ВОСПРИЯТИЕ СЕТИ – ИНТЕРНЕТ МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППОЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПРИЯТИЕ СЕТИ – ИНТЕРНЕТ МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППОЙ

Филатова Е.Ф. 1, Алексеева П.С. 1
1Институт психологии СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
А. Е. Войскунский указывает, что информационная среда, как и другие виды окружающей среды, имеет большую роль в профессиональной и в повседневной деятельности современного человека. Вхождение в жизнь человека компьютерных сетей приводит к структурным и функциональным изменениям в психической деятельности человека, которые затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы [2].

Распространение термина Виртуальная Реальность началось с области трёхмерного моделирования посредством компьютерных технологий А. В. Юхвид сформулировал специфические свойства виртуальной реальности:

  1. Порождённость (ВР продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней);

  2. Актуальность (ВР существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность);

  3. Автономность (в ВР своё время, пространство и законы существования);

  4. Интерактивность (ВР может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них) [3].

Оборотной стороной инструмента обмена информацией является то, что интенсивное использование Интернета может привести к замене реального мира, и как утверждает, Н. Постман, с развитием электронной коммуникации «информация превратилась в мусор», изменился характер человеческих ценностей, наблюдается «моральный дефицит».

В чём же тогда мотивация студента, использующего сеть Интернет? Можно утверждать о том, что студенты используют сеть Интернет для того, чтобы найти информацию (саморазвитие), информацию для учебной деятельности, также они могут использовать Интернет как ещё один из способов развлечения, «разного вида» общения.

Интернет – сеть дает возможность поддерживать контакты с людьми, которые находятся на большом расстоянии, расширение круга общения до бесконечности, отсутствие необходимости беспокоится о своей внешности и впечатлении, которые вы производите собеседника и др.

Таким образом, мы полностью солидарны с мнением Королевой Н.Н., которая отмечает, что виртуальная реальность может пониматься как «осмысленная возможность», возможный мир, наделённый смыслом и созданный посредством смыслов [5].

В данной статье мы приводим результаты исследования особенностей восприятия студентами сети Интернет по методике «Восприятие Интернета» (Е.А. Щепилина). Исследование проводилось среди студентов 2-5 курсов Северо-Восточного Федерального университета. Всего охвачено исследованием 45 человек, в возрасте от 19 до 22 лет.

Опросник «Восприятие Интернета» Е. А. Щепилиной направлен на исследование того, как человек находясь в сети Интернет воспринимает его. Щепилина Е.А. выделяет 12 шкал, по которым определяется восприятие Интернета: принадлежность к сетевой субкультуре; нецеленаправленность поведения; потребность в сенсорной стимуляции; мотивация использования Интернета; изменение состояния сознания в результате использования Интернета; восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход»); общение; время в Интернете; пространство в Интернете; восприятие Интернета как проективной реальности; одушевлённость Интернета; стремление перенести нормы виртуального мира в реальный.

Результаты особенностей восприятия сети Интернет представлены на гистограмме № 1. Нецеленаправленность поведения отмечают 34% опрошенных студентов.

Гистограмма № 1. Распределение особенностей восприятия сети Интернет.

Они указывают на то, что они нецеленаправленно используют сеть Интернет. Данная группа студентов отмечают, что находясь, могут заниматься, чем захотят и как захотят. У них нет определённой цели в пребывании в сети Интернет.

20% опрошенных указывают на факт изменения сознания посредством нахождения сети Интернет. Как отмечал Л. С. Выготский, «сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя». Находясь, в сети Интернет у него рефлексия действительности делится на восприятие реального мира и виртуального мира.

22 % участников исследования отдают предпочтение нахождению сети Интернет, где они могут удовлетворить свои социальные потребности, которые не может удовлетворить в реальном мире.

24% респондентов говорят о том, что они находят себе друзей, единомышленников посредством общения в сети. Это общение им приятно по духу в сети, там они находят понимание, подтверждение своей значимости и мира в целом. Также он может искать себе соратников по интересам, которых он не нашёл в реальном мире.

Диаграмма 2. Мотивация использования сети Интернет

В диаграмме 2 отражено процентное соотношение мотивации студентов, которые используют сеть Интернет. Делятся на такие виды мотивации как развлекательная, познавательная и коммуникативная.

Развлекательная мотивация (35%). Здесь идёт речь о том, что студенты используют Интернет как развлечение, в свободное время от повседневной деятельности. Прибегая к выходу в сеть Интернет, бродя по «Всемирной паутине» Интернета.

Познавательная мотивация (38%) говорит о том, что студенты используют сеть Интернет для поиска информации по учёбной деятельности, материала для саморазвития. Они находят информацию, необходимую в данный момент или она интересует их по своей актуальности.

Коммуникативная мотивация выражена у 27% респондентов. Они удовлетворяют свою потребность в общении через сеть Интернет. Интернет здесь выступает как средство, используемое студентами для общения, в котором они ищут себе «подобных».

Диаграмма № 3. Количество времени, проводимого в сети интернет

В диаграмме № 3 отражены результаты особенностей восприятия времени в сети Интернет. Потерю счёта времени отмечают 16% опрошенных студентов. Можно сказать, что данная группа студентов не предает значения времени проведения в сети.

Одушевлённость Интернета отмечают 84% респондентов, что свидетельствует о том, что студенты считают сеть Интернет «живым существом», то есть Интернет для них является тем же человеком, который находится с ним рядом в реальном мире.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Студенты которые не нашли понимание себя другими людьми в реальном мире стремятся найти его в другой действительности, а в рамках данного исследования, в Интернет – среде. Они надеются, что в этой среде они будут приняты, поняты и выслушаны.

  2. Мотивация студентов пребывания в сети Интернет зависит от преобладания той или иной потребности в данный момент его деятельности.

  3. Времени проведённому в сети Интернет студенты не придают никакого значения, то есть времени ведётся без учёта контроля.

  4. Наблюдается тенденция к принятию сети Интернет (одушевление) как выполняющую функцию социальной поддержки за счёт коммуникативных связей в сети Интернет.

И в заключение, хочется отметить, что полученные данные созвучны с утверждениями о том, что в сети Интернет развивается псевдоидентичность, так как в коммуникацию вступает некая личность, в качестве которой участник общения хочет себя представить, о том, что общение становится торопливым и предельно упрощённым, напористым и прагматичным [4].

Использованная литература:

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета //Гуманитарные исследования в Интернете - под ред. А.Е. Войскунского - М.: Терра - Можайск. 2000. С. 55-76

  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, № 1, 2010.

  3. Белинская Е.П., Жичкина А. Е. современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2011.

  4. Зудина У. Ф. Виртуализация общества: две среды одного пользователя. // Архитектон: Известия ВУЗов: электронный журнал. 2009.

  5. Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей //Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 9, том 4 . 2004.

Просмотров работы: 937