СТРОИТЕЛЬСТВО ПАМЯТНИКА МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ В НАЧАЛЕ XIX-ГО ВЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРОИТЕЛЬСТВО ПАМЯТНИКА МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ В НАЧАЛЕ XIX-ГО ВЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Гринева Е.Ю. 1
1Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет гуманитарных наук, школа Филологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В истории государства Российского есть события особо значимые , изучение которых позволяет понять свои исторические корни, особую судьбу государства. Одним из таких является событие Смутного времени, когда на долю России в начале XVII столетия выпали тяжелейшие потрясения.

Важно понять, как были восприняты события Смуты и тематика освобождения Отечества людьми XIX-го столетия. В этой связи с нашей точки зрения представляет интерес обзор истории строительства памятника, посвященного героям народного ополчения событий Смуты, Минину и Пожарскому памятника в контексте событий начала XIX века.

Сооружение памятника в преддверии двухсотлетней годовщины освободительного ополчения от польских интервентов представлялось крайне значимым как для государя, так и для деятелей искусства.

15 июля 1801 года в Петербурге учреждается «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»1, организаторами которого были несколько молодых людей, только что окончивших гимназию, находившуюся при Академии Наук: И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. Г. Волков, В. И. Красовский и М. К. Михайлов. Двумя годами позже, в 1803 году, участники Вольного общества выступают с предложением начать сбор средств на постройку памятника Минину и Пожарскому.

Ректор Императорской Академии Художеств, Иван Мартос, одним из первых приступает к работе над проектом. В это же время Академия художеств предлагает своим воспитанникам для годовой работы по классу исторического рисунка тему: «Достохвальный подвиг Пожарского, когда он, встав с одра болезни, спешит с пришедшими к нему Московскими гражданами подать помощь столичному граду, угрожаемому от неприятелей»2.

В 1807 году в Академии художеств были выставлены первые эскизы памятника3. Обсуждение его строительства, как пишет А. Зорин в свое книге «События Смутного времени в русской литературе 1806-1807 гг.», велось уже во второй половине года в «Журнале Изящных искусств»4. Зорин ссылается на материалы известного советского историка искусства, Н. Коваленскую, которая считала, что одним из источников замысла Мартосу послужила статья С.С. Боброва “Патриоты и герои везде, всегда и во всяком”5. Также, отмечает Зорин, интересно, что выбор из большого числа поданных проектов6 был сделан сардинским посланником в Петербурге, Жозефом де Местром7.

В этом же году отдельно выходит «Похвальное слово князю Пожарскому и Кузьме Минину» В.Севергина, в котором автор пишет о торжественном сооружении памятника «во славу двух сынов Отечества», как о знаке признательности потомков к их подвигу: «Уже Россiя, выражая благодарность, рукоплескала своему (*) Фидиасу, вызвавшемуся изсечь образ незабвенных сих мужей»8.Указывая в сноске на великого древнегреческого скульптора и архитектора, Фидия, автор сравнивает его с Иваном Мартосом и благодарит Петербургского скульптора за эскизы монумента, выставленные в Академии Художеств. Интересно, что в «Историческом описании монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому…»9, изданном в 1818 году, автор описывает первый показ большой модели публике и также называет скульптора новым Фидием.

Описывая предстоящее изваяние памятника, его характерные черты на первом эскизе, В. Севергин обращает особое внимание на величие двух фигур, их воодушевленные взоры, которые будут запечатлены в мраморе, а также сцены с барельефов, одновременно демонстрирующие минуту «патриотического приношения» и поражения неприятеля. С большим воодушевлением автор говорит о таланте художника, которому суждено воскресить князя Пожарского и Минина в «бездушном мраморе».

Из «Исторического описания монумента» мы также узнаем, что мысль о сооружении памятника принадлежала жителям Нижнего Новгорода, которые спрашивали своего губернатора позволения пригласить и других соотечественников для сооружения монумента. Поместить памятник предполагалось на месте, где Минин, отдав свое имущество, взывал также и всех нижегородцев к пожертвованиям ради страны:

«…Минин повергнулъ предъ народомъ все имущество свое, и воспламенивъ примѣромъ великодушiя и любви къ отечеству духъ героического соревнованiя въ своихъ согражданахъ, повел ихъ подъ знамена Князя Пожарскаго»10.

