РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

Карагулова С.Т. 1, Ким К.В. 1
1Институт психологии Северо-Восточного федерального университета Им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Религиозная идентичность является источником для формирования других видов идентичностей и в идентификационной матрице она одна из первых и основных форм наряду с другими формами идентичности как расовая, этническая и половая, которые обуславливают психологическое здоровье личности.

Религиозная идентичность – категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе.

Особенности религиозной идентичности определяются уровнем выраженности таких компонентов как: наличие религиозного воспитания, возраст, самостоятельность в выборе вероучения, продолжительность исповедования вероучения.

Религия по З.Фрейду, есть способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, которая сдерживает его природные инстинкты ограничивает его эгоистические, агрессивные, сексуальные устремления, но этот способ основывается на использовании и создании иллюзий, которые в свою очередь терпят крах и несут общечеловеческий навязчивый невроз.

К.Г. Юнг был уверен в необходимости религии и обращении к ней в стремлении для психологического здоровья и видел в религии коллективно выработанную форму защиты от невроза У. Джемс утверждал, что религия имеет эмоциональную природу, скрывает в себе некий психологический механизм, благотворно воздействующий на людей.

Цель работы – исследование религиозной идентичности как фактора снижения агрессивного поведения.

Объектами исследования явились жители г. Якутска в возрасте от 20-45 лет (27человек).

Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем религиозной идентичности и уровнем агрессии у людей.

Использованные методы: психологическая диагностика показателей религиозной идентичности личности на основе теста Куна-Макпартленда «Кто Я?» и индекс агрессивности и враждебности с помощью «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки ».

На первом этапе, по результатам методики «Кто Я? Куна-Макпартленда в выборке были выделены группы с высоким, средним и низким уровнем значимости религиозной идентичности. Для выявления уровня значимости был использован подход, предложенный З.В.Сикевич (в основании –место расположения идентичности в идентификационной матрице)

  • с 1 по 3 – высокая значимость идентичности;

  • с 4 по 7 - средняя значимость идентичности;

  • с 8 и остальные - низкая значимость уровня идентичности.

Выборка распределилась следующим образом:

  1. Высокая значимость религиозной идентичности - 36%

  2. Средняя значимость религиозной идентичности - 40%

  3. Низкая значимость религиозной идентичности - 32%

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Высокий уровень физической агрессии у мужчин скорее всего связан со стереотипным поведением мужчин в обществе, которая связанна с биологическими факторами. Разница в физической агрессии особенно наблюдается у респондентов с высокой (4:6) и низкой (4,5:8) значимостью религиозной идентичности. Высокий уровень физической агрессии выявлен у мужчин с низкой значимостью религиозной идентичности.

Высокий уровень вербальной агрессивности выявлены у женщин с высокой и низкой значимостью религиозной идентичности и у мужчин с низкой значимостью религиозной идентичности. Разница в вербальной агрессии существенно различима у мужчин и женщин с высокой (9,25:5) и со средней (5,25:6,67) значимостью религиозной идентичности.

Высокий уровень физической агрессии выявлен у мужчин с низкой значимостью религиозной идентичности.

Высокий уровень вербальной агрессивности выявлены у женщин с высокой и низкой значимостью религиозной идентичности и у мужчин с низкой значимостью религиозной идентичности.

По шкале косвенной агрессии не выявлено высокого уровня, но значительно данная шкала имеет более высокие значения у мужчин с низкой значимостью религиозной идентичности.

Высокий уровень враждебности наблюдается у мужчин со средней и низкой значимостью религиозной идентичности и у женщин с низкой значимостью религиозной идентичности.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась

Список литературы:

  1. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е издание.- СПб.: Питер, 2007.

  2. Минченко Т.П. Статья к вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире.

  3. Фрейд З. Будущее одной иллюзии (пер. В. В. Бибихин). Вопросы философии. 1988.

  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

  5. Юнг К.Г. Архетип и символ. 2002

  6. http://www.effecton.ru/101.html

  7. http://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-identichnost-zhiteley-krasnodarskogo-kraya

Просмотров работы: 675