Одним из средств развития связной речи является рассказывание по пейзажной картине. В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
О том, как велика роль картины в развитии речи детей, говорили многие педагоги и психологи: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, М.М. Конина, Ф.А. Сохин, С.Л. Рубинштейн, Т. Г. Овсепян, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др. По мнению Е. И. Тихеевой рассматривание картин преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Методические основы обучения дошкольников рассказыванию по картине разработаны Е.И.Тихеевой, Э. Коротковой, Е Смирновой, О.С.Ушаковой. Е.В Савушкиной и др..
Обучение детей рассказыванию по картине проводится в несколько этапов:
в младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
в среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу воспитателя.
в старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
Исследования показали, что рассказывание по пейзажной картине является наиболее сложным для дошкольников, доступно только детям старшего дошкольного возраста при целенаправленном обучении. Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны видеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому, т.е у них должно быть сформировано художественное восприятие.
Зубарева Н. М. для составления рассказа рекомендует использовать такие пейзажные картины как «Золотая осень» И. Левитана; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина; «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и др.[1].
Рассматривание пейзажных картин рекомендуется сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Целью нашего исследования является разработки технологии обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине. На первом этапе исследования было проведено диагностическое обследование с целью выявления первичного состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста, особенностей составления рассказов по пейзажной картине. Детям было предложено составить описательный рассказ по пейзажным картина И. Левитана «Март» и «Золотая осень».
Результаты исследования показали наличие трудностей при выполнении задания у большинства детей. Дети не всегда могли выделить главное в картине. Часто рассказы были не структурированы и сводились к простому перечислению изображенных объектов, однообразными оказались образные языковые средства, используемые детьми для описания картины, дети допускали ошибки в использовании сложных предложений.
На основе имеющихся в литературе рекомендаций и результатов констатирующего эксперимента была разработана технология обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине.
Ведущими принципами разработанной технологии являются: этапность обучения; взаимосвязь речевых задач, которая на каждом возрастном этапе существует в разнообразных сочетаниях.
Цель технологии - обучение рассказыванию по пейзажной картине детей старшего дошкольного возраста.
Для составления рассказов используются картины И.Левитана, И Шишкина, В Саврасова.
Технология состоит из 3 этапов:
1) этап (познавательный) направлен на развитие процессов восприятия, мышления и воображения. Ведущим методами на данном этапе являются проведение наблюдений в природе (за сезонным явлением), также беседа по картине, чтение художественной литературы, описательных рассказов о природе и поэтических произведений. Учить детей внимательно «всматриваться» в картину помогают приемы: «воображаемое вхождение в картину», «сравнение двух пейзажных картин одной тематики», «придумывание названия картине», «выделение образных описаний природы в художественных произведениях».
Формированию художественного восприятия помогает слушание поэтических и музыкальных произведений.
На этом этапе используются игры и лексические упражнения с целью активизации речевого высказывания, развития умения использовать средства выразительного раскрытия образа (использование синонимии слов, расширение синтаксических конструкций предложений): упражнения «скажи по-другому» «продолжи предложение» и др.
Направленность первого этапа работы обеспечивает успешное создание предпосылок для обучения рассказыванию по пейзажной картине: формирование представлений о сезонных явлениях, природе; развитие восприятия, мышления, обогащение образного и эмоционального словаря, повышение речевой активности детей.
2) этап (речевой). На данном этапе решаются следующие задачи: закрепление навыка составления описательного рассказа по картине; употребление грамматически правильно составленных предложений; развитие образности речи.
Решение поставленных задач осуществляется с помощью различных методов и приемов, таких как: речевой образец воспитателя, анализ образца рассказа педагога, составление план рассказа совместно с детьми, использование мнемотаблиц (обилие солнца, света, снег, стены дома, небо, деревья, лошадка.) и др.
3) этап (творческий). Целью творческого этапа является в создание альбома рассказов детей по пейзажным картинам. Альбом включат репродукции пейзажных картин и рассказы детей по этим картинам, записанные воспитателем. Альбом помещается в речевой центр, дети рассматривают его под руководством педагога или самостоятельно, слушают составленные ими рассказы.
Таким образом, разработанная технология позволяет успешно решать задачи развития художественного восприятия детей, связной монологической речи, образности и выразительности речи.
Литература
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования.- № 2 (часть 9) 2015.- (С. 1988-1992).
Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства//Дошкольное воспитание. – 1979. - №1. – с. 5-9.