ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННЫХ ЭТАПАХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННЫХ ЭТАПАХ

Смородина В.С. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: Сегодня перед обществом, а особенно перед учебным заведением стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. В последнее десятилетие в современном обществе основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест. Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частей – ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творчески деятельностной. [1,4,6,7,8]

Проблема: Физическое воспитание является многоаспектной проблемой, требующей серьезного подхода. Это проявляется в необходимости перестройки организации физического воспитания школьников и студентов, в изменении взглядов на физкультуру, на физическое состояние. Необходимо пересмотреть методики физического воспитания.

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры. Выявление наиболее результативной методики преподавания физической культуры.

Задачи:

1. Поиск литературы и анализ.

2. Проведение исследования.

3. Выявление основных аспектов проблемы(актуальность).

4. Проведение анализа полученной информации.

5. Сделать вывод.

Важно отметить, что современная система массовой физической культуры требует своего концептуального реформирования, свидетельством чему являются многочисленные публикации, указывающие на то, что школьники и студенты вузов не считают данный предмет важной учебной дисциплиной и при удобном случае находят повод для отказа им заниматься. Физическую культуру необходимо вновь сделать органической частью системы образования. Она давно зарекомендовала себя в виде особой самостоятельной области, а физическое воспитание - одного из направлений общего воспитания личности, представленного в виде социально-педагогического процесса. Этот процесс с своем развитии ориентирован не только на укрепление и совершенствование физических качеств человека и его личностных свойств, но и на жизненно важные стороны социального поведения индивида, полученные в виде задатков от родителей и сформированные в условиях социально-семейного воспитания. В результате объединения в одном человеке умений, навыков, практик физической деятельности, на основе его личного отношения к духовным и материальным ценностям, потребностей самоорганизации и т. д. в его сознании формируется система мотивов, которая во многом определяет перспективы будущего изменения структуры его физической и спортивной культуры Применение инновационных методов в образовательном процессе способствует росту посещаемости занятий студентами, делая для них более осмысленным выполнение физических упражнений, приводит их к пониманию ими значения здорового образа жизни для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Некоторые студенты на занятиях по физической культуре впервые сталкиваются с такими категориями, как самопознание и самосовершенствование, учатся использовать физическую культуру для развития и реализации собственных возможностей.[1] В сравнение выше сказанного, возьмем мнение других авторов. Важнейшей задачей современной системы образования является развитие личности через формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.[2]

Каким должно быть физическое воспитание в начальных классах, чтобы максимально использовать широкие возможности этого этапа в развитии ребенка? Анализ литературных материалов по вопросам преподавания физической культуры на разных образовательных уровнях обучения свидетельствует о многообразии взглядов на содержание и организацию физического воспитания в школе. Особенно обоснованными представляются позиции специалистов, отстаивающих необходимость доминирования образовательной направленности предмета, получения учащимися полноценного общего образования в области физической культуры и связывающих будущее школьного физического воспитания с идеей его спортизации. Каждое из этих направлений имеет свою концептуальную основу, обладает существенным потенциалом и вместе с тем в отдельности и определенными недостатками, обусловленными современными условиями функционирования общеобразовательных школ.[3]

Так же считают, что спортивный педагог- это один из главных ресурсов повышения качества физического воспитания, если он мотивирован на инновационную деятельность и обладает профессионально-личностными качествами, позволяющими ему в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Но и есть проблемные зоны (ограничения) профессионально-личностного роста спортивных педагогов, это неумение перерабатывать и запоминать информацию, нерациональное использование времени и отсутствие навыков планирования, а также размытые личностные ценности и недостаток творческого подход; что свидетельствует о необходимости формирования стратеги «профессионально-педагогического образования и самообразования через всю жизнь».[4]

Сейчас в вузах применяется инновационная система организации обучения студентов дисциплине «Физическая культура ». Её суть состоит в том, что учебные группы формируются из 12—15 человек по видам спорта и системам физических упражнений с учётом состояния здоровья студентов. В течение всего курса обучения они могут изучить выбранный ими вид спорта в рамках рабочей программы дисциплины, опираясь на теоретические и практические знания, получаемые на занятиях.Для формирования и развития общекультурных компетенций, применяются:

A) методико-практические занятия

B) учебно-тренировочные занятия;

C) лекционно-практические занятия (не только для эффективного усвоения теоретических знаний в области физической культуры, но и для развития двигательных навыков и способностей студентов.

