Цель исследования является изучение теоретико-методические основ обучения бадминтонистов – амбидекстеров.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении данных научно-методической литературы по проблеме обучения амбидекстеров.
Основные определения:
Амбидекстрия – это врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.
Амбисинистрия – это явление, обратное амбидекстрии, при котором оба полушария мозга человека одинаковы неразвиты.
Латерализация – процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга.
Моторная асимметрия – асимметрия функционирования рук, ног, мышц лица.
Сенсорная асимметрия - асимметрия функционирования органов чувств.
Современные исследования показали:
амбидекстрия бывает двух разных типов: врожденная и приобретенная;
полной амбидекстрии, в природе еще не встречалось; Одной рукой удобнее использовать для одного действия, а другую – для другого;
считается, что амбидекстеры имеют языковые затруднения и не склонны четко выражать свои мысли;
Амбидекстры мыслят образами: «То, что я не могу представить, я не могу понять».
Функциональная асимметрия мозга впервые была обнаружена в 19 Марк Дакс – сельский врач, в 1836 г. установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных.
К настоящему времени установлено, что преобладают праворукие люди, то есть с преобладанием левого полушария. Остальное человечество делится на две неравные части: примерно от 5% до 20% составляют левши, у которых отмечаются доминирование правого полушария, и около 2-3% населения составляют амбидекстры.
Средства обучения правшей – игре левой рукой.
Средства технической подготовки не зависят от того какой рукой обучающийся пишет, рисует или держит ракетку, они имеют универсальный характер как для правшей так и для левшей и применяются для обучения обеих рук.
К универсальным, классическим средствам технической подготовки бадминтонистов в процессе обучения относят:
хват ракетки;
стойки;
перемещения;
подачи;
удары открытой стороной ракетки (высоко-далекие, низкие, плоские, атакующие);
удары закрытой стороной ракетки (высоко-далекие, низкие, плоские, атакующие);
Методика обучения правшей – игре левой рукой.
Методика обучения делится на несколько этапов
Тестовый отбор
Повышение межполушарных взаимодействий
Зеркальное перестроение техники игры
Взаимодействие двух рук во время игры
Д.П. Рыбаков считает, что есть два метода обучению игре левой рукой:
Полностью исключать игру правой рукой и проходить все этапы обучения заново
Одновременно закрепляя базовые элементы техники для правой руки, развивать и обучать игре левой рукой
В процессе достижения достаточной тренированности применяют «парные» технические упражнения, где поставлена задача: первое действие выполнить правой рукой, второе действие левой. Такие элементы максимально приближены к игровым ситуациям.
Технические упражнения можно компоновать из двух, трех или четырех действий, главной задачей которых является: тактически и технически правильное использование способностей амбидекстера. Все выполняемые упражнения на этом этапе по сути отрезки игровых моментов, в которых целесообразно использовать правую и левую игровую руку для достижения максимального результата.
В ходе нашей работы было раскрыто понятие «амбидекстия», что дает более ясное представление и понимания этого явления. Исходя из изученной литературы было выявлено, что каждый имеет предрасположенность к абмбидекстрии, но с разной выраженностью. Способность владеть обеими руками может быть врожденной или тренируемой.
Мы выяснили, что амбидекстрия с точки зрения физиологии нормальный процесс развития головного мозга,
В зависимости от межполушарных связей головного мозга, амбидекстрия бывает врожденной и приобретенной в процессе тренинга, врожденная способность позволяет использовать обе руки на одном уровне, равномерно, а приобретенная амбидекстрия позволяет уровнять способность владения обеими руками.
В нашей работе были представлены и освещены традиционные средства и методы обучения «одноруких» игроков. Где нами раскрыты базовые, основные технические средства обучения бадминтонистов. Для обучения «однорукому» стилю игры, не имеет значения правая или левая рука является игровой, так как техника разработана под праворуких и в последующем отражена зеркально на обучении бадминтону леворуких игроков.
Нами так же была изучена методика обучению амбидекстеров, так как «двуруких» игроков слишком мало, развитие и дальнейшее популяризация этой методики не увенчалась успехом. Но мы выявили основные отличия обучения амбидекстеров от классического «однорукого» стиля игры. Так же раскрыли основные положения этой методики которые были скомпонованы, и представлены в виде отличительных черт, присущих только этой методике.