительные и отрицательные стороны медиакультуры, проанализировать взгляды исследователей, на обозначенную проблему и на основе результатов исследования выявить зависимость студентов технического вуза от медиасредств.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
проанализировать источники по проблеме исследования и выделить ключевые понятия;
проанализировать процессы взаимодействия культуры и медиакультуры в современном мире;
провести экспериментальное исследование по обозначенной проблеме и обосновать его результаты.
Методы исследования: для успешного решения поставленных задач применяются структурно-функциональный, междисциплинарный и системный методы исследования феноменов культуры, диалектический подход, позволяющий увидеть внутренние противоречия и тенденции внутри изучаемого явления., объяснительный, интегративный метод, метод историзма и математического анализа описываемого явления.
Используемый в исследовании комплекс подходов способствует детальному и конструктивному пониманию сущности и функций взаимодействия культуры и медиакультуры на современном этапе развития российского общества. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических наработок в научных публикациях, выступлениях, дискуссиях, на курсах и занятиях по культурологии.
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения в сфере СМИ, высшего профессионального образования. Результаты исследования помогают целостному анализу и рассмотрению культуры и медиакультуры, их основ и ценностей, могут быть представлены на занятиях по истории, философии культуры, эстетике, истории цивилизаций и мирового искусства, мировой художественной культуре, теории и практике современной культуры и медиакультуры.
Выделим основные ключевые понятия представленной работы.
Культура - исторически накопленный уровень развития материальных и духовных ценностей, выраженных в форме организации жизни и деятельности общества и человека в целом, координатор социального поведения и способ сохранения и передачи информации от поколения к поколению.
Научно-технический прогресс образовал сложную систему массовых коммуникаций под названием медиа или медиакультура. Термин «медиа» (лат. media, medium - средство, посредник) введен канадским философом М. Маклюэном для исследования предмета массовой культуры и массовой коммуникации.
Философы современности, рассматривая новую эпоху развития общества, разделились на две группы. Одни считают, что накопленные традиции, ценности, предубеждения препятствуют пути творческой реализации личности (Ж. Делёз). Другие говорят: если отбросить исторически накопленные идеалы, то человек превратится со всеми его мыслями и жизненными трудами в «перекопированную копию». Такая личность, полностью оторванная от реального мира, образует собственную виртуальную реальность, где будет господствовать подобно вирусу, убивая свое жизненное время на деятельность, не приносящую положительного для развития мировоззрения и мироощущения. В дальнейшем, такая личность постепенно теряет свое «Я», становясь объектом виртуальной жизни (Ж. Бодрийя́р).
Мировосприятие, которое складывается в современной информационной среде, окрашено в размытые тона, так как человек в потоке искаженной информации неспособен приобрести верные ориентиры, которые направляли бы его в правильное русло по течению жизни. Средства массовой информации или масс-медиа доступны и, следовательно, влияют на формирование личности. Поэтому у общества вырабатывается медиазависимость. Впервые данный термин был введен в употребление М.Л. де Флер и С. Болл-Рокешо (1976) и рассматривал отношения между медиа и человеком, в которых для достижения своих целей люди используют ресурсы масс-медиа.
Стоить отметить следующее, что чем чаще человек использует медиасредства в качестве источника к удовлетворению своих потребностей, тем больше развивается рассматриваемое «заболевание». Сильное влияние медиасредств изменяет убеждения, взгляды и даже поведение человека. Поскольку ситуация в мире нестабильна, люди все чаще и чаще прибегают к средствам масс-медиа, чтобы узнать что происходит. Еще одним примером медиазависимости является уход от окружающей действительности в медиареальность. При этом человек как бы отстраняется от реальности, прячась от повседневных проблем и забот, находя утешение в просмотрах сериалов и фильмов, проводя часы за онлайн-играми или в социальных сетях.
Проанализируем результаты экспериментальной части исследования.
В процессе исследования нами использовались следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, интервьюирование, анкетирование, тестирование, графическое моделирование, методы математической обработки
Среди студентов филиала Самарского государственного технического университета разных возрастных групп (от 18 до 22 лет) было проведено анкетирование. В анкете респондентам предстояло ответить на 14 вопросов по обозначенной проблематике.
Первое экспериментальное исследование было направлено на изучение результатов, связанных с использованием студентов компьютера, телевидения, радио, книг.
