Айкидо является результатом синтеза традиционных японских боевых искусств, входивших в курс обучения самурая, и представляет собой единую систему самообороны от невооруженного и вооруженного противника. Кроме того, курс айкидо – это своего рода учебное пособие, которое на языке телодвижений излагает основные нравственные, философские и воспитательные принципы одноименного учения; это также динамическая форма медитации, направленная на развитие и восстановление физических, духовных и психических сил обучающихся [3]. Айкидо как система физического воспитания доступна для людей различного возраста и физической подготовки, поскольку в айкидо отсутствуют соревнования как определяющий фактор результативности занятий.
Среди физических качеств в айкидо главенствующую роль играют координационные способности. Такие исследователи как Ашмарин Б.А. отмечает, что координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. [5].
В период младшего школьного возраста необходимо особое внимание уделять физическому развитию, развитию координационных способностей, поскольку он является сенситивным и дети в этот период существенно расширяют свой двигательный опыт и способности: увеличивается устойчивость тела, точность воспроизведения силовых параметров двигательного действия, улучшается пространственная ориентировка и т.д. [6]
Среди средств физической подготовки и развития координации детей в айкидо можно выделить наличие различных акробатических упражнений, простых и сложных передвижений, разнообразных страховок (правильных безопасных падений), которым уделяет большое внимание во время каждого занятия. Совершенствуя, таким образом, контроль над своим телом, занимающиеся более осмысленно и осознанно, свободно выполняют техники айкидо, избавляется от страха падений, проникают в сущность того или иного приёма.
Методика занятий с детьми отличается от методики, используемой для взрослых, но база и последовательность остаются теми же. Как и в секции для взрослых ученики начинают с подготовительных упражнений и разминки, в которую включаются различные разнонаправленные вращения, упражнения на удержание равновесия и т.п. После дети изучают страховки и перекаты различным способом как самостоятельно, так и с использованием партнёра как помощника и как препятствия. тренируют движения, направляемые круговым движением партнера, изучают приёмы. Использование в детских тренировках разнообразных игр и эстафет помогает им лучше осваивать сложно координационные упражнения, приобретать новый двигательный опыт, совершенствовать разнообразные двигательные действия. Так на занятиях айкидо проводятся эстафеты, включающие в себя бег, кувырки, сложные передвижениями различными способами, разнообразные игры на удержание равновесия и преодоление препятствий, решение двигательных задач.
С целью оценки такого качества координационных способностей младших школьников как способность к перестроению двигательных действий и моторному приспособлению, было проведено тестирование детей Федерации Айкидо г. Волгодонска, Ростовской области, с использованием теста-игры «Пятнашки» описанной В.И. Ляхом [4]. Для этого были взяты дети начального уровня подготовки, 7-9 летнего возраста в количестве 16 человек, из которых 14 мальчиков и 2 девочки. А также аналогичное тестирование проводилось с участием младших школьников 3 «Г» класса МБОУ «Политэк» в количестве 25 человек, из которых 15 мальчиков и 10 девочек. По результатам тестирования в начале учебного года было выявлено, что количество детей с низким уровнем координации в 3 «Г» классе составляет 30%, 51% со средним уровнем, а с высоким 19%. В группе айкидо 31,25% детей с низким уровнем координации, 31,25% со среднем и 37,5% с высоким уровнем. Полученные данные свидетельствуют о низком исходном уровне развития координации, для совершенствования которого необходимо внедрение в тренировочный процесс различных развивающих упражнений и игр. Повторное тестирование в группе айкидо было проведено через 1 месяца занятий, по итогам которого было выявлено, что количество детей со средним уровнем составило 87,5%, а с высоким 12,5%. Это свидетельствует о том, что общий уровень развития координационных способностей вырос.
Таким образом, расширение и углубление знаний в области воспитания и развития координационных способностей позволит усовершенствовать систему преподавания физической культуры, повысить физическую подготовку детей различного уровня, улучшить их здоровье. Следовательно, в соответствии с Федеральной программой развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, занятия физической культурой с включением упражнений айкидо поможет модернизировать систему физического воспитания различных категорий и групп населения [2].
ЛИТЕРАТУРА
Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/ под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение. - 1990. – С. 149.
Бранд Р. Айкидо. Теория и практика восточного боевого искусства, обеспечивающего гармоническое развитие личности / Пер. с нем. Е.С. Юрченко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс». - 1998. – С. 15.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». - 1998. – С. 123-124.
Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.
Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение Гарант – Режим доступа: http://base.garant.ru/196059/.
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс. - 2001. – С. 415.
2