Сегодня в России данная проблема начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики.
Рассматривая феномен государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, необходимо рассмотреть сущность государственной политики в целом.
Политика в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений между государством и обществом в части распределения властных полномочий с целью достижения определенных целей и решения социально-политических задач. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество.
По мнению Т. Дайа государственная политика заключается в том, что правительство выбирает, какие действия предпринять, а от каких отказаться. [2, с. 15]
Существуют различные подходы к определению понятия «государственная политика». Остановимся на следующем определении государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. [4, с. 10]
Государственная политика — это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. В ней происходит выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления, а также доведение этой системы целей до субъектов, осуществляющих государственное управление.
Государственная политика осуществляет функцию целеполагания для государственного управления. Цель является идеальным представлением о желаемом результате. В согласовании с субъектами деятельности происходит конкретизация цели по ряду параметров.
Следовательно, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:
-определение целей и приоритетов развития общества;
-разработку и планирование политической стратегии;
-анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам;
-обсуждение и консультирование;
-выбор и принятие государственных решений;
-мониторинг и оценка выполнения.
Такой поэлементный состав государственной политики определяет ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений, в т.ч. вопросов обучения и воспитания. [2, с. 25]
Государственная политика в сфере обучения и воспитания понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. [1, с. 17] Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).
Если обратится к историографии самого феномена государственной политики в области обучения и воспитания, то можно проследить различное отношение к данному вопросу на протяжении последних десятилетий.
В целом, целесообразно в контексте проведенного анализа выделить 4 периода государственной политики в области обучения и воспитания.
Так период начала 90-х годов ХХ века характеризуется дискредитацией коммунистической идеологии, сопровождавшаяся отказом от ценностей общественного воспитания, привела к отказу от воспитания в целом. Наиболее радикальные ученые и общественные деятели стали связывать с ним покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность, самобытность. На фоне жарких споров о целесообразности и нецелесообразности воспитания государство уходит из воспитания, перестав рассматривать его как приоритетное направление своей политики. Еще до распада СССР, в январе 1991 г. в решении Коллегии Министерства образования РСФСР "О демократизации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях" подчеркивалась недопустимость насильственной политизации, "обобществления" детей. [ 1, с.75] Образовательные учреждения должны быть полностью выведены из-под влияния партии. За этим требованием фактически стоял отказ от управляемой общественной организации детей. С одной стороны, деполитизация воспитания носила в чем-то позитивный характер и способствовала преодолению крайних форм авторитарного, партийного воспитания, но с другой - стала своего рода оправданием нежелания государства брать на себя ответственность за создание новой системы воспитания.
Второй период начинается после распада СССР. Показательной в контексте проблемы отношения государства к решению проблем воспитания является формулировка первых строк Закона РФ "Об образовании" 1992 г.: "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней". Нетрудно заметить: воспитание поставлено на второе место, что явилось прямым следствием упомянутого выше негативизма, характерного для общественного сознания начала 1990-х гг. В результате уже через год Коллегия Министерства образования России в своем решении от 14 апреля 1993 г. делает неутешительный вывод о том, что "интересы детских организаций игнорируются, в ряде территорий им отказывают в использовании помещений образовательных учреждений, необоснованно сокращаются должности старших вожатых. Свертываются научные исследования в области детского движения и методическая деятельность". [1, с. 102]
Однако, несмотря на признание кризисной ситуации в системе воспитания, недопустимости отсутствия его государственной поддержки, органы управления продолжают настаивать на том, что "вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается" (Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 14.04.1993 года). Желанная свобода общественных организаций и корректное невмешательство государства в их проблемы при всей внешней привлекательности привели к серьезным последствиям. Половинчатость и противоречивость государственной политики создавали ситуацию неопределенности, нестабильности, усугубляя и без того непростое положение воспитания в "смутное" время. В связи с этим в Приложении к Решению Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты, развития детей в Российской Федерации "О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей" (1996 г.) настойчиво подчеркивается, что в создании условий для обновления детского движения особая роль принадлежит государству. [1, с. 162] Основные направления и формы государственной поддержки включают в себя информационное обеспечение и подготовку кадров молодежных и детских объединений, предоставление им налоговых льгот, привлечение их к выполнению государственного заказа по осуществлению приоритетных направлений молодежной политики, выделение субсидий на организационную деятельность детских и молодежных объединений, финансирование программ и проектов.
Третий период отмечен возрождением интереса к проблемам воспитания на государственном уровне и осознанием необходимости создания новой целостной концепции воспитания.
