ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

Парвазова Д.Р. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одно из основных средств, защищающее гражданские права — гражданско-правовая ответственность, в том числе ответственность за нарушение обязательств. Все больше значение в гражданском праве приобретает институт ответственности за нарушение обязательств. Значимость данного института возрастает в связи с увеличением количества договоров между образовательными учреждениями и гражданами, которые хотят получить образование. Анализ имущественных последствий нарушений договорных отношений оказания услуг по обучению выявили ряд особенностей материального и процессуального характера. Эта проблема осложняется в связи с тем, что понятие данного института не закреплено в гражданском законодательстве.

На данный момент нормы гражданского права активно используются при решении вопросов в сфере образования. Но стоит отметить, что те решения, которые принимаются, далеко не всегда являются правомерными. В качестве примера можно привести Постановление коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24.11.1999 г. «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг», которое усмотрело ряд нарушений гражданского законодательства в образовательной деятельности негосударственных вузов. В данном Постановлении положения договоров, которые заключаются вузами с обучающимися, где вузу предоставляется право в одностороннем порядке расторгать договоры в определенных случаях, в том числе неоплаты ими образовательных услуг, просрочки оплаты обучения, а также отчислять студентов в связи с невыполнением ими учебного плана, были признаны несоответствующими гражданскому законодательству. Коллегия выразила свое мнение: вышеперечисленные положения нарушают ст. 310 ГК РФ, в соответствии с которой односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением предусмотренных законом случаев.

Вышеизложенное решение коллегии Министерства РФ основано на нормах гражданского права без учета специфики образовательных отношений и порождает «тупиковую ситуацию» для учреждений, так как из решения коллегии неясно, за счет каких ресурсов вуз должен обучать студента, не оплатившего свое обучение, и что делать с обучающимся, систематически не исполняющим свои обязанности по договору и не выполняющим учебный план.

Специфика образовательных отношений наиболее ярко проявляется в их объекте, субъекте и содержании.

Объектом образовательных отношений являются духовные блага, выступающие в виде знаний, умений и навыков. Содержание знаний, которые должен усвоить обучающийся, определяется образовательной программой определенного уровня и направленности. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, а также на формирование основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, призванных обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов начального, среднего или высшего профессионального образования. Но стоит учесть, что знания, усвоенные обучающимися, должны быть выше минимума знаний, которые предусмотрены ФГОСом.

Особенностью объекта образовательного отношения является то, что его содержание не может определяться соглашением участников образовательного отношения, так как обязательный минимум содержания всех основных образовательных программ устанавливается ФГОСом; наличие уровня знаний, умений и навыков у обучающихся проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. Освоение программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Выпускники, которые прошли итоговую аттестацию, получают документы о наличии у них соответствующего общего или профессионального образования (дипломы, аттестаты, свидетельства, сертификаты и др.). Лицам, которые не завершили образование данного уровня, в том числе и не выдержавшие итоговой аттестации, получают справку о том, что они прослушали курс в соответствующем образовательном учреждении.

Подводя итог вышесказанному следует выделить, что объект образовательных отношений — это не любые знания, умения и навыки, которые приобрели в процессе обучения, а такие, уровень которых соответствует ФГОСу, что подтверждается итоговой аттестацией обучающихся и удостоверяется соответствующим документом.

Субъектами образовательных отношений являются как обучающиеся, так и педагогические и иные работники образовательных учреждений. Законодательство устанавливает определенные требования к субъектам данных отношений.

К примеру, для занятия образовательной деятельностью организация должна иметь не только статус юридического лица, то есть, соответственно, быть зарегистрированным компетентными органами государства или местного самоуправления, но и иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Работники учреждений должны иметь необходимый образовательный ценз, то есть требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, имеющим необходимый уровень образования, который подтверждается специальным документом. При этом к педагогической деятельности в образовательных организациях не допускаются лица, которым приговором суда или по показаниям врачей, а также лица, имевшие судимость за некоторые виды преступлений, запрещена.

