ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

Нуржан А.Н. 1, Жолдыбай А.Б. 1
1Медицинский университет Астана
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прослушивание музыки для релаксации широко распространено среди студентов, в связи со стрессами и переживаниями при выполнении сложных академических заданий. Студенты предпочитают слушать музыку во время подготовки к тесту или же во время выполнения домашнего задания. Но, они не подозревают о влиянии музыки на продуктивность мыслительной работы.

Было проведено много исследований, результаты были неоднозначными: некоторые из них показали, что музыка благотворно влияет на работу когнитивных функций, а другие исследования показали, что наличие музыки наоборот снижает эффективность работы мыслительных функций. В исследовании Смита и Мориса изучалось влияние предпочитаемой музыки на познавательные процессы студентов, а также на концентрацию внимания. Выяснилось, что любимая музыка отвлекает от самой работы, так как эта музыка и её слова могут вызвать определенные эмоции, тем самым понижая концентрацию внимания студента. Влияние музыки может быть связано и с типами личностей. Фурнхам и Брэдли провели ряд исследований, чтобы изучить влияние релаксирующей и агрессивной музыки на интровертов и экстравертов. Выяснилось, что громкая музыка и фоновой шум создают позитивную обстановку для работы экстравертов, но для интровертов работа в такой обстановке не приемлема и невозможна: интроверты поддавались влиянию музыки больше чем экстраверты и их результаты были намного ниже чем у противоположенного типа.

Настоящее исследование рассматривает влияние разных жанров музыки на умственную работоспособность студентов. В исследовании приняли участие 32 студента1 и 2 курса в возрасте 17-20 лет из «Медицинского университета Астана», город Астана, Казахстан. В ходе исследования использовались 5 различных тестов для оценки когнитивной производительности. Тесты состояли из 20 различных операций: 10 на умножение и деление, 10 насложение и вычитание. Порядок операций был рандомизирован, задания состояли из трех цифр, таких как 63/7, 45+6 и т.д. В качестве классической музыки была выбрана “MorningLight”(S.Besson, 2004), поп музыка – “BillieJean”(M.Jackson, 1983), рэп композиция –“RapGod”(Eminem, 2013), тяжелый рок – “Notreadytodie”(D.Hunter, 2004).

Исследование было проведено в Медицинском университете Астана. Участникам предлагалось решить 5 арифметических тестов, первый тест – в сопровождении классической музыки, второй – поп музыке, третий – исполнялась рэп композиция, четвертый – под тяжелый рок, а пятый тест участники решали в тишине, без какой-либо музыки. Регламент по каждому тесту составлял 1 минуту (60 сек.), студентам не разрешалось пользоваться калькуляторами или же любимы электронными гаджетами, период паузы между тестами составлял 2 минуты (120сек.).

Результаты и вывод

Жанр музыки

Классическая музыка

Поп музыка

Рэп композиция

Тяжелый рок

Тишина

1 курс

Число max

7

5

4

2

10

Число min

2

3

5

8

1

2 курс

Число max

8

7

6

5

9

Число min

3

3

5

5

2

max – наиболее высокий балл участника во всех пяти тестах

min - наиболее низкий балл участника во всех пяти тестах

Результаты. Это исследование было проведено с каждым курсом по отдельности, в разных обстановках. В которых, независимыми переменными были жанры музыки на высокой и низкой интенсивностях. Зависимой переменной являлась оценка производительности, которая была измерена максимальными и низкими баллами в ответах, полученных в каждом из тестов. Оценки эффективности студентов 1 и 2 курсов имеют схожие показатели при фоновой поп музыке, а также сравнительно высокие баллы при классической музыке (max1курс=7, max2 курс=8). А в рэп композиции результаты минимума одинаковы (min=5). Однако, прослушивая тяжелый рок, у первокурсников разница между числамиmax иminбыла очень большая (max=2,min=8), когда у второкурсников эти числа совпадают (max=min=5). Показатели производительности в обоих курсах были значительно выше в тишине (max1курс=10, max2 курс=9), чем во всех четырех условиях фоновой музыки. Но были и исключения, например некоторые участники эксперимента набрали максимальные баллы во всех тестах. Это говорит о том, что влияние музыки на мыслительные процессы зависит и от типов личностей.

Обсуждение. Участники эксперимента показали лучшие результаты в тишине, чем в каких-либо других условиях. Производительность когнитивных процессов была значительно хуже при громкой музыке на высокой интенсивности. Таким образом, результаты доказали, что продуктивность мышления ухудшается с музыкой и оптимизируется без музыки. Результативность была лучше при классической музыке, по сравнению с громкой, агрессивной музыкой, потому, что она обеспечивает положительные, успокаивающие и комфортные условия для участников из-за спокойного тона. Важно отметить, что общая производительность была намного ниже во время громкой музыки при высокой интенсивности.

Интересно, что тип музыки имеет большое значение, когда дело доходит до когнитивных функций. Известно, что легче обрабатывать информацию в присутствии минимального уровня отвлечения. То есть, студенты не должны слушать какую-либо музыку, или позволять любому слуховому раздражителю отвлекать их во время учебы для получения максимального уровня продуктивности. Студенты должны заниматься в тихих и спокойных местах, как библиотека или учебная аудитория, когда материал требует усиленную познавательную обработку. По данным этого исследования, тишина является наилучшей средой для максимизирования производительности познавательной деятельности. Следовательно, прямые выгоды от прослушивания музыки на когнитивные процессы – это скорее всего фантазия, чем реальность.

Просмотров работы: 115081