ЦИГУН-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦИГУН-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ

Удеревский А.М. 1, ДЕМЬЯНОВА Л.М. 1
1Волгодонский институт (филиал) ЮФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодные Государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации констатируют ухудшение состояния здоровья детского и подросткового контингента [10]. Школьный возраст - это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи. Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет - наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся [12].

Правительством РФ обозначена задача сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет реформирования системы образования. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения [1]. Охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [2].

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений. Оно является результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма) [7, с.17].

В понятие «коррекция» входят сумма оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих воздействий специально подобранных систем физических упражнений, влияющих на формирование опорно-двигательного аппарата, устранение функциональной недостаточности и повышение уровня физической подготовленности. При коррекции физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии правильной формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная и другое), плоскостопие и другие недостатки [6, с.241].

В настоящее время физическое развитие детей является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающим влияние эндо- и экзогенных факторов [5, с.32].

На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт и т.п.). В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека [8, с.209].

Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода должно расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья, поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии подрастающего поколения [5, с.32].

1. Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития.

2. Процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития.

Использование стандартов физического развития позволяет определить возрастные закономерности роста и развития, выявить влияние условий среды на формирование морфологического статуса ребенка и подростка, а также осуществить планирование оздоровительной работы и проводить оценку эффективности проведенных лечебно-профилактических мероприятий [11, с.4]. Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояние народа и являются объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отражая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма [5, с.32].

Современный ритм жизни не может не отражаться на здоровье человека. Дефицит сна, отдыха, перенапряжение, стрессы - все это может существенно подорвать здоровье, если не уделять должного внимания своему телу и психике. С другой стороны, все чаще мы сталкиваемся с тем, что высокие технологии заменяют живое общение, виртуальная реальность - реальную, а политические системы, через СМИ, манипулируют сознанием людей. Многообразие современных оздоровительных практик предлагает различные средства и методы поддержания здоровья, повышения работоспособности и жизненного тонуса. Через включение в рекреативные и оздоровительные занятия, формируется новый круг общения, происходят процессы самореализации и самоутверждения личности. Особое место в структуре такого рода занятий занимают духовные и телесные практики Востока. Так, китайские оздоровительные системы предполагают управление взаимодействием энергетических, психических и физиологических ресурсов человеческого организма. Методы цигун-терапии, дыхательные, медитативные и двигательные упражнения осуществляют комплексную психофизическую саморегуляцию организма [3, с.21]

Цигун можно отнести к развивающим практикам, позволяющим активизировать все функции организма, в том числе скрытые, обычно не задействованные - ибо, что не тренируется, то не развивается [9, с.6].

Цигун является наукой и искусством поддержания и укрепления здоровья. Он может помочь предупредить или излечить заболевания, сделать жизнь более комфортной и приятной. Легкость и простота выполнения наряду с высокой эффективностью делают его все более популярным во всем мире. Им можно заниматься практически в любом месте и в любое время, при этом, от занимающегося не требуется никаких особых способностей [13, с.8].

В цигун можно выделить три уровня воздействия: тело, энергия тела и сознание; для развития всех трех уровней используются движения, дыхание и мышление. Причем мысль - самое главное. Без сочетания движений с дыханием и осознанием цигун превращается в физкультуру, тогда как без физических упражнений, только управляя мыслью движением энергии или создавая мыслеобразы, можно заниматься цигун, добиваясь заданной цели [9, с.6].

Данная методика цигун-терапии ставила своей целью научить детей нормализовать и активизировать энергию, дыхание, концентрацию внимания, координацию движений, а также научить использовать эти знания для самостоятельных занятий [4, с.26]. Практические занятия проводились один раз в неделю по одному академическому часу, состояли из разминочного комплекса упражнений, суставной гимнастики, дыхательных упражнений, релаксационных и упражнений на развитие устойчивости, самомассаж, статические-формы тела, динамический цигун - стиль «зверей»; упражнения энергетические выполнялись с большой амплитудой, стимулировали детское воображение, поднимали настроение

Исследовательской базой являлась МБОУ «Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска. В двух десятых классах и группе цигун-терапии проводились: анкетирование, тестирование, функциональные пробы, сбор медицинской информации. Оценивались в сравнении функциональное состояние дыхательной и сердечнососудистой систем, уровень здоровья (по Апанасенко), заболеваемость, физическое развитие, основные физические качества, функциональное состояние и работоспособность, нервно-психическое состояние по качеству сна, памяти и отсутствию дистресса, успеваемость, отношение к здоровому образу жизни. В исследовании приняли участие 30 человек: 1 - группа - 10 чел. - занимающиеся оздоровительной гимнастикой три года, 2 - группа - 10 чел. - занимающиеся оздоровительной гимнастикой (один месяц), 3 - группа - 10 чел. - не занимающиеся оздоровительной гимнастикой. Результаты исследования показали, что благоприятная реакция сердечно сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку в 1 - гр. составила 80%, что достоверно выше других лиц. Нормальные величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) во всех группах примерно одинаковые. Оценка нервно-психического состояния показала, что чаще отрицательные эмоции испытывают школьники - 60%, нарушения сна (беспокойный сон) - школьники и лица, не занимающиеся оздоровительной гимнастикой - 70%. Низкий показатель уровня острой и хронической заболеваемости у лиц занимающихся оздоровительной гимнастикой и начинающих заниматься оздоровительной гимнастикой.