D)Работа в малых группах

E)Сообщения по теоретическому разделу программы

На учебных и секционных внеучебных занятиях студентам обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу, к саморегуляции и самокоррекции. Сейчас применются многообразные формы организации деятельности студентов с использованием здоровье сберегающих технологий: обучение на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативность методов и форм обучения, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок, обучение в малых группах, использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации, создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой, культивирование у студентов знаний по вопросам здоровья. На занятиях студенты мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Для этого комплексно используется весь арсенал средств и методов обучения, из них наиболее результативными являются следующие методы: имитации, проектов, игровой, регламентированного упражнения, анализа, сравнения, соревновательный. На занятиях со студентами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, увеличивающей физические возможности человеческого организма. Для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» студенты распределяются в учебные отделения в начале первого семестра с учётом их интересов и возможностей. При распределении учитывается пол студента, его состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность. Студенты, не прошедшие медицинский осмотр, к практическим учебным занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Здесь осуществляется набор в учебные группы по видам спорта и системам физических упражнений: атлетическая гимнастика, волейбол, баскетбол, фитнес-аэробика, теннис, общая физическая подготовка, лёгкая атлетика, плавание и др. Оптимальная численность учебной группы — 12—15 человек.

В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского осмотра к специальной медицинской группе. Учебные группы комплектуются с учетом уровня функционального состояния студентов(учебные группы оздоровительной гимнастики, плавания). Студенты, осовобожденные практических занятий по физической культуре на длительный срок зачисляются в отдельные учебные группы. Они занимаются изучением теоретического раздела курса физической культуры, по специальной программе, где делается акцент на овладении ими навыками самоконтроля за динамикой изменения основных показателей здоровья и на умении пользоваться разнообразными методами самокоррекции при отклонении в качестве их здоровья. Студенты, имеющие высокую спортивную квалификацию (кандидат в Мастера спорта России, Мастер спорта России) и занимающиеся в спортивных федерациях вне вуза, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта, с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов. Такие студенты числятся в списках групп основного отделения и для получения зачёта за семестр сдают зачётные требования в установленные графиком учебного процесса сроки. Перевод студентов из одной учебной группы основного отделения в другую по их желанию осуществляется только после успешного окончания семестра при наличии свободных мест в учебных группах на 1—2-й неделе следующего семестра. Перевод студентов в специальное отделение проводится по медицинскому заключению в любое время учебного года. В течение всех семестров обучения одним из условий, обеспечивающих успешность процесса физического воспитания, является регулярность посещения обязательных практических занятий. Пропуски занятий по болезни должны быть подтверждены справкой от врача. Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется в течение изучения дисциплины в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса по результатам оценки посещаемости студентами учебных занятий и выполнения заданий текущего модуля. Результаты текущего контроля являются основанием для выставления оценок на контрольных неделях; проводится также контроль самостоятельной работы студентов с использованием оценочных средств, указанных в рабочей программе дисциплины «Физическая культура».[1]

1. Стиль деятельности учителей физической культуры представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся специфическими особенностями деятельности и детерминированное системой свойств интегральной индивидуальности.

2. Экспериментально выявлены такие разновидности СПД учителей, как «бескомпромиссный » , « методично-оценивающий » , «мягкий», «позитивный одобряющий» и «уступающий», сопряженные с разными сочетаниями свойств индивидуальности учителей физической культуры.

З. Отличительной особенностью СПД педагогов-мастеров является обусловленность их стилей деятельности преобладанием таких свойств индивидуальности, как уравновешенность, активность, психический темп и уверенность в себе. Нами выделены следующие стили педагогической деятельности: «креативного сотрудничества» «оценивающий» и «конструктивный деловой» детерминированные системами разноуровневых свойств индивидуальности.

4. Сопоставление результатов факторного анализа, проведённого на выборках, выделенных по гендерному признаку, показывает, что «мужские» педагогические стили имеют направленность на взаимные действия и на решение задачи, тогда как «женские» - на взаимные действия и на себя.

