ФИЛОСОФИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФИЛОСОФИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дуйсекова З.Г. 1, Лебедева С.О. 1
1Волжский политехнический институт (филиал Волгоградского государственного технического университета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос об инновациях является важным для общества большинства развитых стран. Что такое инновация? Как отделить инновации от не инновации? С чего начинается инновация? И что подразумевает под собой процесс создания инновации? Ответы на эти и множество других вопросов требуют философского рассмотрения инновационной деятельности. На необходимость развивать идею «философии инноваций» указывает монографическая работа С. А. Лебедева и Ю. А. Ковылина [1]. Авторы делают акцент на рефлексии понятия «инновация», предлагают философскую модель инновации. В модели обосновываются в качестве необходимых такие условия, как признание последовательности инновационного процесса и роста стоимости инвестиций в науку, а также взаимосвязь науки с практикой и экономическими потребностями общества.

Понятие «инновация» не стоит путать с такими словами как «нововведение», «новация» или «новшество». Тем более не стоит приравнивать «инновацию» к понятиям «открытие» и «изобретение» - это принципиально разные термины.

Инновация – это результат творческой и инвестиционной деятельности, главной целью которой, является коммерциализация научных исследований и разработок. Такого рода деятельность направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы (предприятия). Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счёт этого прибыли фирмы [2]. В целом содержание приведённых определений сохраняется при анализе инновационной деятельности, но в каждой сфере необходимо искать соответствующие основания того, что считать инновацией. Это могут быть уровни новизны, масштабность, характер и содержание целей и т. п. Инновация — такой процесс или результат процесса, в котором:

• используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;

• обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;

• обеспечивается выпуск товаров (услуг), по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

• достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Иными словами, если открытие или патент на изобретение, в какой-либо области, после успешных научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок (НИОКР), выведен на рынок в массовое производство, и имеет при этом положительный экономический эффект, то данный процесс будет считаться инновационным, а продукт, выведенный в ходе инновационного процесса на рынок,- инновацией.

Инновационная деятельность представляет собой комплекс мероприятий, которые затрагивают различные области науки. Истоки современной философии инноваций заложены в классической теории философии, главными представителями которой являются древнегреческие философы Платон и Аристотель.

Философия Платона и Аристотеля, как учителя и ученика, дала корни для современного философского знания. Именно в их трудах философия приобрела системный характер. Проблематика идей Платона и форм Аристотеля - сердцевина античной философии в той её части, которая имеет отношение к науке в целом и инновационной деятельности.

Платон – один из самых ярких представителей объективного идеализма, представлял мир как сочетание ощутимого мира вещей и невидимого мира идей. Высшая идея абсолютного добра приносит в мир материальных вещей порядок и меру [3]. Несмотря на крайнюю отвлечённость платоновской теории идей, выход научного мышления в сферу идеальных объектов должно расцениваться в философии инноваций как решающее достижение, что, собственно и происходит в философии науки в целом, когда она с необходимостью возвращается к платоновской традиции.

Аристотель, представлял бытие как некую живую субстанцию, которая характеризуется четырьмя основными условиями: материя, форма, причина, цель. Как систематизатор античной науки он также отмечал, что предметом анализа мыслителей были четыре рода причин: материальная, движущая, формальные и целевые начала, или первоосновы [4]. Весьма плодотворным для развития современных представлений об инновациях, является рассмотрение Аристотелем динамики процессов, их движение и изменение, то, что сегодня называется динамическим подходом.

Любая инновационная деятельность должна начинаться с идей. При вложении в идею инвестиций, мы получим готовый для реализации продукт, который будет приносить прибыль и называться актуальным сегодня словом «инновация». Если отождествить данную мысль с теорией идей Платона, то инновация есть сочетание нематериальной идеи и вполне материальных денежных вложений (инвестиций) в эту идею.

Основные аспекты инновационного процесса: идея – инвестиции – инновация – это и есть философия инновационной деятельности, которая заключается в том, что одна достаточно успешная идея, которая может быть представлена в виде патента, в ходе процесса коммерциализации, становится продуктом массового пользования.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Риторику и поэтику Аристотель относил к творческому разделу науки.

Если трактовать, данный процесс: идея – инвестиции – инновация, с позиции философии Аристотеля, то можно получить следующее сопоставление:

• идея - относится к первому (умозрительному) теоретическому разделу философии;

• инвестиции - безусловно, практическая философия, относящаяся к финансовым мероприятиям инновационного процесса. Они играют огромную роль в развитии инноваций и являются отражением, происходящих в обществе и политике перемен. Практическую философию надо отличать от творческой философии, направленной на производство.

• инновация - творческий раздел философии, потому как искусство создавать и воплощать в жизнь задуманное есть процесс творческий. Древнегреческое слово "пойэсис" означало создание нового объекта. В античности процесс творчества и искусства, также обозначался термином "технэ", который, не только указывал непосредственно на процесс создания, но и на технологию в целом, а также на потенциальную возможность творения.

Сегодня достаточно большое внимание уделяется понятию инновационного развития, поскольку с его помощью предприятие способно поддерживать свою конкурентоспособность на рынке. Поскольку главное достижение античной философии состояло в её понятийной проницательности, которое было представлено в платоновской концепции идей и аристотелевской теории форм, то в данной работе, мы попытались раскрыть суть понятий «инновации» и «инновационный процесс», привлекая для этого учение классиков античной философии. Анализ основных аспектов классической философии Платона и Аристотеля позволил нам приоткрыть суть философии инновационной деятельности, которая зачастую сегодня для многих является скрытым фактом. Между тем, исследование сущности инновационных процессов связано со следующими положениями античной философии: развитием представлений о концептах как понятиях; заложением основ динамического подхода; выработкой диалектического метода; развитием аксиоматического метода.

Философия инновационной деятельности такова, что тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, оказывается в выигрыше: используя свои инновационные возможности, успешная идея реализуется в инновационный продукт массового производства.

Список использованных источников

1. Лебедев С. А., Ковылин Ю. А. Философия научно-инновационной деятельности. — М.: Академический проект, Парадигма, 2012. — 182 с.

2. Управление инновациями: Кн. 1. Основы организации инновационных процессов. М.: Высш. Шк., 2011. С. 34-45.

3. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2011. С.346-413;

4. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1, 4. М., 2011. С. 181.

5. Аристотель. Риторика/ Аристотель//Античные риторики. М.: Изд-во МГУ, 2011.

Просмотров работы: 1991