ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Дьякова С.П. 1
1Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета. Г.Старый Оскол
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации (ДОО) на сегодняшний день стоит особо актуально. Следует отметить, что это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденный 17 октября 2013года №1155 и вступивший в силу с 1 января 2014года). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации это генеральный документ ДО, который раскрывает требования: (в ФГТ – их 2, в ФГОС - 3 Т), к структуре и содержанию программы, к условиям реализации программы, и к результатам программы по дошкольному образованию. Особое внимание по ФГОС уделяется условиям предметно пространственной среде.

Стандарт, предписывающий определённые задачи, предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и независимо подчеркивает самостоятельную деятельность детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации (ДОО).

Обратимся к основной цели Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) - создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.

Попытаемся определить сущность понятия «среда». Выдающийся философом педагог Жан Жак Руссо, он один из первых предложил рассмотреть среду как условие оптимального саморазвития личности. Благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. В ней заключается правильное моделирование развивающей среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего пространства изменяется в соответствии с развитием способностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. Дети могут одновременно заниматься коммуникативно- речевой и познавательно- творческой деятельностью, как индивидуально, так и всей группой.

Селестен Френе считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современные педагоги и ученые – Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко и другие – считают, что при этом насыщении окружающего ребенка пространство должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательная активность, участие в подвижных играх и соревнованиях, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Скомпоновав все понятия, мы пришли к выводу, что под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Организация развивающей среды в дошкольной образовательной организации (ДОО) с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Какие же изменения нужно реализовать при оформления развивающей предметно-пространственной среды? Это создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Рассмотрим требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к развивающей предметно-пространственной среде: Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, Доступность среды, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Игрушки, игровые материалы, игровые пособия являются главной средой, позволяющей осуществлять самые разные детские деятельности. Это, прежде всего, игра. Это и сюжетно-ролевые игры, и режиссерские, игры драматизации, игры с правилами и многие другие. Каждая из этих видов игр предполагает фиксированный набор игровых материалов. Например, для сюжетно-ролевой игры необходимы атрибуты роли (повязочки, халатики, фартучки, головные уборы), которые соответствуют той или иной роли. Материал очень необходим, полезен, недорогой и помогающий ребенку перевоплотиться. Задача воспитателя подбирать качественный материал и делать его удобным ещё одним важным видом детской деятельности является продуктивная деятельность. Это конструирование, составные картинки (пазлы, картинки на кубиках, разрезные картинки), мозайки, настольные игры, наборы для детского творчества. Все это должно быть в определенном количестве и качестве. Еще одной важной формой детской деятельности является познавательно-исследовательская деятельность, которая не сводится к учебной. Это экспериментирование, но не экспериментирование с пробирками, с микроскопом и лупой, а просто пробы ребенка с разными рода игрушками. Есть класс игрушек, называемый динамическими игрушками, которые демонстрируют ребенку законы движения (скатывающиеся шарики, кувыркунчики, и др.). Они чрезвычайно полезны для познания окружающего мира, моторного развития, настойчивости. Игрушки должны быть достаточны, а не избыточны. Они должны иметь определенный развивающий потенциал. Важная часть в оценке материала - это его положение в предметно-пространственной среде. Есть игрушки, которые должны быть в открытом доступе, а есть те игрушки, которыми можно пользоваться в присутствии воспитателя, например, в режимных моментах или в НОД. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие: - пространство; - время; - предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.

В Стандарте прописывается, что пространство должно быть распределено на зоны (области, центры), где реализуется та или иная форма детской активности. Важно, чтобы зонирование не было жестким и определенным. Помещение всегда ограничено, а формы детской активности многообразны и разнообразны, поэтому помещение должно быть гибким, лабильным. На примере в практике педагоги подтверждают, что, прикручивание столиков для кукол ограничивает вариативность детской жизни и делает среду жесткой, неподвижной (столик не убрать, не передвинуть, все дано как есть). Это не способствует ни игре, ни творческой активности детей. А показателем организации пространства является как раз гибкость, вариативность, возможность перестроить, придумать что-то новое. Использование элементарных вещей позволяет варьировать пространство. Например, если накрыть стол куском ткани (отрезом материала) можно сделать из стола шатер или дом. Или просто бросить на пол и это будет река или лес. Такого рода простые материалы могут разнообразить пространство. Хороши также ширмы для игр или уединения. Такие атрибуты позволяют перегораживать пространство, менять его.

Пространство должно быть уютным и комфортным, безопасным, соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным. Необходимо, чтобы в группе были фотографии детей и вещи, связанные с реальным опытом жизни детей.

Приступая к оформлению групповых помещений, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду и учитываем: - возрастные особенности детей,- социально-психологические особенности детей,- поло-ролевые особенности детей данного возраста,- интересы, потребности детей данной группы.

Организационные условия:

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность; - все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением; размещение материалов должно быть функциональным; - предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);- среда должна иметь подвижные границы;-предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. Так же в среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: - рабочая, - активная. – спокойная

Рабочая зона: - Центр экспериментирования. -Центр познавательно-исследовательской деятельности. -Центр продуктивной деятельности -Дидактический центр.

Активная зона: - Спортивный центр; Центр ролевых и режиссерских игр;

Центр музыкально-театрализованной деятельности; Центр конструирования

Спокойная зона: Уголок релаксации; Книжный уголок; Патриотический уголок; Мини-музей.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Из подтверждающей педагогической практике в ходе разработки темы мы увидели, что при оформлении группы среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, наш анализ показывает, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), задает стратегию создания инновационной предметно-пространственной среды, которая будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также уровень эмоционально-потребности сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем необходимо руководствоваться современному педагогу-воспитателю в своей профессиональной деятельности.

Список используемой литературы

1.Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ// Управление ДОУ. – 2009. - № 2.- С.60

2.Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы – Волгоград. Учитель, 2009.

3.Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 5 - 12 с.

4. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.

5.Нищева, Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду [Текст] /Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.

6.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]

7.Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013.

Просмотров работы: 1266