Компьютерная зависимость – это новая болезнь 21 века, которая развивается и распространяется в геометрической прогрессии, преимущественно поражая молодую часть населения. В основе формирования пристрастия к компьютеру лежат психические нарушения, которые касаются мироощущения и мировосприятия. Сегодня, компьютерная техника и соответствующее ей программное обеспечение достигли высокого уровня развития, давая пользователю возможность не только окунуться в медиапространство, но и создать свою собственную медиареальность. Данная иллюзорная реальность негативно сказывается на человеке, не только изолируя его от окружающего мира, но и постепенно ухудшая его как психическое, так и физическое здоровье.
В процессе анализа результатов экспериментальной части исследования по проблеме зависимости студентов от «домашнего» компьютера во временном диапазоне были даны следующие ответы. Студентов, которые проводят более трех часов в день за компьютером (без учета его использования на учебе или работе) оказалось 52%, 34% опрошенных проводят в среднем 2-3 часа, а менее одного часа проводят лишь 14% респондентов.
Предлагая ответить на вопрос: «Что составляет основу вашего времяпровождения за компьютером?» обратили внимание на функции использования компьютера.
Можно выделить несколько функций использования компьютера вне учебного времени:
– познавательная функция. В связи развитием программного обеспечения без знаний о множествах прикладных программ и способов работы в них, в современном медиа обществе приходится тяжко. Например, без базовых знаний пакета приложений Microsoft Office невозможно работать с различными типами документов и медиафайлов: текстами, электронными таблицами, базами данных, презентациями и многими другими. Поэтому основу времяпровождения за компьютером у многих студентов составляет изучение сферы программирования.
– игровая функция. Одна из форм компьютерной зависимости кибераддикция – зависимость от игр, которые в свою очередь бывают двух видов (неролевые игры, нацеленные на достижение определенных результатов и набор очков, и ролевые игры, в которых происходит наибольшее отречение от реального мира);
– коммуникативная. Общаясь, продолжительное время в социальных сетях, как говорилось ранее, человек уходит от реальности в виртуальный мир, который вызывает со временем безразличие к реальной жизни. Ухудшается эмоциональная чувствительность, уменьшается работоспособность, возникают трудности в изложении собственных мыслей, сужается круг интересов.
Вернемся к опросу, 90% респондентов подтвердили, что тратят почти все свое свободное время на социальные сети, 5% из времени на изучение прикладных программ и работой с текстом и документацией и, также 5 % на поиск информации в интернете.
Жаль, ведь от частого и длительного времяпровождения в социальной сети человек становится замкнутым, раздражительным; снижается концентрация внимания, наблюдается стрессоустойчивость. Сетеголизм – это зависимость, которая поражает сознание человека. «Сетеголиками» называют зависимых от Интернета людей. Это пристрастие вызывает психические и психологические расстройства разного рода. Это неуравновешенность, рассеянность, самоизоляция и многое другое. Признаки Интернет-зависимости могут быть различными, например, ежеминутное желание проверить электронную почту или долгое времяпровождение в чатах и блогах социальных сетей. Социальные сети предоставляют пользователю перечень услуг, касающихся не только общения с друзьями и коллегами, но и позволяющие совершать действия развлекательного характера: смотреть новости и фильмы, слушать свою любимую музыку, делиться всем этим с другими пользователями социальной сети, создавать группы и сообщества. Но стоит отметить, что продолжительное времяпровождение в социальных сетях сказывается отрицательно на психике человека.
На вопросы: «Сколько часов в день вы смотрите телевизор, читаете книги, слушаете радио?» были получены следующие ответы:
65% респондентов смотрят телевизор лишь около 30 минут (уделяя внимание лишь новостям по федеральным каналам), 30% - 1-2 часа, 5% от числа опрошенных проводят свое свободное время перед телевизором более 2 часов в день.
ежедневно читают лишь 40% опрошенных студентов (не более одного часа), остальные и вовсе не уделяют внимание книгам. Последнее прочитанное произведение респондентом является отголоском школьной программы (для более 70% опрошенных – это произведения М. Шолохова «Тихий Дон» или Л.Н. Толстого «Война и мир»). И это плохой показатель, ведь читая, человек увеличивает свой словарный запас, речь становится правильней и мелодичней, легче подбираются нужные слова при разговоре.
почти все опрошенные (95%) каждый день слушают радио в течении 30-40 минут, более 1 часа в день только 5% респондентов. Вероятнее всего, радио студенты слушают в поездках на учебу, работу или домой.