5. Склонность учителей физической культуры к применению творческих и импровизационных методов образовательной деятельности сопряжена со стажем работы в школе.

Для оценки способа (стандарта) исполнения роли учителя применили концепцию К. Рубахи, согласно которой общественная роль учителя располагается между двумя полюсами: тематическим, субъективным. Учитель, который свою работу трактует в субъективном аспекте, ориентирован на эмансипированную функцию образования, связанную с созданием нового качества, уходом от стереотипов и вношением изменений в собственную профессиональную деятельность. В свою очередь, учитель, исполняющий свою роль, опираясь на тематический способ, направляет свою деятельность на реконструкцию; в его практических действиях доминируют «освоенные образцы поведения», которые не допускают разнообразия в интерпретации явления или в методике преподавания. У учителей физической культуры, как и у учителей других общеобразовательных предметов, доминирует тематический стандарт функционирования в профессии. К тематическому функционированию учителей в профессии, независимо от специальности, непосредственное отношение имеют, несомненно, их поведенческие предпочтения . Как показывают результаты многих исследований, в сути деятельности и поведении учителей отсутствуют готовность и умение осуществлять принятые в их среде инновационные действия. Стандарт исполнения роли учителя, который распределяется между двумя противоположными способами функционирования в профессии — тематическим и субъективным, —не зависит от таких общественно-демографических составляющих, как пол, тип школы, в которой учитель работает (исключение - учителя физической культуры), стаж и место работы. Не имеет значения тот факт, работает ли учитель в сельской местности или в городе, на его виды деятельности (творческой или репродуктивной) это не распространяется. Стаж работы по профессии и приобретенный за это время опыт также не коррелируют с профессиональной зрелостью. Учителя, имеющие разный стаж, отличаются по уровню ИРУ. Среди учителей есть такие, которые никогда не выйдут за пределы общепринятого поведения, однако есть и такие, которые уже на пороге своей профессиональной карьеры не только имеют высокую профессиональную сознательность и высокие педагогические знания, но их отличают также и потребности совершать самостоятельные и нестандартные действия в своей профессии, которые они успешно реализуют. Кроме этого, отсутствие связи между ИРУ и профессиональным стажем дает основание считать, что дорога, которую проходит учитель от стадии вхождения в эту роль до достижения адаптации к ней (учителя с низким и средним ИРУ) и приобретения полной профессиональной автономии (учителя с высоким ИРУ), «не является дорогой постепенной эволюции, вытекающей из процесса понимания общественных явлений повышения профессиональной сознательности, постепенного преодоления ступеней отдельных стадии».[5]

Среди учителей, независимо от их специальности, преобладает тематический способ исполнения своей роли, а «блокировки» в его профессиональном развитии появляются чаще всего в ситуациях, когда он достигает полной адаптации к профессиональной роли, т. е. на конвенциональном этапе профессионального развития. Путь, который проходят педагоги от вхождения в профессиональную роль до полной автономии в ней, не является путем постепенной эволюции, скорее это индивидуальная траектория, личная интеллектуальная активность и самостоятельность. Закон об образовании даёт каждому педагогу право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания с условием, что они будут соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту. Он же предъявляет новые требования к результатам, а следовательно, и к цели, содержанию и методам обучения. В связи с тем что результатом обучения в школе должен быть ученик, способный к самообучению (субъект учебной деятельности, то есть ученик, овладевший системой универсальных учебных действий), новизна стандарта содержания образования по физической культуре определяется реализацией системно-деятельностного подхода, разработанного в отечественной педагогике, а также рядом принципов, определяющих основы развития как собственно процесса образования, так и его учебного содержания. Изменение цели, результата, подходов к образованию должно привести и к изменению содержания и методов. В связи с этим перед нами встают главные вопросы дидактики: Зачем учить? Чему учить? Как учить? Первый вопрос относится к смыслу обучения, второй — к его содержанию, третий к формам и методам обучения, составляющим определенные образовательные технологии.[6]