Выводы: проведённый анализ воздействия на школьников метода цигун-терапии показал, что по основным критериям здорового образа жизни получены результаты:

- рациональное питание - улучшился аппетит, разнообразились предпочтения меню учеников;

- физическая активность - существенно улучшили показатели физических качеств и двигательно-координационных способностей;

- общая гигиена организма - положительная динамика в овладение основными культурно-гигиеническими навыками;

- закаливание - снизилась заболеваемость, повысился уровень здоровья;

- отказ от вредных привычек - беседы и опрос выяснили, что цели и нагрузки на занятиях вступают в противоречия с вредными привычками;

- режим сна - повысились общая организованность режима дня, улучшился сон, память, позитивные эмоции; что позволяет рекомендовать цигун-терапию для приобщения к здоровому образу жизни.

Наши исследования показывают, что дыхательные упражнения являются эффективным средством повышения уровня здоровья школьников. Проведённый анализ системы физического воспитания в МБОУ «Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска и анализ научно-методической литературы позволяет рекомендовать включение в структуру занятий физической культурой оздоровительной гимнастики методом цигун-терапии.

Рекомендации:например,упражнение«Лягушка прыгает через волну»:

Это упражнение особенно полезно для тех, кто стремится стабилизировать вес. Ложитесь на спину на кровати, согните ноги в коленях под углом 90°, положив ступни на кровать. Одну руку положите на грудь, другую на живот. При вдохе расправьте грудь, соберите живот, при выдохе надо вобрать грудь, а живот как можно больше выпячивать, но не через силу. Скорость выдоха и вдоха должна быть нормальной.

Дышать таким образом можно стоя, сидя, при ходьбе и даже катаясь на велосипеде. Выполняйте упражнение всякий раз, когда чувствуете голод или перед каждым приёмом пищи. Если после выполнения упражнения чувство голода исчезает, можно совсем воздержаться от еды или уменьшить рацион. Практика показывает: повторив упражнение 40 раз, большинство тренирующихся добивается нужного эффекта. Если чувство голода не проходит, увеличьте количество упражнений до 60 раз. На второй, третий день вы обязательно добьётесь положительного результата.

Упражнение запрещается делать в следующих случаях:а) при болезнях внутренних органов; б) во время особых функциональных циклов организма; в) в течение трёх месяцев после операции.

Список литературы

1. ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. Ст. 41 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW.

2. ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. Ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан». [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

3. Анашкина Н.А. Духовные и телесные практики востока в системе социокультурных коммуникаций // Спорт в пространстве культуры и социальных коммуникаций: материалы междисциплинарной научно-практической конференции. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». - 2015. - 71 с.

4. Андриенко Н.Г. Цигун-терапия как метод восстановительной реабилитации в комплексном курортном лечении детей с последствиями черепно-мозговой травмы // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития». - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». - 2013. – 270 с.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Сухарева Л.М., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Лонгитудинальные исследования физического развития школьников г. Москвы (1960-е, 1980-е, 2000-е гг.) // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. мат-лов (выпуск VI). М.: Издательство «ПедиатрЪ». - 2013. - 192 с.

6. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс. - 2010. - 444 с. С.241

7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт. - 2004. - 464 с.

8. Курбатов М.Г., Гречко Г.А., Коробова Л.А., Сигида В.П., Агафонов С.В. «Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования». Ростов-на-Дону: 2015. – 269 с.

9. Ма Цзижень, Богачихин М.М. Цигун. История, теория, практика. Издательство: София. - 2004. - 480с.

10. Порецкова Г.Ю. Результаты диспансеризации школьников как основа для разработки индивидуальных профилактических программ в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса. // Социальные аспекты здоровья населения. [Электронный ресурс]. URL:http://vestnik.mednet.ru/content/view/635/30/lang.ru/ (дата обращения 22.11.15.).

11. Растатурина Л.Н., Идиятуллина Ф.К. Методы оценки физического развития детей и подростков. Казань, КГМУ. -2010. - 44 с.

12. Садретдинова И., Федосеева Я., Калеева М., Маслова М., Хусяинова А. Состояние здоровья современных детей и подростков // Современные научные исследования и инновации. 2014. - № 10 [Электронный ресурс]: URL: http://web.snauka.ru /issues/2014/10/39595 (дата обращения: 19.10.2015).

Просмотров работы: 958