ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В статье рассматриваются Понятие воспитания и его сущностная характеристика. Уточняется понятие «Воспитания». Определяется основные классификации воспитания. Дается краткая характеристика классификаций воспитания.

Abstract

The article discusses the Notion of education and its intrinsic characteristics. The concept of "Education". Defines the basic classification of education. A brief description of the classifications of education.

Ключевыеслова: воспитание, формирование личности.

Тема воспитания является актуальной на сегодняшний день, потому что именно от воспитания человека зависит наше современное общество и дальнейшая жизнь человечества. Несмотря на большое количество научной литературы, проведение тренингов, семинаров и других практикоориентирвоанных мероприятий для детей, родителей, педагогов, вопросы воспитания остаются актуальными. К сожалению, на сегодняшний день существуют такие категории как беспризорные, девиантные дети; сложные подростки, конфликтные семьи; также в научной педагогический и медицинской литературе существуют такие понятия как подростковый алкоголизм, подростковая наркомания. И это подтверждается статистическим данными. Численность беспризорных и безнадзорных в Российской Федерации в возрасте до 17 лет составляет примерно 400 тысяч человек. Пропорции здесь, вероятно, таковы: 40% беспризорные (160 тыс. человек) и 60% безнадзорные (240 тыс. человек). [8]

Цель данной статьи заключается в рассмотрении понятия воспитание, его классификации.

По определению академика И.П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.[1] В данном определении раскрывается передача опыта, традиций из поколения к поколению.

По мнению Н.И. Болдырева воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов. [2] В рамках данного определения показана четкая управленческая составляющая воспитательного процесса.

Л.Н. Толстой определял воспитание как воздействие одного на другого. «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки». [6]

Социальное определение понятию воспитания дано А.В. Мудриком. «Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем. [3]

Многими авторами под воспитанием понимается комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание) или изменение личности (перевоспитание). [7]

Таким образом, из огромного многообразия данных понятий определения «воспитание» можно рассмотреть следующее. Воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Воспитательный процесс это сложный и многогранный процесс. Сложность воспитательного процесса заключается в следующем: результаты этого процесса не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как, например, в процессе обучения. Существует несколько особенностей воспитательного процесса: непрерывность, комплексность. Это означает, что процесс воспитания необходимо проводить с первых дней жизни ребенка и этот процесс не прекращать, а также должен содержать единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности. [5]

В связи с этим необходимо определить классификацию воспитания как процесса, в котором необходимо обращать внимание на те или иные характеристики. Можно выделить 1) гендерное воспитание, 2) воспитание по возрасту, 3) воспитание по этническое принадлежности.

Суть гендерного воспитания заключается в формировании у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда. [4]

Воспитание по возрасту это процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости). В процессе развития изменяются не отдельные стороны личности ребенка, а происходит перестройка личности в целом: личность ребенка изменяется в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.[9]

Воспитание по этническому характеру играет огромную роль в развитии личности ребенка. Воспитание ребенка происходит по определенным традициям, нормам, правилам, которые принадлежат к определенному этносу. Образ жизни окружающего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные этносом как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет.

Итак, сегодня воспитание понимают как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание это сложный процесс, в связи с этим необходимо определить классификацию воспитания как процесса. Мы выделили три наиболее важные классификации воспитания, это: 1) гендерное воспитание, 2) воспитание по возрасту, 3) воспитание по этническое принадлежности.

Литература

  1. Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды / И.П.Павлов. – М.: МПСИ, 2004. – ?? с.

  2. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы. / Н.И. Болдырев. - М.: Академия, 2014. – 368 с.

  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

  4. Личный сайт Галины Королёвы. Гендерное воспитание [Электронный ресурс]

URL: http://uotulambdou155.ru/nashi-blogi/galina-koroljova/134-gendernoe-vospitanie.html Дата обращения 23.01.2016.

5. Воспитательный процесс и его характеристика [Электронный ресурс]. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=27331. Дата обращения 23.01.2016.

6. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании / Пед. соч. - СПб., 1912. - С. 346 - 348.

7. Воспитание - Википедия Переиздание [Электронный ресурс] URL: https://ru.wiki2.org/wiki/Воспитание Дата обращения 23.01.2016

8. Беспризорные дети и подростки: масштабы явления. Капитал страны [Электронный ресурс] URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/180304/ Дата обращения 23.01.2016

9. Дарвиш Б.Д. . ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Клочко - М. 2003 -161с

Просмотров работы: 18721