В 1896 году известный русский художник Константин Маковский пишет картину «Воззвание Минина»11, действие которой происходит у церкви Рождества Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде. Известно, что с паперти этого храма Козьма Минин взывал нижегородцев отдать свое имущество ради освобождения страны.

Император Александр I поддержал идею нижегородцев о создании памятника и уже в ноябре 1808 года издал указ12 о сборе средств по всей России о создании героического монумента, поручив это министру внутренних дел А.Б. Куракину. С учётом важности для русской истории, памятник решено было воздвигнуть в Москве, которая сыграла главнейшую роль в спасении России от польской интервенции. Автор «Исторического описания монумента» приводит также свое обоснование в выборе Москвы: Нижний Новгород известен героическим поступком одного Минина, который собрал народное ополчение, а памятник предназначен ему и Пожарскому. Кроме того, в знак уважения к нижегородским жителям, на часть суммы от большого монумента было решено соорудить обелиск на родине Минина в память его и Князя Пожарского.

Работа над созданием монумента началась в конце 1811 года. Уже через год И. Мартос окончил малую модель памятника. Примечательно, что сооружение памятника в честь спасителей отечества пришлось на то самое время, когда необходимо было вновь спасать страну от врага, войск Наполеона. Обстоятельства войны, как сказано в «Историческом описании памятника…», не охладили усердия в скульпторе, который уже в 1812 году принялся за большую модель.

Важно отметить, что создание монумента имело прямое отношение к тогдашним патриотическим чувствам народа. После поражения в Аустерлице в 1805 году, выхода указа Александра от 30 ноября 1806 года «О составлении и образовании повсеместных ополчений или милиции», в котором император призывал народ мужественно противостоять врагу, ощущалась острая необходимость в народном единстве. Государственной идеологии требовалось найти источники, которые могли бы поддержать народный дух.

Об этом говорит также обострение интереса в литературе к сюжетам, связанным с окончанием Смутного времени. В 1806 году Державин пишет «историческое представление» «Пожарский», а в следующем году появляются поэмы С. Глинки «Пожарский и Минин» и С. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия», и это не единственные переработки данного сюжета в первую четверть XIX века.

Также, важно заметить, что в самом монументе воплощена деталь, отсылающая нас к событиям войны 1812 года: на одном из барельефов показана площадь Нижнего Новгорода с горожанами, приносящими свои деньги и сокровища, и старцами, которые приводят детей на службу отечеству, изображена также фигура самого Мартоса, отдающего на войну двух своих сыновей. Так, можно утверждать, что тематика спасения Отечества от иноплеменников, символизирующаяся в памятнике Минину и Пожарскому, напрямую относилась к политическим и идеологическим интересам страны на тот момент.

Во вступительном слове «Исторического описания монумента» автор называет Минина и Пожарского «избавителями России», которые «знаменитыми заслугами давно стяжали право на признательность своего отечества»13. Современный автору век правления Александра I именуется веком «громким победами», и тем самым подвиги героев XVII столетия символично переносятся на эпоху начала XIX – го века.

Кроме того, интересна история отправления памятника из Петербурга в Москву. После отлития монумента из бронзы 5 августа 1816 года, порученного Литейному мастеру Г. Екимову, было решено отправить памятник водою. После всех приготовлений, 21 мая 1817 года монумент был нагружен на судно и отправлен в путь: «через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда Волгою до Нижнего Новгорода, затем вверх Окою до Коломны и наконец рекою Москвою»14. 2 июля судно достигло Нижнего Новгорода, где монумент перегрузили на другое судно, более удобное для следования вверх по Оке. Автор описывает, как в течение нескольких дней нижегородцы, вспоминая бессмертные заслуги Минина, стекались на берег увидеть памятник.

Примечательно, что путь памятника из Петербурга в Москву, проложенный по воде, проходил как нельзя кстати через Нижний Новгород. Пребывание монумента в течение нескольких дней на родине земского старосты, Козьмы Минина, стало своеобразным символом почитания заслуг нижегородских жителей в истории Смуты. Отрезок пути от Нижнего Новгорода до Москвы, по которому был отправлен монумент, приобретает свою символику. Так, даже учитывая расхождение в путях (движении судна с монументом в Москву шло вверх по Оке, через Коломну, тогда как ополчение двигалось вверх по Волге через Юрьевец и Ярославль) можно образно сопоставить путь судна с движением второго ополчения 1612 года, следующие в обоих случаях из Нижнего Новгорода в Москву.