Физическая культура, как теория физкультурной деятельности, позволяет определить соотносимый с наукой предмет преподавания физической культуры как учебной дисциплины. Это в самом общем виде освоение основ физкультурной деятельности. Предметом оценивания в соответствии со Стандартом должен стать уровень сформированности универсальных учебных действий. Выпускник средней школы — это субъект физкультурной деятельности. Реализация поставленной цели возможна, если предмет «физическая культура» поможет ученикам «открыть» способы определения состояния своего физического здоровья, красоты телосложения и способности выполнять физические действия, желанные для него; способы определения физических упражнений и нагрузок для сохранения и совершенствования своего здоровья, красоты, способности в физических действиях; способов контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, красоты и способности выполнять физические действия по выбранному плану. Освоение перечисленных способов требует, чтобы ученик находился в авторской позиции. Открыть способ невозможно, не конструируя его. Авторство физического движения предполагает формирование набора необходимых авторских умений: 1) оценивать собственное физическое состояние; 2) определять границу физических возможностей своего организма относительно нужных для него деятельностей; З) планировать, конструировать комплексы движений для достижения определённого качественного физического состояния; 4) формулировать проблему и делать запрос специалисту, товарищу, литературе; 5) контролировать правильность выполнения тренировочных физических действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности); 6) рефлексировать выполнение замысла. Эти умения, с нашей точки зрения, и есть предметные универсальные учебные действия. Содержание спортивной специализации физкультурного образования школьников включает базовую и вариативную части. Базовая часть составляет основу государственного стандарта в сфере физической культуры и по содержанию соответствует программе по физическому воспитанию учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей. Вариативная часть спортивной специализации физкультурного образования школьников строится на частичном использовании принципов и средств спортивной тренировки по избранному виду спорта, который определяется в начале учебного года с помощью анкетирования. Содержание вариативного компонента спортивной специализации физкультурного образования школьников составляют: специфические задачи спортивной специализации, специальные принципы спортивной тренировки, учебный материал по развитию специальных кондиционных и координационных способностей, базовой технической подготовке.[7]

Основная задача занятий во 2-4-x классах — развитие основных и специальных физических качеств, становление базовой техники избранных спортивных специализаций.

В средних классах наряду с совершенствованием базовому техники решаются задачи формирования специальных навыков(, причем в условиях как общеобразовательной, так и спортивной школы, что обеспечивает преемственность и взаимосвязь основного и дополнительного физкультурного образования. В старших классах- осуществляется процесс совершенствования навыков в избранных спортивных специализациях, в том числе в рамках соревновательной деятельности. Особенностью содержания планирования спортивной специализации физкультурного образования школьников является:

1. Комплексное развитие кондиционных и координационных способностей учащихся при условии выполнения требований Государственного образовательного стандарта общего среднего образования по предмету «Физическая культура»;

2.Реализация потребностей учащихся в занятиях избранным видом спорта, которому уделяется большая часть годовой учебной нагрузки, что также значительно повышает интерес к урокам физической культуры;

3.Возможность заниматься избранным видом спорта на первом этапе в условиях общеобразовательной школы с последующим отбором в группы ДЮСШ;

4.Использование в занятиях принципов спортивной тренировки;

5.Вынесение занятий по физической культуре за рамки учебного дня.

Сегодня доминирующей теорией общественного развития является теория постиндустриального, или информационного, общества, теоретическая проработанность которой отражена в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» и Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» Социальная трансформация охватывает основные сферы жизнедеятельности человека и вызывает имманентную тенденцию пересмотра педагогических технологий В информационном обществе большая часть населения занята в информационном секторе экономики, где главным продуктом и товаром выступает информация. Доминирующее личностное свойство обработки информации при принятии решений— интеллект. При этом интеллектуальная деятельность сопряжена с навыками освоения информационно-коммуникативных технологий как основных материально-технических условий накопления, хранения и передачи информации. Таким образом, коренные общественные изменения типа общественного устройства акцентируют внимание педагогической общественности на формировании интеллекта и информационно-коммуникативных компетенций, и спортивная педагогика не может игнорировать эти объективные обстоятельства. Теоретически и практически педагогами активно разрабатываются педагогические технологии интеллектуального воспитания на различных методологических позициях. Чаще всего игры, дидактические игры как интерактивная форма занятий рекомендуются педагогическим сообществам, в том числе с активным использованием компьютерной техники. Остается дискуссионным вопрос о выборе содержательного наполнения игр. Наполнение конкретной учебной информацией не всегда способствует выработке абстрактного мышления, технологичности принятия решений и других не менее значимых проявлений интеллекта. В этом случае рекомендуется применение логических/мыслительных игр как вспомогательного средства развития интеллекта, часто в форме факультатива или в системе дополнительного образования. Ценностный потенциал интеллектуальных игр накоплен в спортивной педагогике. Это связано с тем, что некоторые интеллектуальные игры, получив спортивную институализацию, развиваются в новом качестве - в качестве интеллектуальных видов спорта как части спорта вообще, со всеми социокультурными проявлениями.[8]