Анализируя ответы на следующий вопрос: «Что используете для перевода текста с иностранного языка?», можно сделать заключение, что по мнению 95% студентов необходимо при переводе иностранного текста использовать Интернет - переводчик. Этот факт доказывает: насколько сильно молодое поколение зависит от мультимедийных приложений и источников. Привыкнув, будущий инженер не сможет перевести необходимую техническую литературу и документацию, так как их перевод сопряжен с большими трудностями. Компетентному специалисту важно точнее передать языковой материал, дабы избежать ошибок, которые могут повлечь за собой трудности в работе с документацией или техникой.
На вопрос: «Сколько в день вы разговариваете по телефону?» более 70% респондентов ответили, что уделяет данному занятию порядка 1-2 часа своего свободного времени.
К сожалению, это весьма печальный показатель, ведь столько всего можно полезного сделать за эти два часа.
Студенческая жизнь наполнена интересными и запоминающимися событиями, которые приносят яркие впечатления на всю оставшуюся жизнь. Студент, занимаясь активно научной деятельностью, участвуя во всевозможных конкурсах и жизнедеятельности своего университета, редко сталкивается с такой проблемой как зависимость от масс-медиа. Активному студенту просто некогда играть или проводить свое время в социальных сетях. Каждая секунда на счету.
Культурный досуг – важнейшая сфера повседневности, которая за годы экономических перемен в нашей стране претерпела своеобразную «революцию предпочтений». Поэтому во втором экспериментальном исследовании попытались сопоставить результаты по проблеме: «Чем различается культурный досуг молодежи и представителей старших поколений г. Сызрани?»
В ходе исследования были выявлены и проанализированы направленности культурного досуга представителей старшего и молодого поколений. Данный эксперимент показал, что молодое поколение уделяет больше внимание социальной активности, также как и старшее, однако на втором месте у «молодых» стоят развлечение, старшее поколение, наоборот, посвящает свое свободное время развитию своих качеств и умений.
В частности, приходим к выводу: 38% респондентов старшего поколения г. Сызрани стремятся заняться собственным развитием, 21,6% опрошенных – социально активны, 16,7% - любят общаться, 12,4% - развлекаться и 11,3% респондентов используют другие формы культурного досуга.
Следующее экспериментальное исследование показывает, насколько доступны, популярны и близки объекты культурного значения. Опрос показал, что самые распространенные в городе места для проведения досуга – это кафе, рестораны и клубы. Менее всего доступны библиотеки и кинотеатры, и это самое печальное, в связи с малой популярностью и доступностью этих объектов, страдает саморазвитие человека, человек не самосовершенствуется и деградирует. Не читая и не смотря фильмы, человек разучивается анализировать, мыслить, мечтать.
Выбор способа проведения свободного времени зависит от «шаговой доступности» объектов культурного и спортивного назначения, их внешнего состояния и от стоимости услуг, предоставляемых этими объектами.Анализ показал: 81% респондентов считают, что в городе Сызрани кафе и рестораны расположены в зоне доступности; 37% обратили внимание на близость к дому клубов по интересам; 31% опрошенных - спортивных сооружений; 24% - библиотек и 19% - кинотеатров.
Обращая внимание на внешнее состояние культурных объектов в г. Сызрани, 64% респондентов одобряют внешний вид кафе и ресторанов; 62% - клубов; 60% - спортивных сооружений; 51% - библиотек и 43% - кинотеатров.
Этот экспериментальный срез доказал, что молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени. Молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой. Элементы «простого» отдыха поколений традиционно схожи - это просмотр телевидения, чтение книг, хозяйственные заботы. По другим избирательным способам проведения свободного времени (посещение ночных клубов, дискотек, кафе, баров, ресторанов, увлечения спортом, компьютером) молодежь опережает своих родителей. Приверженность к определенным формам заполнения свободного времени зависит не только от моды и общепринятых вкусовых стандартов, но и от культурного потенциала людей. Многие вкусы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение.
Анализ развития форм молодежного досуга в динамике показал, что с течением времени интересы молодого поколения не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени, как хобби, чтение сохраняют свою значимость и сегодня. Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить получается не у всех. Это связано с тем, что количество свободного времени у представителей молодежи сокращается в связи с повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру [29].
Большую часть досуга молодые люди расходуют пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание музыки. В качестве доминирующих активных форм досуга молодежи следует назвать общение (встречи) с друзьями, проведение досуга за компьютером.
