Диффузия идентичности – в данном состоянии наблюдается минимум принятых подростком ценностей и ролей;
Предрешенность – статус, характерный для утверждения своих ориентаций без переживания кризиса;
Мораторий – состояние, характеризующие переживание кризиса идентичности;
Достижения идентичности – состояние людей, переживших кризис и сделавших выбор в отношении идеологических целей и позиций [2].
В ряде исследований было доказана связь между социальной идентичностью и различными поведенческими характеристиками подростков (выбор профессии, выбор референтной группы, злоупотребление ПАВ).
В данном исследовании, мы предлагаем рассмотреть особенности социальной идентичности у подростков с различным уровнем агрессивности.
Объект исследования: Школьники в возрасте от 12 до 17 лет
Предмет исследования: Социальная идентичность
Гипотеза: У подростков с высоким уровнем агрессии, субъективные характеристики представлены в большем объеме, чем объективные и имеют негативную направленность.
Методы исследования:
Тест «Кто Я?»(Куна-Макпартленда)
Тест «Диагностика состояния агрессии» (Баса- Дарки)
Исследование проводилось в образовательных учреждениях г. Якутска Республики Саха (Якутия). Были опрошены всего 30 школьников в возрасте от 14 до 17 лет.
Результаты:
На первом этапе исследования нами было проведен замер общей агрессивности школьников при помощи методики «Диагностики состояния агрессивности». Исходя из полученных данных, выборка была разделена на две группы:
Группа школьников с невыраженной агрессией - 56,6 % (далее 1 группа)
Группа школьников с выраженной агрессией 43,4% (далее 2 группа)
На втором этапе нами были изучены основные идентификационные характеристики у школьников разных групп и проведено сравнение.
Первый показатель, который был нами изучен – соотношение объективных и субъективных характеристик и идентификационной матрице школьников. При рассмотрении выборки в целом выявлено, что объем субъективных характеристик (73,39%) значительно превышает объем объективных характеристик (26,61%).
При сравнении структуры идентичности у групп с различным уровнем агрессии, получены результаты, отраженные на рис.1.
Рис.1. Соотношение объективных и субъективных характеристик у
групп с различным уровнем агрессии (в%)
Как видно из рис.1., в группах 1 и 2 преобладают субъективные характеристики. Авторами отмечается преобладание субъективных характеристик над объективными, как основную особенность идентификационной матрицы человека [1]. При сравнении объема субъективных и объективных характеристик в двух группах, не выявлено значимых различий (p>0.05).
Далее было проведен анализ направленности субъективных характеристик. В качестве основания для выделения направленности была предложена модальность характеристик (позитивные-негативные). Были получены результаты, отраженные на рис.2.
Рис.2. Соотношение характеристик различной направленности у
групп с различным уровнем агрессии (в%)
Как видно из рис.2., в целом подростки чаще дают положительные характеристики. При сравнении групп с разным уровнем агрессии выявлено, что подростки из группы 2 (с выраженной агрессией) более чем в 2 раза чаще называют негативные характеристики своей личности. Данные различия являются статистически значимыми (при p