Наиболее ярко специфика образовательных отношений проявляется в требованиях, которые предъявляются к обучающимся. Во всех отраслях права, будь то трудовое, административное, семейное или уголовное, гражданин, являющийся субъектом соответствующих отношений, должен иметь определенный, достаточно зрелый возраст. Полная дееспособность, то есть право своими действиями приобретать права и обязанности, возникает у граждан в 18 лет. За исключением некоторых отраслей права, где дееспособность возникает и в более раннем возрасте. Например, по некоторым составам преступлений к уголовной ответственности могут привлекаться лица в 14 лет, выступать субъектом трудовых отношений по найму жители Российской Федерации имеют право уже в 15 лет. Однако, в отличие от других видов отношени й, в образовательных субъект является дееспособным с самого раннего возраста, то есть с момента занятий в дошкольных или начальных общих образовательных учреждениях, что приходится в среднем на возраст с четырех до семи лет. Еще на что стоит обратить внимание – это то, что психически больные лица, которые считаются недееспособными в других отраслях права, в образовательном считаются субъектами образовательных отношений и проходят обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.

В.И. Шкатулла считает1, что дети, которые не достигли 18 лет, как субъекты образовательных отношений обладают «ограниченной дееспособностью, постоянно возрастающей, изменяющейся». Я считаю, что подобное положение является неточным, так как признание несовершеннолетних обучающихся субъектами, которые имеют ограниченную дееспособность в образовательных отношениях, означало бы, что их недостающая правоспособность должна восполняться родителями или законными представителями, как это имеет место в гражданском праве.

Чем конкретно ограничивается дееспособность обучающихся и каким образом ее могут восполнить родители либо законные представители? Любая образовательная программа составлена так, что ее в состоянии освоить любой здоровый ребенок. Обучающийся с первого дня учебы обладает всеми правами и обязанностями и сам несет ответственность за дисциплинарные проступки, которые были допущены им, и ненадлежащее освоение образовательных программ.

ФЗ «Об образовании» 2 предоставляет родителям или законным представителям детей, которым не исполнилось восемнадцати лет, следующие права: выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать права и законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Но стоит отметить, что все эти права относятся не к сфере образовательных отношений, а к сопутствующим им отношениям. Из всего вышесказанного следует, что все-таки субъектом образовательных отношений может быть только обучающийся, несмотря на то дееспособен ли он в соответствии с другими отраслями права. В образовательных отношениях обучающийся всегда своими действиями реализует свои права и исполняет обязанности, так как иным способом ему невозможно получить образование.

Как раз вышеизложенное и составляет вторую отличительную особенность образовательных отношений: наличие у субъектов ранней по сравнению с другими отраслями права дееспособности.

Третьей особенностью образовательных отношений можно назвать то, что управомоченная сторона, в данном случае обучающийся, реализует свое право на образование двумя способами: 1) С помощью действий другой обязанной стороны — образовательного учреждения. 2) Благодаря собственным действиям, которые направлены на овладение образовательной программой соответствующего уровня.

В законодательстве РФ есть и исключение из этого правила, в котором предусматривается право на получение образования экстерном, то есть путем самообразования, за счет действий одного лишь обучающегося. Однако стоит отметить, что получить образование экстерном можно далеко не по всем специальностям. И кроме того, данная форма обучения не находит широкого применения в РФ.

В правоотношениях обычно обязанная сторона осуществляет возложенную на нее обязанность в пользу управомоченной стороны и не обладает властными полномочиями по отношению к ней. Примером таких правоотношений могут послужить гражданские, финансовые, экологические, значительная часть административных.

Но возможна и иная ситуация, в которой обязанная сторона обладает властными полномочиями по отношению к управомоченной стороне. В качестве примера можно привести трудовые правоотношения, в которых работодатель несет определенные обязанности (обеспечивать сотрудника работой по его трудовой функции, выплачивать заработную плату регулярно, обеспечивать работникам оплачиваемый отпуск, создавать надлежащие условия труда), но в то же время и имеет некоторые права (принимать обязательные для работников решения, привлекать нарушителей дисциплины к ответственности, в том числе и материальной).

По аналогичной схеме строится взаимоотношение и в образовательных организациях. Учреждение, как обязанная сторона, несет ряд обязательств по отношению к обучающимся. На базе действующего законодательства оно несет определенные обязанности, такие как: обеспечивать качество образования своих выпускников, реализацию образовательных программ в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, создание условий для учебы, труда и отдыха обучающихся. Одновременно с этим образовательная организация наделяется достаточно широким кругом властных полномочий, в том числе она имеет право разрабатывать и принимать правила внутреннего распорядка, самостоятельно формировать контингент обучающихся, осуществлять образовательный процесс, текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации, осуществлять иную властную деятельность, которая не запрещена законом.