Анализ результатов анкетирования студентов Сызранского филиала ФГБОУ ВО СамГТУ показывает, что студенты отдают предпочтение спортивным сооружениям в отношении спорт – культура (56%:34%). Доля предпочитающих строительство спортивных сооружений в 1,5 раза превышает долю тех, кто предпочитает строительство культурных сооружений. Это свидетельствует о дефиците сооружений массового спорта. При ответе на вопрос о приоритетах развития в городе мнения распределились следующим образом: спортивных залов (36%), клубов по интересам (29%), бассейнов (15%), кинотеатров (10%) библиотек (5%) и парков аттракционов (5%).
ЗаключениеВ ходе проведенного исследования хочется выделить несколько рекомендаций, которые помогут молодежи избавиться от такой болезни как «медиазависимость».
Самое главное - это распределить свое время, поэтому каждый вечер проводите анализ следующего дня. Возьмите листок бумаги и запишите все намеченные дела на завтра в порядке приоритета, тем самым ваше внимание сконцентрируется на первых пунктах, и вы обязательно выполните данную работу. Однако стоит обратить внимание на то, что слишком перегруженный список, может вызвать апатию, и вам захочется отложить данное дело в дальний ящик.
Если вам предстоит выполнять объемную работу, то лучше разделить ее на несколько частей, так намного проще её сделать к сроку. Каждую «свободную» секунду используйте с пользой. Например, в поездках на общественном транспорте, берите с собой аудио или электронную книгу, тем самым и время проведете с пользой для себя, и расширите свой кругозор.
Постоянно держите при себе записную книжку: все запомнить невозможно, следовательно, множество хороших идей не воплотятся в жизнь.
Прислушайтесь к организму и выделите определенные часы, в период которых чувствуете бодрым и энергичным. И, конечно, соблюдайте режим.
Медиакультура прочно вошла в современное информационное общество. В связи с внедрением мультимедийных технологий возникли не только положительные, но и отрицательные стороны влияния медиасредств на человека. Искажение границы между двумя типами культур массовой и элитарной дало начало к появлению новой эпохи в развитии общества – постмодернизма, которая была воспринята философами неоднозначно. Но в одном они сошлись точно, такой «вирус» как медиазависимость будет распространяться с такой же скоростью, с какой появляются новые медиасредства, и избавиться от него очень и очень не просто.
Список использованной литературы
Адорно В. Теодор. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. – М.: Республика, 2001. – 527 с.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Изд. Казанский университет, 1996, – 568 с.
Артемов В.А., Орлов Г.П., Лавриненко В.Н. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987 - С. 167-168.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Бердяев Н.А. Новое средневековье // Вестник высшей школы №3, 1991.
Богданов А.А. О пролетарской культуре. Л.-М.: Книга. 1925. 343 c.
Богданов Д.В. Социально-коммуникативная сфера общества. – Н. Новгород: ВГАВТ, 2013. – 116 с.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2000. – 387 с.
Делёз Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н.Б. Маньковской и Э.П. Юровской. – СПб.: Петрополис, 1998. – 384 с.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2005. – 448 с.
Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. /Книга V.- М., ИПЦ «Русский Раритет», 1997, – 576 с.
Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. – М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. – 464 с.
Настольная книга священнослужителя, т.5. М., 1986, с. 563.
Нил Сорский. Устав о скитской жизни. М., 1991.
Новаторов В. Е. Маркетинг на рынке культурных услуг. — Омск, 1992. — С. 55—57.
Панфилова Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 278-283.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособ. / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – 3–е изд., испр. и доп. – М., Педагогическое общество России, 2001, – 256 с.
Пространство города: социокультурный срез: Сб. научных статей. Под ред. Е.В. Листвиной. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 2006. С. 24-28.
Простые беседы о нравственности. Сост. Свято–Троицкий Ново–Голутвин женский монастырь – Коломна, 1994, – 320 с.
Райская церковь. М., 1990.
Рыбакова Н.В. Досуговая деятельность в современном городе//
Советское искусствознание. Сборник статей. / Под ред. Л.А. Бажанова – М., «Советский художник», 1979, - 400 с.
Тэнасе А. Культура и религия. // Пер. с румын. М., Политиздат, 1977, – 127 с.
Учебное пособие по нравственному богословию. Загорск, 1975-1976.
Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология. / Сост. общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. – М., Прогресс, 1993, - 400 с.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина и Н.С. Автономовой. СПб.: А-cad, 1994.
Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. Источник: http://culture.niv.ru/doc/culture/lectures-radugin/014.htm.
http://sibac.info/14158
http://reffan.ru/referat_qasotratyjge.html