К середине 1990-х гг. становится совершенно очевидным, что состояние воспитания детей и молодежи в России угрожает национальной безопасности страны. В связи с этим предпринимаются усилия возродить интерес к воспитательным проблемам. Но основное внимание сосредоточивается на развитии системы дополнительного образования, которое должно послужить социальной базой новой системы воспитания. В решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23 ноября 1994 г. дополнительное образование характеризуется как сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие. [1, с. 185] Его преимуществами названы такие специфические признаки, как добровольность в использовании ребенком свободного времени, вариативность образовательных областей и видов деятельности, поливозрастной и полипрофессиональный характер занятий.
Невозможно не согласиться с тем, что дополнительное образование является источником гуманистического обновления педагогического процесса, потому что оно создает широкие возможности для развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Необходимо отметить, что система дополнительного образования - единственная область воспитательной деятельности, в основном сохранившаяся с советских времен. В то же время одной государственной поддержки учреждений дополнительного образования недостаточно для оздоровления воспитательной системы в целом. Дополнительное образование способствует выявлению и развитию личностных интересов, внутреннего потенциала ребенка, создает условия для саморазвития личности как субъекта деятельности, но его возможности в определении стратегии жизненного поведения ребенка ограничены. Освоение и присвоение таких стратегий может быть только результатом целенаправленной воспитательной политики, охватывающей все образовательные структуры.
Осознание ограниченности педагогических возможностей ранее развитой, разветвленной сети дополнительного образование приводит к убеждению о необходимости новой целостной концепции воспитания, конкурентоспособной по отношению к коммунистическому воспитанию, сохраняющей преемственность по отношению к ценностям российского воспитания и соответствующей современным требованиям. В "Рекомендациях парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях" от 16 декабря 1997 г. Правительству РФ предлагается "формирование в 1998 г. государственной концепции воспитания, программ, ориентированных на осуществление гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения".
Таким образом, в конце XX в., после 10-летнего перерыва, наметились первые признаки постепенного возвращения государства в систему воспитания.
Четвертый период - двухтысячные годы. В этот период появляется потребность в интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, в котором были бы отражены цели и задачи воспитания подрастающего поколения на государственном уровне.
В условиях актуализации проблем воспитания на государственном уровне, определения статуса воспитания в нормативно-правовой базе интенсивно развивается наука о воспитании. Если раньше большинство новаций, возникающих в области теории и практики воспитания, носило характер педагогического поиска энтузиастов, то сегодня теоретические положения, концепции воспитания начинают получать государственную поддержку. В то же время оптимизация социальной политики в области воспитания ставит особые задачи перед наукой.
На сегодняшний день глубоко исследованы различные вопросы теории воспитательных систем: история развития, авторские гуманистические воспитательные системы, различные типы воспитательных систем, управление развитием воспитательной системы, характеристика ее субъектов, тенденции функционирования воспитательных систем образовательных учреждений.
В процессе развития педагогической мысли в области воспитания обозначилось несколько направлений такого поиска: личностно ориентированное (Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова, И.А.Зимняя) национальное (Е.П.Белозерцев, В.Н.Ганичев, В.Б.Сапунов) и религиозное воспитание (Г.В.Осипов). В основание новых воспитательных парадигм были положены идеи гуманизма, антропоцентризма, свободы, духовности, национального достоинства. [3, с.48]
Несомненные достижения в области теории воспитания не исключали ряда проблем. В частности, научные разработки не позволяли оценить государственный статус воспитания, не предлагают научно апробированные, с гарантией положительных результатов, воспитательные технологии. В связи с этим назрела необходимость интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, который позволил определить сущностные, содержательные и технологические характеристики воспитания детей на среднесрочную перспективу.
В результате длительного всероссийского обсуждения такой документ был принят. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва была утверждена "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. [5]
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.
В данном документе обозначены цели и задачи Стратегии, приоритет государственной политики в области воспитания, выделены направления развития воспитания, обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, определены механизмы реализации и ожидаемые результаты.
Таким образом, исследование феномена государственной политики в области воспитания подрастающего поколения приводит к мысли о том , что дальнейшее существенное развитие воспитательной теории и практики самым непосредственным образом связано с восстановлением в России в полном объеме государственно-общественной системы воспитания и позиционированием государством себя в социокультурном пространстве России как ведущего субъекта воспитательной системы.
Список литературы:
Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-педагогических, организационно-практических материалов по проблеме воспитания. - М., 2002. – 265 с.
Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Policy and Administration») /Под редакцией Л.Т.Волчковой, Л.Б.Кузнецовой, В.Н.Мининой, М.Хольцера, Дж.Шафрица. – М., 2011. – 387 с.
Гукаленко, О.В Воспитание в современной школе / О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк // Воспитание школьников. - №4, 2015. – 45-53с.
Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Пoд рeд. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 3. - М.: Научный эксперт, 2006. - 212 с.
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". – М., 2015