Ответственность – одна из основных юридических категорий, которая широко используется в правоприменительной деятельности. О.С. Иоффе утверждал3, что гражданско-правовая ответственность есть санкция за правонарушение, которая вызывает для нарушителя отрицательные последствия, выражающиеся в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность – обязанность правонарушителя. Она подкреплена возможностью его принуждения со стороны государства. К особенностями гражданско-правовой ответственности можно отнести ее имущественный характер, направленность в пользу потерпевшей стороны и возможность ее добровольного возложения на себя правонарушителем. Гражданско-правовая ответственность может выражаться как в возмещении вреда, выплате неустойки, так и возложении обязанности исполнить обязательство в натуре.

Гражданско-правовую ответственность можно разделить на два вида: 1) договорная, которая устанавливается соглашением сторон договора; 2) внедоговорная, которая устанавливается за причинение вреда имуществу, здоровью, жизни, а также за причинение морального вреда.

В образовательной сфере выделяют две группы оснований гражданско-правовой ответственности:1) за нарушение обязательств по договору платного образования; 2) возмещение морального вреда.

Стоит отметить, что первая группа связана только с образовательным процессом на платной основе, а вторая – независимо от характера отношений организации и обучающегося.

Правовая ответственность образовательного учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательной услуги, за её качество регулируется договором и требованиями, которые предъявляет закон к образованию. Таким образом, выделяются общие основания ответственности организации, которые предусматривают административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

ФЗ “Об образовании” 4 устанавливает ряд оснований ответственности образовательного учреждения: за невыполнение функций, лежащих в его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательной программы, учебного плана, расписания, качество образования, нарушение прав и свобод обучающихся и работников, их жизнь и здоровье во время образовательного процесса.

Анализируя нормы данного федерального закона можно найти и ряд других оснований правовой ответственности, в частности, за ведение образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований (лишение лицензии), за проведение образовательного процесса аккредитованной организацией не в соответствии с требованиями ФГОС (лишение государственной аккредитации) и ряд других.

Одновременно ФЗ “Об образовании” не устанавливает конкретных мер ответственности, за исключением связанных с некачественным образованием и дает отсылку к законодательству РФ.

Однако стоит отметить, что если ответственность в ФЗ “Об образовании” носит в целом дисциплинарный и административно-правовой характер, то неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательной услуги служат основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

ГК РФ не дает прямого определения института гражданско-правовой ответственности, что связано с неоднозначностью его правового содержания.

Проявление гражданско-правовой ответственности к исполнению обязательства по договору платного образования имеет свои специфические черты, определяющие особенности правовой защиты обучающегося.

1. Повышенная ответственность образовательного учреждения как профессионального участника образовательной деятельности.

С этих позиций в обязанности организации входит принятие всех мер для надлежащего исполнения обязательств, взятых заказчиком, даже при условии, что не всегда их исполнение зависит от её действий.

Организация должна предусмотреть при заключении с заказчиком, либо его родителями или законными представителями договоров платного образования возможные последствия, которые могут быть связаны с изменением учебного плана, заменой преподавателей или условий образовательного процесса. Также учреждение должно регламентировать обоюдную ответственность сторон за неисполнение обязательств, включить условия об основаниях освобождения от ответственности, уменьшения объема ответственности. При этом организация не должна освобождаться от ответственности по своим основным обязательствам, которые связаны с организацией, проведением, обеспечением образовательного процесса.

2. Образовательное учреждение, не выполняя или ненадлежащим образом выполняя свои обязательства по договору оказания образовательных услуг, нарушает субъективное право обучающегося на получение образования, препятствует реализации им своего конституционного права.

Основные факты, приводящие к нарушению прав обучающихся:

1. Чаще всего не заключается в письменной форме договор об оказании образовательных услуг по программам дополнительного образования, которые имеют краткосрочный характер.

2. Поступающего на обучение не знакомят под расписку с учебным планом, либо иным документом, его заменяющим.

