СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Градинар Е.В. 1, Алексеева П.С. 1
1Северо - Восточный Федеральный Университет им.М.К.Аммосова г.Якутск, Россия. Институт Психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из проблем нашего времени является девиантное поведение в профессиональной сфере. Такое поведение негативно влияет на производительность труда, отражается на других субъектах данной деятельности. Основой такого поведения является социально - психологическая дезадаптация в профессиональной деятельности. И для того, чтобы искоренить проблему дезадаптации нужно изучить факторы, которые влияют на успешность адаптации в профессиональной деятельности. Мы взяли 2 основных фактора: личностный и деятельностный подходы. Два этих подхода в полной мере могут ответить таким критериям, как: цели труда, орудия и средства труда, степень проблемности трудовых ситуаций, социально - психологические параметры (степень коллективности процесса, степень самостоятельности, особенности трудового взаимодейстия) и эмоционально - волевые параметры(характер ответственности, климатические условия, факторы вызывающие психическую напряженность ).

Изучая личностный подход, целесообразно начать с профессиональной пригодности и ее особенностей, так как именно она отображает необходимые качества для успешной профессиональной деятельности. Можно говорить о том, что профессиональная пригодность является основой успешности. Давайте рассмотрим, какие характеристики выделяют для профессиональной пригодности.

Бодров В.А. в своем труде: " Психология профессиональной пригодности " выделяет следующие характеристики:

  • профессиональная мотивация, как побудительная и направляющая активность личности на удовлетворение не только биологических потребностей, но и прежде всего потребности в труде, познании, общении, самоутверждении, самореализации, самосовершенствовании и т. д.;

  • общая и профессиональная подготовленность в форме предварительных (для освоения профессии) и квалификационных (с учетом уровня профессионализации) знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения типовых и нештатных трудовых задач;

  • уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности, развитие профессионально важных физиологических функций анализаторов и физических качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость);

  • состояние индивидуально-психологических функций человека и прежде всего профессионально важных качеств для конкретной деятельности, характеризующих познавательные процессы и психомоторику, темпераментальные, характерологические и эмоционально-волевые особенности личности

Так же Бодров. В.А говорит о том, что для профессиональной пригодности важно не только совокупность данных качеств, но их степень выраженности, а так же характер взаимосвязи.

По - мнению Е.А. Климова "...при анализе профессиональной пригодности конкретного человека к данной деятельности профессионально важные для нее качества в каждом случае образуют нечто целое – систему". Он определил пять основных слагаемых этой системы:

  • гражданские качества – идейный и моральный облик человека, его нравственные качества и т. д.;

  • отношение к труду, профессии– мотивы, интересы, склонности,

  • черты характера (добросовестность, трудолюбие, ответственность, критичность и т. д.);

  • дееспособность –особенности соматического и психического здоровья, физическое развитие, общие способности;

  • специальные способности и другие профессионально важные качества для отдельной деятельности и нескольких ее видов;

  • профессиональная подготовленность – знания, навыки, умения, опыт [2]

Как мы видим, для профессиональной пригодности, а в дальнейшем успешности, требуется развитие моральных, умственных и физических качеств. Л. И. Анцыферова считает, что «в ходе профессионального становления личности происходит расширение и обогащение всей системы жизненных отношений человека». Данное утверждение можно интерпретировать как, развитие субъекта во всех отношениях его сферы жизни, становление как личности благодаря профессиональной деятельности.

В личностном подходе важен не только ресурс профессионального развития человека, как набор знаний, умений и навыков, но и особенности его мотивационной, эмоциональной, когнитивной и других сфер личности. Важно оценить как психологические, так и физиологические особенности человека.

Благодаря личностному подходу, мы можем выявить портрет успешного сотрудника, который обеспечит высокую эффективность труда, хорошие показатели в профессиональной деятельности.

Изучая деятельностный подход стоит начать с того, что еще А.Н. Леонтьев отмечал важность деятельности, как категорию бытия человека, говоря, что без категории - деятельность, анализ человеческого бытия невозможен. Чтобы говорить о деятельностном подходе, стоит ответить на вопрос:"А что такое деятельность?" Ответ мы можем найти в трудах Л.С.Рубенштейна. Он дает следующее определение: Деятельность - это всегда отношение человека к миру, она сознательна и целенаправленна [5].