Открытие монумента состоялось 20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади с участием Императора Александра и его семьи. Место для памятника символично определили у стен Кремля, где совершилось окончание второго ополчения и капитуляция польского гарнизона, подписанная 26 октября 1612 года. Тем не менее, монумент не сохранил свое расположение до наших дней, в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов и переместили к собору Василия Блаженного.

Особенно важно отметить символическое значение монумента в контексте событий начала века. Сооруженный в непростой для страны политической ситуации памятник подразумевался как дань великим подвигам Минина и Пожарского и одновременно с этим, как своеобразный символ грядущего славного царствования монарха: «Древняя столица украсилась […] памятникомъ прославляющимъ громкой дѣлами вѣкъ Благословеннаго Александра!»15. Примечательно так же, что к символике величия творения Мартоса прибавляется и упомянутая в «Описании…» высота монумента, равная 6-ти аршин, превосходящая, как пишет автор, Геркулеса Фарнезского и конную статую Петра I в Петербурге.

Таким образом, монументальное творение И. Мартоса, посвященное Минину и князю Пожарскому, установленное на Красной площади в 1818 году, соединяло в себе две эпохи с разницей в двести лет и являлось символом будущих побед Российской Империи. Так, тема трансляции подвигов века XVII на время правления Александра I, в преддверии двухсотлетней годовщины освободительного ополчения от польских интервентов, сыграла особую роль в строении государственной идеологии в первой половине XIX-го столетия.

Библиография:

  1. Зорин А. Кормя двуглавого орла. Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

  2. Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве. СПб: Типография Императорского Воспитательного дома, 1818.

  3. Кошанский Н.Ф. Памятник Пожарскому и Минину, назначенный в Москве // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 2.

  4. Периодическое издание Вольнаго Общества любителей словесности, наук и художеств. - СПБ: Морская типография, 1804. - 8о

  5. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. СПб., 1864.

  6. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - 30 т.

  7. Севергин В.М. Похвальное слово князю Пожарскому и Кузьме Минину. СПб: Медицинская типография, 1807.

Приложение 1.

Проект памятника И. П. Мартоса. На цоколе - рельеф, изображающий сбор пожертвований на второе нижегородское ополчение. Война 1812 г. обновила и усилила избранную тему, дав возможность ввести в барельеф портретную фигуру самого Мартоса, отдающего на престол отечества двух своих сыновей.

Приложение 2.

«Воззвание Минина», картина Константина Маковского (1839-1915).

1 Периодическое издание Вольнаго Общества любителей словесности, наук и художеств. СПБ: Морская типография, 1804. - 8о

2 Зорин А. Кормя двуглавого орла. Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 111-128.

3 См. Приложение 1.

4 Кошанский Н.Ф. Памятник Пожарскому и Минину, назначенный в Москве // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 2. С. 61.

5 Лицей. 1806. Ч. II. № 3. С. 36—39

6 Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. СПб.,1864. Т. I. С. 518—519.

7 Зорин А. Кормя двуглавого орла. Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001. В 1808 году он доносил своему королю: “Его Императорское величество счел уместным повелеть, чтобы был воздвигнут памятник, бронзовый или мраморный, в честь князя Пожарского и некоего мясника, по имени Минина […]. Планы для этого памятника находятся во множестве у княжны Куракиной, жены князя Алексея, министра внутренних дел. В одно прекрасное утро княгиня, у которой я накануне ужинал, прислала мне огромный сверток этих планов, испрашивая моего мнения запискою[…]»). (Русский архив. 1871. Т. I. С. 117—118).

8 Севергин В.М. Похвальное слово князю Пожарскому и Кузьме Минину. СПб: Медицинская типография, 1807. С. I.

9Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве. СПб: Типография Императорского Воспитательного дома, 1818.

10 Там же, С. II-III.

11 См. Приложение 2.

12 Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - 30 т. С. 692: Указ № 22363.

13 Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве. СПб: Типография Императорского Воспитательного дома, 1818. С. II.

14 Там же, С. XIX-XX.

15 Там же, С. XXVI.

9

Просмотров работы: 826