Вся предшествовавшая практика школьного обучения складывалась согласно механически установленному режиму, в котором все было рассчитано до мельчайших подробностей – программа, учебники, расписание часов и занятий, количество часов на каждый предмет, продолжительность учебного года и уроков. Учет этих мельчайших подробностей, бесспорно, составляет основу и предпосылку рационализации учебного процесса. Однако нельзя считать, что механическим выполнением режима, раз навсегда созданного, без учета живых его участников и исполнителей – детей, решается задача учебного процесса.
К.Д. Ушинский понял, что не только нужно перестраивать школу в духе удовлетворения потребностей народа, но и сам процесс учения должен быть в корне перестроен в соответствии с природными особенностями учащихся.
При каждом удобном случае педагог развивал мысль, что учение - это творческая, самостоятельная работа учащихся, но работа, происходящая под обязательным руководством учителя. Написав книгу «Детский мир», К.Д. Ушинский стремился так построить ее по содержанию и форме, «чтобы ученик, прочитав ее с учителем, приобрел любовь к серьезному занятию наукой», сама же эта книга, по мысли автора, должна явиться для ученика «преддверием серьезной науки» [4, с.11]. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский обсуждал проблему труда в целом, труда как свободного участия человека в жизни, причем перед школой ставилась задача научить учащихся любви и умению творчески трудиться.
Также он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, К.Д. Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.
Говоря о памяти и заучивании, указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил К.Д. Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.
Исходя из психологических особенностей детского возраста, К.Д. Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он [3, с. 120].
Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, К.Д. Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность». По словам К.Д. Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, естествен, и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности» [2, с. 28].
К.Д. Ушинский дал материалистическое обоснование принципа наглядности. К.Д. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Он стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Писал, что замечательный или даже великий ум - это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены» [1, с. 57].
К.Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми
приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.
Много внимания уделил К.Д. Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.).
В процессе обучения К.Д. Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени:
1) дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление.
2) под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие.
3) учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного.
Он был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.
К.Д. Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.
Виды учебных занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний, упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графические работы учащихся. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемость внимания детей (особенно младшего возраста), К.Д. Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов.
Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, К.Д. Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы.
В начальной школе К.Д. Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения. В процессе объяснительного чтения делаются разъяснения непонятных слов и выражений, нравственные выводы и т. п. Однако требуется при этом, чтобы своими объяснениями учитель не уводил детей в сторону от читаемой статьи или стихотворения, чтобы основной материал чтения всегда стоял в центре внимания.
В замечательной статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) К.Д. Ушинский дал ценные методические указания. Это преподавание, по его мнению, имеет три задачи: 1) развить речь ребенка, 2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и 3) усвоить логику языка (его грамматику). Все три задачи выполняются одновременно, совместно.
Для развития речи К.Д. Ушинский рекомендует систематические упражнения - сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя. Вторая задача достигается посредством изучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы. По его мнению, необходимо уделять большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Также огромное значение К.Д. Ушинский придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей он рекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других.
Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего, выражается в родном языке и словесности. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим помещаем изучение новейших иностранных языков, а в изучении древних видим специальность, необходимую лишьдля известной отрасли ученых занятий» [1, с.129-130]. Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык, прежде всего, познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом и всем его духовным богатством.
По мнению К.Д. Ушинского, школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, и именно образование и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.
Список литературы.
Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. – М.: Педагогика, 1974.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982 .
Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. М., Учпедгиз, 1957.
Ушинский К.Д. Основы и система дидактики // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968.