Стоит рассмотреть еще одно определение. П.Я. Гальперин пишет: «Мы называем деятельностью всякий процесс, систематически или эпизодически возобновляемый “деятелем” и ведущий к определенному результату».

Из этих понятий, делаем вывод о том, что всякая деятельность обладает определенными характеристиками: сознательностью, возобновляемостью, целенаправленностью, имеет результат.

Такое подробное рассмотрение понятия "деятельность", связано с тем, что по Леонтьеву А.Н. именно деятельность, является анализом личности.

Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые психологические категории, говорил о том, что : «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду- личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе не существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на проблему личности… через анализ деятельности и общения психология раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный мир» [6]

Это согласуется с положением сформулированным Л.С.Рубенштейном о неразрывной связи психики и деятельности. Где психика формируется в деятельности и проявляется в ней же. Доказательство этого можно найти в трудах А.Н. Леонтьева, о том что психика развивается, как ответ на запросы реальной жизни.

Деятельностный подход трехкомпанентен, он состоит из субъекта - действия - объекта. Благодаря деятельностному подходу можно раскрыть основные компоненты деятельности, обозначить их взаимосвязь и взаимодействие, изучить специфические особенности деятельности. В деятельностном подходе, мы ,с помощью деятельности субъекта, можем выделить личность.

В своем исследовании мы взяли проблему дезадаптации сотрудников исполнения наказания в ИК № 1 г. Якутска. Служба в системе исполнения наказания носит тяжелый психологический и моральный характер. Их деятельность можно отнести к категории экстремальной, постоянные учения, возможный захват заложников, массовые беспорядки, неповиновение, неуставные отношения и т.д. Все это определенно приводит к социально - психологической дезадаптации. Для выявления данного фактора мы использовали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, 1993). Опросник предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Взяты следующие шкалы: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН) и личностный адаптационный потенциал (ЛАП)

Исследование проводилось для 24 сотрудников отдела охраны, из которых все были мужского пола, в возрастной категории от 21 года до 37 лет. Нами были получены следующие результаты.

1. По шкале достоверность 16% показали выский уровень недоверия к процедуре обследования. Они сознательно пытались создать благоприятный образ себя или манипулировать тестовыми результатами. Находясь в ситуации экспертизы, непроизвольно, либо осознанно искажали результаты. Данные результаты не были посчитаны, так как считаются недостоверными.

2. 50% сотрудников имеют высокую поведенческую регуляцию, что говорит о том что они имеют высокую степень нервно - психической устойчивости, адекватную самооценку, правильное восприятие действительности. Эти элементы поведенческой регуляции отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания. 40 % имеют средние показатели по этой шкале, а 10% низкие результаты, что свидетельствует о определен­ной склонности к нервно-психическим срывам, отсут­ствие адекватной само­оценки и адекватного вос­приятия действительности.

3. 85% сотрудников имеют средние показатели по шкале коммуникативный потенциал. Это значит, что сотрудники спокойно устанавливают контакты, но могут возникнуть небольшие затруднения в социально-значимых ситуациях.

4. Говоря о моральной нормативности, речь идет как восприятие морально - нравственных норм, так и отношение к требованиям социального окружения. Адекватность восприятие своего я в социуме. 85% сотрудников имеют средние показатели, что говорит о позитивной социализации сотрудников, подчинение правилам и нормам профессиональной этики.

5. Шкала личностно - адаптационного потенциала показывает, что 90% сотрудников достаточно легко адаптируются к новым условиям труда. Легко входят в коллектив, достаточно быстро ориентируются в ситуации, правильно выстраивают линию своего поведения.

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что на данный момент у сотрудников исполнения наказания наблюдается успешная адаптация. Это может быть причинной схождения внутренних ожиданий и реальности, правильной профессиональной мотивации, удовлетворенность собой как личности, так и субъектом профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004.-272с., ил. ISBN 5-9268-0258-Х

  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с – (Современное образование)

  3. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: монография. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 240 с.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  6. Талызина Н.Ф. Cущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4

Просмотров работы: 1312