Анализ сущности системы дошкольного образования определяет ее как первичную государственную форму, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Следует помнить, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка.
По мнению психологов Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца и др. дошкольный возраст это чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, социально-коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника.
Свой интерес к проблеме модернизации системы дошкольного образования проявляет ученая общественность. Так, председатель рабочей группы, руководитель Федерального института развития образования Александр Асмолов считает, что «Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку», а профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Ольга Карабанова отметила, что - «… ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».
Наш анализ состояния современной системы дошкольного образования показывает ее поступательное развитие. Это связанно с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.
Рассмотрим сущность модернизации и попытаемся проанализировать муниципальную систему дошкольного образования Старооскольского городского округа.
Термин «модернизация» для дошкольного образования обозначает целую систему сводов, Законов и поручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового состояния системы дошкольного образования отвечающего запросам и требованиям времени. Муниципальная система дошкольного образования имеет комплексный план действий. Он призван обеспечить осуществление миссии ДОО, направлен на придание индивидуальности работе каждого ДОО и обеспечении целостности, эффективности функционирования инфраструктуры дошкольного образования города как неотъемлемой части системы непрерывного образования. Таким образом, в процессе модернизации сознательно инициируется, целесообразные реальные изменения, которые вносят в инфраструктуру дошкольного образования города новые, относительно стабильные элементы, отношения, содержащие в себе инновации, улучшающие качественные характеристики отдельных компонентов жизнедеятельности ДОО и самой образовательной системы в целом.
Так же ведется большая исследовательская работа по различным аспектам совершенствования системы дошкольного образования. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме развития личностного дошкольников посвящено значительное количество исследований (Л.И. Божович, А.Г. Волостникова, П.И. Груздев, Г.С. Костюк, Н.К. Постникова, JI.M. Фридман и др.). Субъективная позиция ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе исследована Т.Н. Бабаевой, А.В. Бурма, В.В. Давыдовым, М.В. Крулехт, О.В. Солнцевой, Д.Б. Элькониным и др.
Благодаря этой работе значимость ФГОС ДОО как документа, обеспечивающего обязательный минимум содержания образования, равные стартовые права всем дошкольникам, привела к необходимости его внедрения. Сегодня в области дошкольного образования провозглашается идея деятельностного и интегративного подходов к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности.
Приведем модели воспитательно – образовательного процесса до и после внедрения ФГОС.
Сравнительная характеристика модели воспитательно-образовательного процесса до и после внедрения ФГОС ДОО.
«До» |
«После» |
Педагог занимает ведущую позицию. Выполняет преимущественно информационно-просветительские функции. |
Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Педагог организатор и помощник познавательной деятельности детей. |
Цель дошкольного образования: всестороннее развитие ребенка. |
Цель дошкольного образования: поддержка индивидуальности каждого ребенка. |
Содержание программы направлено на формирование ЗУНов. |
Содержание программы направлено на формирование предпосылок УУД через достижение целевых ориентиров. |
Приоритет образовательных задач над воспитательными. Цель: объем знаний. |
Приоритет воспитательных задач над образовательными. Цель: формирование личностных качеств. |
Жесткое планирование деятельности детей |
Учет потребности ребенка в выборе деятельности, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Планирование деятельности педагога |
Рассмотрев характеристику модели воспитательно-образовательного процесса до и после внедрения ФГОС ДОО, мы можем сказать, что Федеральные государственные образовательные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Соответственно, повышаются требования к качеству работы воспитателя ДОО, его профессиональной подготовке, они должны отвечать принципам мобильности, гибкости, интеграции, конкурентоспособности.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Отсюда новая проблема, трудность перестройки самого воспитателя из солиста, в помощника, партнёра ребенка дошкольника. Педагог должен быть адекватен новым стандартам. Они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные.Думаю, чтовыход один - самообразование, самообучение, самовоспитание движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в настоящее время в дошкольных образовательных организациях, можно сделать вывод, что существует проблема наличия педагогических кадрах, обладающих готовностью к использованию и созданию инноваций. Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. В помощь воспитателям Старооскольский городской институт усовершенствования учителей разработал дополнительную профессиональную программу для повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДОО». А чтобы обеспечить вариативность образования в минувшем году получила развитие сеть стажировочных площадок по вопросам реализации ФГОС ДОО: детский сад №69 «Ладушки», детский сад №11 «Звёздочка», детский сад №73 «Мишутка», Городищенский детский сад «Аленький цветочек», детский сад № 37 «Соловушка», детский сад №47 «Лесовичок». Следовательно, что ФГОС призывает к поиску, апробированию разных методов и форм.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является модернизация системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием на основе стратегий. заданных ФГОС ДОО. Использование программно-целевого подхода способствует решению проблемы развития дошкольных образовательных организаций.
Список литературы:
1.Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
2. Верховкина, Смирнова, Атарова: Путеводитель по ФГОС дошкольного образования. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/433241/
4.Гержина, Т. И. Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование // Методист. - 2011. - N 7. - С. 66-68.
5.Едакова И.Б. Обновление содержания и методов дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований /Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году.- Хабаровск .- 2010.-с.4-8.
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель).
7.Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду// под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. СПб. Акцидент, 996. -С.224.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) – 10 с.
7