ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Садардинова С.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь современного человека постоянно сопряжена с опасностями и угрозами. Нарастающий стресс, критические ситуации, психологические перегрузки могут привести к различным нарушениям физического, психического и социального развития личности. Подобные нарушения приводят к эмоциональному неблагополучию.

Потребность в безопасности, начиная с А. Маслоу, рассматривается многими авторами как базовая потребность человека, от которой зависит реализация других потребностей. В большинстве своем людям свойственно стремление обезопасить себя, снизить влияние негативных эмоций и переживаний.

Ребенок, не в меньшей степени, чем взрослый, в своей жизни сталкивается с определенными трудностями и проблемами. Поэтому очень важно выстраивать целенаправленную работу по обеспечению безопасности развивающейся личности. Для этого прежде всего, необходимо создание психологически безопасной среды.

Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне в программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и подтверждается множеством исследований (И.А.Баева, О.В.Вихристюк, Е.Н.Волкова, Ю.М.Забродин, В.В.Ковров, Е.Б.Лактионова, В.В.Рубцов).

Особенностью любой образовательной среды, характеризующейся высокой степенью психологической безопасности является наличие эмоционального благополучия субъектов образовательного пространства.

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека.

Под эмоциональным благополучием в определении Г.А.Урунтаевой [5] понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Согласно исследованиям ученых Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной эмоциональное благополучие можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А.[2] определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно - эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Считается, что понятие «эмоциональное благополучие» более широко, чем понятие «эмоциональное здоровье». Это можно подтвердить тем, что Всемирная организация здравоохранения использовала именно понятие о благополучии при определении здоровья.

Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.

Эриком Эриксоном [7] в качестве условий обеспечения эмоционального благополучия были выделены следующие: хорошо развитое чувство индивидуальности; умение общаться; умение создавать близкие отношения; умение проявлять активность.

Особо остро проблема эмоционального благополучия стоит по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей. Проблема развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в последние годы приобретают все большую и большую актуальность. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Результаты многих исследований [1,3,4,6] свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития ребенка-сироты, о его отличии от ребенка, воспитывающегося в семье. Исследования И.В. Дубровиной, Э.А. Минковой, М.К. Бардышевской показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отличается от развития сверстников, растущих в семьях.

Такими учеными как А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой отмечены определенные социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, такие как: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций, эмоциональное неблагополучие, низкий уровень интеллектуального развития, трудности в построении межличностных отношений и т.п.

Изучением эмоционального благополучия детей-сирот занимались В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.Ю. Кондратьев, Н.К. Радина, Л.М. Шипицина и другие.

В эмпирическом исследовании мы намерены изучить психологические особенности эмоционального благополучия детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что существуют различия в психологических особенностях эмоционального благополучия детей, оставшихся без попечения родителей и психологические особенности эмоционального благополучия детей из обычной семьи:

  • У детей, оставшихся без попечения родителей, симптомокомплексы, связанные с эмоциональным неблагополучием (тревожность, агрессивность, неуверенность в себе и т.п.) выражены сильнее, чем у детей из обычной семьи.

  • Уровень агрессивности у детей, оставшихся без попечения родителей, выше, чем у детей из обычной семьи.

Реализацию поставленных задач мы планируем осуществить с помощью таких методик исследования, как: проективный рисунок “Дом-Дерево-Человек”, Дж.Бака, проинтерпретированный по Р.Ф. Беляускайте, цветовой тест Люшера и методика Hand Test ( Тест руки Вагнера)

Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволят нам в дальнейшем сформулировать методические рекомендации, направленные на создание, поддержание эмоционального благополучия детей-сирот.

Список литературы:

  1. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998.- 110с

  2. Кошелева А.Д.,Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие М.: Академия, 2003.-168с

  3. Прихожан А.М. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2012. – 213 с

  4. Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. – М: Педагогика, 2012. – 256 с.

  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.

  6. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. – СПб: Издательство СПУ, 2013. – 167 с.

  7. Эриксон Э.Детство и общество.-М.,2001.

9.

5

Просмотров работы: 1760