СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МИНИ ТИПОГРАФИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МИНИ ТИПОГРАФИИ

Щербина С.В. 1
1Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целевой средой использования данной информационной системы является малый бизнес. В рыночной экономике это ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В странах с развитой экономикой на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП, поэтому поощряется и стимулируется правительством. В Российской Федерации малый бизнес так же является одним из наиболее значимых направлений в стратегии экономического развития государства.

Однако его развитие в нашей стране носит односторонний характер, направленный на увеличение прибыли. К тому же, анализ отечественного рынка позволяет с уверенностью говорить об отсутствии на нем узкопрофильных информационных систем для автоматизации производственных процессов. Совокупность перечисленных проблем и определяет актуальность выбранной темы.

В качестве теоритических и методологических основ исследования послужили государственные и международные стандарты регламентирующие жизненный цикл информационной системы и создание технического задания, международная методология моделирования предметных областей. В качестве теоритического путеводителя послужили работы по проектированию информационных систем и применению Microsoft Access. Базой исследования является Государственное учреждение «Окружная государственная телевизионная и радиовещательная компания «Ямал-Регион».

Информационная система – это система программного, аппаратного и организационного обеспечения, решающая задачи информационного сопровождения различных сфер деятельности человека.

Характеризуется информационная система (ИС) следующими компонентами:

Техническое обеспечение – ряд устройств обеспечивающих работу с информацией. Основными требованиями является безопасность и стабильность работы.

Программное обеспечение – набор программ, позволяющих обрабатывать информацию. Основными требованиями являются совместимость с техническим обеспечением, правовое обеспечение и доступность для конечного пользователя.

База данных – логически структурированное хранилище информации. Основные требования – доступность и конфиденциальность.

Сеть – связующая система, которая обеспечивает взаимодействие между составляющими информационной системы. Основные требования – совместимость, стабильность и пропускная способность.

Процедуры – комплекс технической документации, обеспечивающий жизненный цикл. Основное требование – соответствие регламентирующим стандартам.

Персонал – люди, обеспечивающие жизненный цикл информационной системы. Основные требования – соответствующая квалификация и соблюдение правил техники безопасности.

Следует отметить, что содержимое каждой компоненты зависит от назначения информационной системы и ресурсных возможностей фирмы, оговаривается между заказчиком и разработчиком ИС и фиксируется в соответствующей документации.

Создаваемая нами ИС базируется на реляционной модели данных,которая представляет собой совокупность данных, составленных из набора двумерных таблиц. На сегодняшний день является наиболее удобной и самой используемой формой представления данных. Не имеет иерархии элементов, то есть, все строки и столбцы могут быть просмотрены в любом порядке, соответственно, гибкость выбора любого подмножества элементов в строках и столбцах довольно высока.

Каждая таблица характеризуется рядом параметров, представленных на слайде.

  • состоит из совокупности столбцов;

  • каждый столбец имеет уникальное, то есть не повторяющее в других столбцах, имя;

  • последовательность столбцов не существенна;

  • все строки организованы по одинаковой структуре, то есть имеют одно и тоже количество реквизитов и имеют одинаковую длину;

  • нет одинаковых строк;

  • количество строк практически не ограничено;

  • последовательность строк не существенна;

  • все строки и столбцы могут просматриваться в произвольном порядке к их содержанию и смыслу.

Процесс разработки ИС вообще, и нашей в частности определяется жизненным циклом.

Жизненный цикл информационной системы – это непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации.

В рамках нашего исследования определяющим структуру жизненного цикла был выбран ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-02, в соответствии с которым структура жизненного цикла делится на три группы процессов:

1. основные процессы включают: заказ, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

2. вспомогательные процессы обеспечивают выполнение основных процессов и включают: документирование, конфигурационное управление, обеспечение качества, верификация, аттестация, совместный анализ, аудит, разрешение проблем

3. организационные включают: управление проектами, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение

Одним из основных процессов жизненного цикла является проектирование. Основополагающим документом в создании ИС является техническое задание, которое определяет требования и порядок создания, развития и модернизации. Составляется в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 34.602-89. Распространяется на автоматизированные системы для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т.п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание и правила оформления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) системы» (далее – ТЗ на АС).

В соответствии с ТЗ была проанализирована предметная область и разработана логическая модель. В качестве заказчика выступает ОГТРК «Ямал-Регион», а именно – его структурное подразделение отдел дизайна и полиграфии, направлением деятельности которого является создание и производство полиграфической продукции. Относительно основных направлений документооборота, то ими являются отчетность о подотчетном оборудовании при проведении плановой инвентаризации и различная документация, связанная и учетом и закупкой расходных материалов. Этот документооборот и стал предметом автоматизации в данной работе и он идентичен документообороту в любой мини типографиях.

На основе анализа деятельности предприятия построена логическая модель структурного подразделения (рис.1.).

Дальнейшие процедуры проектирования строились на основе методологии структурного анализа и проектирования SADT и представляет собой совокупность методов, правил и процедур. Для построения функциональной модели системы изначально рассматриваются модели организации работы по формам (AS-IS (как есть), TO-BE (как будет) и SHOULD-BE (как должно было быть)), а затем строятся функциональные модели в нотациях IDEF0.

Рис.1.

Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм, описывающих процессы системы. Каждая диаграмма является единицей описания и располагается на отдельном листе. На слайде представлена функциональная модель структурного подразделения, для которого создавалась данная ИС.

Рис.2.

В отличие от IDEF0, предназначенной для проектирования систем в целом, нотация DFD предназначена для проектирования информационных систем. Ориентированность этой методологии на автоматизированные системы делает ее удобным и более выгодным инструментом при построении функциональной модели.

На рис.3 представлена декомпозиционная диаграмма в нотации DFD, где отображено движение информации в конкретной информационной системе.

Рис.3.

Следующий основной процесс жизненного цикла - создание СУБД непосредственно в среде Microsoft Access 2010.

На рис.4 представлена схема данных, то есть совокупность всех таблиц информационной системы и установленных между ними связей.

Рис.4.

На рис.5. представлена главная кнопочная форма, которая будет автоматически загружаться при запуске программы. С главной кнопочной формы пользователь может произвести весь документооборот, который и планировалось упорядочить и автоматизировать.

Далее (рис.6) представлена стандартная форма добавления и редактирования записей. В качестве особенностей можно выделить вставку рисунка, что не только улучшает визуальное восприятие, но и ускоряет поиск оборудования при инвентаризации. Так же можно выделить ряд дополнительных кнопок возле строк с выпадающими списками, которые позволяют добавлять и редактировать записи в выпадающих списках не выходя из данной формы.

Рис.5.

Рис.6.

Рис.7.

В системе разработана и реализована функция поиска информации. Нами разработаны процедуры построения запросов на поиск оборудования по последним 4-м знакам инвентарных номеров оборудования (рис.7). Так же следует отметить, что новый запрос на поиск можно производить из данной формы.

Также разработана система формирования отчетной документации. На рис. 8. представлен фрагмент отчета о картриджах. Отчеты можно просматривать на экране монитора, а так же распечатать, экспортировать в Excel и отправить по электронной почте при помощи соответствующих кнопок.

Рис.8

Преимуществом данной разработки является возможность создания информационной системы малыми финансовыми затратами (достаточно нескольких лицензий на пакет Microsoft Office и желание исполнителя). Сама же информационная система имеет гибкую структуру (что позволяет в краткие сроки и беспроблемно адаптировать ее к корпоративным сетям), а так же легко поддается модернизации.

Просмотров работы: 916