ПРЕСТУПЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЕСТУПЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ

Магафуров Т.Ф. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: агрессия, психологический, личность, социализация, подросток, школа, воспитание, конфликт, девиантность, преступность, заложник, учитель, полицейский, экспертиза, оружие, лечение, закон, общественность, СМИ, исследование, криминальность, особо тяжкие, разрешение, запрет, гражданское оружие, поправка, маргинальность.

В современном мире проблемы затрагивают все институты общества, в том числе и школу. С первого взгляда, столь агрессивные проявления ненависти порой и неожиданны в учебных заведениях. Но реальность демонстрирует нам правду, несмотря какой бы она тяжелой не была.

Определим понятие слова - агрессия. Есть различные мнения, но все исследователи подразумевают одно. Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение, действие. Противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт.[6]

Исходя из данного определения, можно выделить связующий фактор преступлений такого рода как – стрельба в школе. Это подростки с выраженными психическими проблемами, проявляющие действия девиантного характера. Подростки таких типов личностей, зачастую травмируются на этапах своей социализации. Факторами психологической травматизации личности подростка являются: особенности развития характера, физическая слабость, лишение коммуникативных навыков, эмоциональная неподготовленность, отрицательное внешнее социальное окружение.

Мы можем рассмотреть основные признаки проявления агрессивности подростков:

  • ожидают от окружающих острую вражду,

  • недооценивают собственную враждебность,

  • в личных проблемах они винят свое окружение и обстоятельства,

  • редко выражают свои чувства словами, применяют действие,

  • недооценивают последствия своих поступков,

  • возвышают превосходство и месть превыше дружбы,

  • склонность к компромиссу развит слабо, чем у других детей,

имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.

Из вышесказанного следует, что действительно ребенок использует агрессию исходя из своих психических дефектов. Эти дефекты образуются путем: неблагоприятного окружения, переживаниями стрессов подростка и др. причинами общества. Площадкой для агрессии часто выступает школа, именно там подросток реализуется и формируется как личность. В школе ребенок находится среди сверстников, происходит активное взаимодействие в малом обществе – в классе. Важную составляющую в становлении учащегося, уделяется семейное воспитание, близкие друзья, участие в различных сферах жизни. Подростки с агрессивным типом личности, характеризуются как: активные и пассивные. Активные подростки, демонстрируют ярко выраженную агрессию в своих действиях. Подростки с пассивным типом, ориентированы на свои чувства, находятся в глубине своих мыслей, из-за различных эксцессов. В совокупности они проходят стадию маргинализации. Данные условия для подростка агрессивной личности, соответствуют реализации девиантного поведения.

Приведем определение понятия девиантное поведение. Девиантное поведение (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых социумах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций: изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя.[7]

Кроме того, «трудный подросток» действует аморально, в том числе, проявляет агрессию и на учителей. Учителей, которые в какой-то степени действуют некомпетентно. Именно, некомпетентность выражается в возбуждении агрессии у тех же «трудных подростков». Этот подросток в глазах учителей, приобретает отрицательную стигматизацию. В результате недопонимания между «трудным подростком» и учителем, агрессия может преобразоваться в серьезную конфликтную ситуацию.

Подобная конфликтная ситуация возникла 3 февраля 2014 года в школе № 263 в московском районе Отрадное. Подросток, вооруженный, угрожая охраннику, прошел в кабинет биологии, где проходил урок. В кабинете он застрелил учителя, а так же держал в заложниках учеников. Благодаря охранной сигнализации, полицейские среагировали немедленно. Но, подросток, открыв огонь по стражам правопорядка убил прапорщика и тяжело ранил другого сотрудника органов. Преступником оказался отличник - старшеклассник, взявший свой класс в заложники. Но благодаря сотрудникам СОБРа ученик был задержан.

Согласно предварительным следственным материалам, школьнику грозило до 10 лет лишения свободы. Предположение такого вывода последовала из положений Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 88 УК РФ, несовершеннолетним, совершившим особо тяжкие преступления до 16 лет, назначается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше десяти лет, которое отбывается в воспитательных колониях.[3]

Кроме того, следственными мероприятиями было выявлено принадлежность орудия убийства. Было произведено 11 выстрелов из малокалиберной винтовки. Оружие было зарегистрировано на отца подростка.

В отношении подростка инкриминировали такие преступления как: убийство двух лиц – «в связи с осуществлением своей служебной деятельности» – «а» и «б» ч. 2, ст. 105 УК РФ, покушение на убийство и захват заложников – ст. 206 УК РФ.[9]

Было доказано судебной медицинской экспертизой состояние подростка в момент совершения преступления. Он находился в состоянии острого психического расстройства. Сам школьник признал вину частично. 3 марта 2015 года Бутырский суд отправил подростка на принудительное лечение.[11]

В ходе расследований, в московских школах проходили проверки. По результатам прокурорской проверки, было выявлено 1345 нарушений, внесены 361 представлений, возбуждено 148 дел об административных правонарушениях. В суды были направлены 20 исковых заявлений, которые обязывали принять меры по безопасности в школах.[10]

Данное, резонансное событие привело к широкой огласке проблемы в образовании и массовому обсуждению среди населения. К сожалению, этот случай не единственный в России. В частности, граждане России, такого рода происшествий наблюдали в странах Запада и США.