3. Учебный план не входит составной частью в договор и часто подвергается произвольному изменению со стороны администрации организации в процессе обучения.

4. Образовательная организация, которая осуществляет «публичный» набор, не объявляет план набора в соответствии с лицензией, то есть число вакантных мест, начало, окончание приема.

5. В договоре обычно не указывают конкретные меры правовой ответственности образовательной организации за нарушение договорных обязательств, а также внедоговорных, но обусловленных законом. Например, при потере лицензии, утрате силы свидетельства о государственной аккредитации.

Вторая группа гражданско-правовой ответственности в образовательной сфере предусматривает возмещение морального вреда. ГК РФ 5 предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина действиями юридического лица, его работниками в результате незаконных действий, в том числе бездействия, государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Ст. 1079 ГК РФ предусматривает ответственность юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

Предусмотренные Гражданским Кодексом РФ правила о возмещении вреда противоправными действиями имеют общий характер, то есть относятся к любому физическому или юридическому лицу, который попадает под правовое регулирование главы 59 ГК РФ. Образовательная деятельность имеет свои специфические особенности, которые влекут и устанавливают и иные, кроме указанных в ГК РФ, оснований внедоговорной гражданско-правовой ответственности, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической ответственности и подчеркивающие её гражданско-правовой характер.

Во-первых, это имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Применение данного вида ответственности всегда связано с возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, либо уплатой неустоек, штрафов, пеней. В образовательных отношениях может возникнуть ситуация, когда допущенное нарушение может затрагивать личные неимущественные права или причинить вред обучающемуся, либо самой организации. Применение гражданско-правовой ответственности будет присуждать потерпевшему лицу соответствующей денежной компенсации в форме возмещения убытков, морального вреда или взыскания причинённого ущерба.

Во-вторых, ответственность по гражданскому праву – это ответственность одного участника перед другими, ответственность правонарушителя перед потерпевшим. Гражданское право регулирует отношения, которые складываются между равноправными и независимыми субъектами. В образовательной сфере такие отношения возникают только на договорной основе. Имущественная санкция, которая применяется за допущенное нарушение, всегда имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего.

В-третьих, одна из особенностей гражданско-правовой ответственности состоит в соответствии размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков. В образовательной сфере определить размер ответственности сложно. Можно говорить о пределах гражданско-правовой ответственности, предопределяющиеся её компенсационным характером и необходимостью равнозначного возмещения потерпевшему причинённого вреда или убытков, так как конечная цель применения гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении имущественной сферы потерпевшей стороны.

В-четвёртых, особенностью гражданско-правовой ответственности является применение равнозначных по объёму мер ответственности к разным участникам имущественного оборота за однотипные правонарушения. Указанная особенность основана на необходимости обеспечения принципа равноправия участников гражданско-правовых отношений в сфере образования.

Список использованных источников и литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru , 01.08.2014 г.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru , 30.12.2015 г.

  3. Гражданский Кодекс РФ. ч.2 //Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru , 01.07.2015 г.

  4. Иоффе О.С. Обязательственное право//Юридическая литература.-М.-С.97.

  5. Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М., 1996.

  6. Носков С.А. Об элементах института юридической ответственности// Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СТАЛ, 2007 г. № 1.

  7. Куров С.В. Проблемы правовой ответственности в сфере образования. Ежегодник Российского образовательного законодательства, том 1 / М., декабрь 2009г.

  8. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть//отв. ред. — Е.А. Суханов. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2006.

1 См.: Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М., 1996.

2 Статья 44 ФЗ “Об образовании”//Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. Url:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745&intelsearch=%D4%C7+%CE%E1+%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E8. Дата обращения:22.01.2016.

3 См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. С.97.

4 П. 6 статья 28 ФЗ “Об образовании”//Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. Url:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745&intelsearch=%D4%C7+%CE%E1+%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E8. Дата обращения:22.01.2016.

5 ГК РФ. ч.2 ст.1064, 1068, 1069//Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. Url: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102039276&intelsearch=%E3%F0%E0%E6%E4%E0%ED%F1%EA%E8%E9+%EA%EE%E4%E5%EA%F1+2+%F7%E0%F1%F2%FC. Дата обращения:22.01.2016.

Просмотров работы: 2322