Таким образом, интеллектуальными видами спорта мы называем те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта, осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным. Особо следует акцентировать внимание на том, что в данном случае мы рассматриваем «интеллектуальные виды спорта» как часть «спорта» вообще, тем самым признаем, что проявление интеллекта как структуры личности присуще различным видам спортивной деятельности, однако оно не всегда является определяющим для достижения запланированного спортивного результата. Основной критерий для выделения этих видов спорта — возможность проведения соревнований дистанционно.

Чтобы достигнуть поставленной цели, было проведено исследование. В нем участвовали студенты разных вузов. Их количество составило: 116 человек

Отсюда следует вывод:

Из выше приведенных данных следует, что 57% проголосовавших считают, что нагрузка на уроках физкультуры нормальная. Главные проблемами преподавания физической культуры считают: 1. Отсутствие индивидуального подхода (55%) 2. Плохое оборудование спортзала (40%). Почти в одинаковом процентном соотношении, студенты считают физкультуру важной учебной дисциплиной. 62% физическая культура помогает в повседневной жизни, что является очень хорошим показателем, для современного общества. Итак, содержанием образования в таком случае должен стать опыт творческого мышления и творческой деятельности, методом (в начальной школе) организация совместной учебной деятельности младших школьников (и прежде всего организация решения ими учебных задач), в основной и средней школе продуктивные методы (проектный, исследовательский, эвристический). Участники образовательной деятельности — субъекты, объектом взаимодействия которых является учебная задача.[6]

Современная общеобразовательная школа требует разработки содержательных основ школьных учебных дисциплин, нацеленных на развитие личности учащихся, укрепление их здоровья, реализацию потребностей и интересов общества применительно к различным сферам деятельности. Не является исключением и сфера физической культуры. Среди современных подходов к физкультурному образованию школьников как наиболее популярный выделяют спортизированый (В. К. Бальсевич, 2000).

Список литературы

1.С.В.Казначеев, О.В.Лапина, Ж.Ю.Боголюбова "Опыт преподавания физической культуры в нефизкультурном вузе"/Теория и практика физической культуры 2013. №8-9. С. 100-105

2.Д.Д.Кечкин "Диагностика сформированности универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности"/Теория и практика физической культуры//2013 апрель. №4. С. 18, 33, 63

3.В.П.Копаев, Д.А.Брыль " Эффект сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников"/Теория и практика физической культуры//2015 июнь. №6. С. 62-64

4.С.Н.Чернякова "Профессионально-личностные качества спортивных педагогов"/Теория и практика физической культуры//2013 июнь. №6. С50-53

5.К.Гражина, Я.Яворский "Функции учителей физической культуры в сравнении с таковыми у учителей других предметов в свете общественно-демократических факторов"/Теория и практика физической культуры//2013 май. №5 С.50-55

6. А.М.Тихонов "Основные подходы к преподаванию физической культуры в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом"/Теория и практика физической культуры//2014 май. №5. С.13-15

7.М.В.Андрионов "Спортивная специализация как современный подход к совершенствованию физкультурного образования школьников"/Теория и практика физической культуры//2014 февраль. №02 С. 9

8.Е.Н.Скаржинская "Спортивная педагогика в информационном обществе"/Теория и практика физической культуры//2013 июнь. №6. С. 51-54

Просмотров работы: 2065