Действительно, в США смертность детей от огнестрельного ранения в пять раз превышает показатели других развитых стран. Американские ученые исследовали механизм распространения подобных преступлений в школах. Результаты исследований опубликовали в журнале PLoS ONE. Вероятность повторения такого рода событий после каждого случая, увеличивается на треть в течение 13 последующих дней.

Так же с помощью математического моделирования, исследователям удалось доказать, что повторение подобных трагедий увеличивается, если об этом узнает значительное количество населения. СМИ являются возбудителем этого «вируса».[8]

Основным фактором преступностью деяния подобной формы в США является: разрешение на ношения и хранения оружия. Которая установлена во Второй поправке Конституции США от 17 декабря 1791 года.[1] Однако каким образом оружие попадает в руки несовершеннолетним? Вопрос предусматривает рассмотрения различных случаев. Начиная от небрежного отношения к оружию членами семьи, и до криминальных сценариев приобретения оружия.

Многие убийцы сообщали следователям Секретной службы, что их подтолкнуло к агрессии и впоследствии к насилию, отчужденность от коллектива и насмешки со стороны своих соучеников. Секретная служба США рекомендует обратить внимание на следующее:

  1. что говорит ребенок

  2. терпит ли он обиды, испытывает ли недовольство

  3. что знают его друзья

  4. имеет ли он доступ к оружию

  5. погружен ли он в депрессию. [5]

В Российской Федерации действует запрет на наличие у граждан без разрешения: оружия его основных частей и боеприпасов. Данный запрет установлен ст. 6, Федерального закона «Об оружии» № 150-ФЗ; ст. 222, Уголовного кодекса РФ.[2] Тем не менее, статистика показывает. По данным МВД России по состоянию на май 2013 года, владельцами оружия являлись более 5 миллион граждан. На руках у них находилось 6,2 миллиона гражданского оружия, в том числе 729 тысяч единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения. Анализ данных за 2013 год показал негативные тенденции, рост преступлений был связан именно с применением огнестрельного оружия. Сравнивая 2012 и 2013 годы, рост составил 64,4 %. Данные показатели свидетельствуют о серьезной проблемы для общества, так же и для государства.

Логическое разрешение данной проблемы, следует к внесению изменений в закон об оружии, а именно на ужесточение порядка оборота гражданского оружия.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 307135-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия».[4]

Планируется внести поправки в действующий порядок оборота оружия, предусматривается:

  • повышение минимального возраста, с которого можно приобрести ОООП – 21 год (сейчас с 18 лет);

  • запрет на ношение ОООП в состоянии алкогольного опьянение,

  • запрет на продажу организациями, имеющими лицензию на торговлюоружием и патронами, составных частей патронов и запасных частей к гражданскому оружию без предъявления гражданами разрешений, предусмотренных законом об оружии;

  • запрет на использование гражданского огнестрельного оружия вне охотничьих угодий и специально приспособленных стрелковых объектов;

  • запрет на ношение оружия в медицинских и образовательных учреждениях и местах досуга и реализации алкоголя;

  • прохождение медицинского освидетельствования только в государственныхучреждениях по месту жительства.

Таким образом, агрессивность подростка исходящая от психических расстройств или иных проявлений девиантности, влекут крайне неблагоприятные последствия для общества. Проявление агрессии в активной форме определяются условиями воспитания и условиями социализации. Агрессивное поведение подростка играет негативную роль в становлении личности. Тем самым превращая ее в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву существующих конфликтов. То есть общество получает личность, сформированную как маргинальное, делинквентное. Эта проблема очень актуальна в нынешнее время. Государственным органам следует изменить нормативные акты, контролирующие оборот оружия среди населения. Изменить педагогическую деятельность, исходя из соображений психологии учащихся, в том числе и агрессивных. Формировать положительные ценности среди населения и сферы жизни общества непосредственно через СМИ.

Список использованных источников и литературы

  1. Государственный департамент США: Билль о правах http://photos.state.gov/libraries/adana/30145/publications-other-lang/RUSSIAN.pdf

  2. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"

  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

  4. Законопроект № 307135-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия"

  5. Bill Dedman, Deadly Lessons: School Shooters Tell Why, description of Secret Service study. (October 15, 2000) Chicago Sun-Times. Accessed April 8, 2006

  6. Трифонов А.Л. Психология агрессивности. – М.: Лаборатория Книги. 2012. – 149 с.

  7. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.

  8. Ученые: Массовые убийства в школах США – это вирус http://www.rg.ru/2015/07/03/strelba-site-anons.html

  9. 11 выстрелов и 3 статьи http://www.rg.ru/2014/03/31/strelok-site.html

  10. Школы столицы проверили на безопасность http://www.rg.ru/2014/04/01/shkoly-site-anons.html

  11. Опасен для окружающих http://www.rg.ru/2015/08/11/podrostok.html

Просмотров работы: 1048