ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ

Алакова С.В. 1, Ким К.В. 2
1СВФУ ИП ППДП-13
2СВФУ Институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной психологической науке, вопросы идентичности человека, а именно отнесения себя к определённой категории, несомненно, играют существенную роль. Попытки определить особенности идентификационной матрицы у представителей различных групп ярко представлены в научной литературе (Головнева Е.В., Голиков В.В., Ким К.В., Мусиездов А.А. и др). Следует отметить, что исследование социальной идентичности наиболее актуально в подростковом возрасте, так как, по мнению Э.Эриксона, именно в этом возрасте происходит формирование идентичности [2]. Основная задача данного возраста (13-17 лет) – соединение всех знаний о себе и интеграция их в личную идентичность. Развивая данную концепцию, Дж.Марсиа предложил четыре варианта статусов эго-идентичности:
  1. Диффузия идентичности – в данном состоянии наблюдается минимум принятых подростком ценностей и ролей;

  2. Предрешенность – статус, характерный для утверждения своих ориентаций без переживания кризиса;

  3. Мораторий – состояние, характеризующие переживание кризиса идентичности;

  4. Достижения идентичности – состояние людей, переживших кризис и сделавших выбор в отношении идеологических целей и позиций [2].

В ряде исследований было доказана связь между социальной идентичностью и различными поведенческими характеристиками подростков (выбор профессии, выбор референтной группы, злоупотребление ПАВ).

В данном исследовании, мы предлагаем рассмотреть особенности социальной идентичности у подростков с различным уровнем агрессивности.

Объект исследования: Школьники в возрасте от 12 до 17 лет

Предмет исследования: Социальная идентичность

Гипотеза: У подростков с высоким уровнем агрессии, субъективные характеристики представлены в большем объеме, чем объективные и имеют негативную направленность.

Методы исследования:

  1. Тест «Кто Я?»(Куна-Макпартленда)

  2. Тест «Диагностика состояния агрессии» (Баса- Дарки)

Исследование проводилось в образовательных учреждениях г. Якутска Республики Саха (Якутия). Были опрошены всего 30 школьников в возрасте от 14 до 17 лет.

Результаты:

На первом этапе исследования нами было проведен замер общей агрессивности школьников при помощи методики «Диагностики состояния агрессивности». Исходя из полученных данных, выборка была разделена на две группы:

  1. Группа школьников с невыраженной агрессией - 56,6 % (далее 1 группа)

  2. Группа школьников с выраженной агрессией 43,4% (далее 2 группа)

На втором этапе нами были изучены основные идентификационные характеристики у школьников разных групп и проведено сравнение.

Первый показатель, который был нами изучен – соотношение объективных и субъективных характеристик и идентификационной матрице школьников. При рассмотрении выборки в целом выявлено, что объем субъективных характеристик (73,39%) значительно превышает объем объективных характеристик (26,61%).

При сравнении структуры идентичности у групп с различным уровнем агрессии, получены результаты, отраженные на рис.1.

Рис.1. Соотношение объективных и субъективных характеристик у

групп с различным уровнем агрессии (в%)

Как видно из рис.1., в группах 1 и 2 преобладают субъективные характеристики. Авторами отмечается преобладание субъективных характеристик над объективными, как основную особенность идентификационной матрицы человека [1]. При сравнении объема субъективных и объективных характеристик в двух группах, не выявлено значимых различий (p>0.05).

Далее было проведен анализ направленности субъективных характеристик. В качестве основания для выделения направленности была предложена модальность характеристик (позитивные-негативные). Были получены результаты, отраженные на рис.2.

Рис.2. Соотношение характеристик различной направленности у

групп с различным уровнем агрессии (в%)

Как видно из рис.2., в целом подростки чаще дают положительные характеристики. При сравнении групп с разным уровнем агрессии выявлено, что подростки из группы 2 (с выраженной агрессией) более чем в 2 раза чаще называют негативные характеристики своей личности. Данные различия являются статистически значимыми (при p

Просмотров работы: 683