ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кутугутова В.И. 1
1Институт психологии СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной психолого-педагогической науке наблюдается интерес к образовательной среде школы как к феномену, обладающему определенными параметрами, влияющими на развитие ее субъектов. Образовательная среда, ближайшее окружение являются условием и источником внешних ресурсов для развития ребенка. Однако среда и ближайшее окружение могут стать и источником депривации. Ряд исследователей рассматривают школу как возможный источник депривации.

О депривации в образовательном процессе можно говорить в тех случаях, когда в образовательном учреждении складываются условия, неблагоприятные для личностного развития ученика, то есть условия, ограничивающие возможности его самореализации. Образовательная депривация становится одной из главных причин отчуждения учащихся от учебной деятельности.

Одним из основных показателей образовательной депривации выступает характерное рассогласование ценностей учеников и учителей [1].

Таким образом, целью данного исследования явилось изучение ценностей субъектов учебного процесса. В исследовании приняли участие школьники в возрасте от 14 до 16 лет (30 человек) и учителя (20 человек). Предмет исследования - ценностная сфера субъектов образовательного процесса. В качестве диагностического инструментария был использован ценностный опросник Ш. Шварца.

Гипотеза исследования: существуют различия в ценностной сфере у субъектов образовательного процесса (учителей и учащихся).

При анализе результатов диагностики ценностной сферы учителей были получены следующие данные, отраженные на рис.1.

Рис.1. Ценности учителей

Как видно из рис.1, наиболее выраженной ценностью для учителей является социальность (37,2). В подходе Ш. Шварца данная ценность понимается как совокупность следующих характеристик: равенство, социальная справедливость, мир во всем мире, честность, работа на благо других, верность [2]. Ценности «зрелость» (33,6) и «безопасность» (31,6) занимают соответственно второе и третье место в иерархии ценностей учителей. Следует отметить, что социальность относится к коллективным ценностям, а зрелость и безопасность одновременно и к коллективным, и к индивидуальным. Наименее выражены в структуре ценностей учителей ценности наслаждения (8,1), конформизма (13,8) и стимуляции (13). Ценности наслаждения и стимуляции относятся к индивидуальным ценностям, а конформизм - к коллективным. Следует отметить, в структуру конформизма Ш. Шварцем [2] включены следующие характеристики: вежливость, учтивость, самодисциплина, аккуратность, исполнительность. Данные характеристики в рамках обыденного сознания относятся к описанию учебного процесса, но для учителей это не является важным. Возможно, это связано с восприятием образовательного процесса с содержательной стороны, где конформизм не является значимым.

При исследовании структуры ценностей у учащихся получены результаты, приведенные на рис.2.

Рис.2. Ценности учащихся

Как видно на рис.2, у учащихся наиболее выраженными являются следующие ценности: социальность (34,3), зрелость (32,1) и социальная культура (31,5). В структуре ценности социальной культуры выделены следующие характеристики: взаимность в отношениях, единение с природой, умеренность, скромность. Данная ценность одновременно выступает и как коллективная, и как индивидуальная. Наименее выражены такие ценности, как конформизм (17,7), стимуляция (15,4) и наслаждение (10,1).

Таким образом, в структуре ценностной сферы учителей и учащихся как субъектов образовательного процесса наблюдаются схожие тенденции. Нами было проведено сравнение выраженности ценностей между группами учителей и учеников при помощи U-критерия Манна-Уитни. Были получены значимые различия по следующим ценностям: наслаждение (p=0,024), стимуляция (p=0,002), конформизм (p=0,001), социальная культура (p=0,001). Все перечисленные ценности имеют больше выраженности в группе учащихся, чем учителей, т.е. представляются им более значимыми.

Таким образом, несмотря на схожую структуру ценностной сферы участников образовательного процесса, имеются значимые различия в степени выраженности ценностей. Таким образом, наше предположение о наличии несогласованности в ценностной сфере подтвердилось.

Список литературы:

  1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 96с.

  2. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 2005.

Просмотров работы: 617