ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ЭИОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ЭИОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Чуднивец Р.С. 1, Ткач Н.А. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Днепропетровск, Украина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Чуднивец. Р. С., Ткач Н.А.

ГВУЗ «Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры» Днепропетровск, Украина

THE INFLUENCE OF ARCHITECTURAL FORMS ON PCYCHOLOGICAL STATE OF A HUMAN

Chudnivets R. S., Tkach N.A.

Prydniprovs’ka State Academy of Civil Engineering and Architecture

Dnipropetrovsk, Ukraine

Актуальность. Все, что окружает человека, в той или иной степени, влияет на нее. Простые формы, сложные формы, формы с острыми углами или полностью круглые - все это люди воспринимают по-разному, иногда сознательно иногда бессознательно, все это влияет на человеческую жизнедеятельность, эмоции, поведение, мысли, настроение. Иногда пространство вокруг человека может подавлять ее состояние, вызывать дискомфорт или, наоборот, способствовать работоспособности, помочь сконцентрироваться. Человек этого влияния может и не заметить, но все же он есть и он имеет место для исследования и изучения. Все вокруг нас состоит из различных геометрических фигур и они имеют большое влияние на психологию человека, все геометрические формы сопровождают ее всю жизнь, начиная с мелких предметов и элементов, и заканчивая архитектурными сооружениями или большими природными формами. Мы должны знать, каким образом они влияют на человека и как эти знания мы можем использовать в дальнейшей жизни для его улучшения. Создавая определенную среду должны учитывать не только эстетику, но и точно знать как эти формы будут влиять на психологию человека. Ведь всем ясно понятно, что хорошее из вида не всегда комфортное внутри. Это касается и функционального значения этой среды, то есть смысла, который мы вкладываем в него. Также нельзя точно сказать, что та или иная форма влиять на всех людей одинаково, это зависит и от темперамента человека, от характера или рода занятий. Ведь все люди разные, их мысли и впечатления от одного и того же предмета или среды будет разным, то и влияние этого предмета также будет не одинаковым на каждого человека. Мы все хорошо знаем, что человек и его качества формируются и зависят от нескольких факторов. На то, какой характер будет иметь человек в будущем зависит, во-первых, от генов, во-вторых от природной окружающей и искусственно созданного среды, в-третьих от его социальной среды.

Взаимосвязь архитектуры и эмоционального мира человека указывали в области архитектурной семиотики Барабанов А. А., Бурдина Н. А., Пучков М. В., Штейнер Р. и др .; в области теории архитектуры - Арнхейм Р. Дж. А. Саймондс, Забельшанський Г. Б., Лимонад М. и др.

В настоящее время мы видим чаще негативное влияние архитектуры на эмоциональную жизнь человека. Стремление заказчиков архитектурных объектов к упрощению формы, к ее удешевлению как сооружения, приводят к общему упадку архитектуры как духовной среды.

Объект исследования.

Архитектура, как система архитектурно-пространственных форм, оказывающих на человека психическое воздействие.

Предмет исследования.

Принципы, закономерности и особенности проявления влияния геометрии архитектурно пространственных форм на психику человека.

Проблема. Сегодняшний день - это время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер и называются изменением культурных парадигм, приводят к морально эмоциональных перегрузок, которые, в свою очередь, делают разрушительное воздействие на психику, вызывая, с одной стороны, синдром агрессивности, а с другой - синдром безысходности. На сегодняшний день, значительный интерес вызывает проблема роли архитектуры в духовном развитии человечества и его дальнейшую судьбу.

Цель. Выявление закономерностей и особенностей влияния геометрии архитектурно пространственных интерьерных форм на возникновение желаний и побуждений к различным видам деятельности.

Задание.

- Изучить влияние формы на человека с позиций психологических подходов, исследований в области символики форм, культурологии, с позиций теории архитектуры;

- Выявить закономерности и особенности влияния архитектурно пространственных форм на человека;

- Выявить взаимосвязь между геометрическими характеристиками архитектурно пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека.

Основная часть. Влияние определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позже специальными исследованиями было научно установлено, что форма эмоционально воздействует на человека.

Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем малозаметных сигналов. Точно таким же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.

Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придавало объекта восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-либо признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметные форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

Определенное влияние на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвет, выбранный для их, тем больше неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии

Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии.

Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта.

Нехитрые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.

Архитектура, представляя собой всеобъемлющий феномен человеческого бытия, включена во все сферы жизни и может рассматриваться как система постоянного обмена информацией между человеком и созданным ею искусственной средой.

Архитектурное окружение служит частью динамического целого, формирует всю нашу жизнь. Оно влияет на человека в немалой степени и бессознательно, независимо от его желания. Среда, организованное архитектурой, ненавязчиво, но постоянно влияет на эмоции, сознание и поведение человека

Не так давно учеными было доказано, что различные формы вызывают у человека определенные эмоции. Обычные, простые геометрические формы, как овал и квадрат, гораздо быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, чем сложные, неверны. Формы линий влияют на скорость и качество восприятия информации. Горизонтальные и вертикальные линии чаще всего вызывают ассоциации со спокойствием и ясностью, а изогнутые - изяществом и непринужденностью.

Круг. Если - одна из самых распространенных геометрических форм. В круга нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он ассоциируется и с бесконечностью и в то же время с завершенностью.

Эллипс. Своими сторонами эллипс символизирует инволюцию и эволюцию. Немного наклонен эллипс ассоциируется с динамикой, напором, стремлением вперед и инновационностью.

Квадрат. Квадрат - символ упорядочения и комбинации четырех различных элементов, например - времен года. Кроме того квадрат символизирует простоту, но в то же время прочность и стабильность. Данная форма довольно часто используется в логотипах крупных и серьезных организаций.

Треугольник - одна из самых универсальных и распространенных форм. Треугольник, обращенный вершиной вверх, называется солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Равносторонний треугольник - мужской знак, солнечный символ, выражающий стремление, гармонию и власть. Перевернутый треугольник - женский и лунный символы выражает воду, плодовитость и божественную милость. Кроме того, рядовые треугольники образуют так называемую гексаграмму и ассоциируются с синтезом противоположностей.

Прямоугольник всегда был и остается любимым геометрической формой человека. Это форма символизирует надежность и рациональность.

Гексагон - это правильный шестиугольник. Данная геометрическая форма часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д. Кроме того, гексаграмма - символ иудаизма. С точки зрения психологии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой.

М. Черноушек так пишет об актуальности проблемы исследования влияния архитектурно пространственной среды на человека: "В то время как физический, химический и биологический влияние окружающей среды на человека сравнительно хорошо изучен и зафиксирован, о психологическом воздействии среды на ее создателя - человека мы знаем значительно меньше. Однако, психологическое воздействие на человека созданным ею среды является очень значительным. Мы часто его даже не осознаем. ". "В связи с этим", - говорит он - "необходимо более глубокое осмысление собственной реакции и интерпретации своего отношения к среде. Только в этом случае человек может сознательно и ответственно менять эту большую сеть взаимных отношений между ним и средой в свою пользу".

"Нарекания современного человека на эмоциональную бедность окружающей его искусственной среды говорят о том, что люди ждут от архитектуры большего, чем простой утилитарности".

Профессор Т. Н. Корепина пишет о том, что архитектурно пространственная форма должна быть такова, чтобы обеспечивать психологический комфорт для любой деятельности, "смысл процесса должен передаваться организацией внешней формы - в этом заключается образность и информативность среды".

Взаимосвязь архитектуры и эмоционального мира человека неоднократно указывали в области исследования архитектурной семиотики А. А. Барабанов, Ю. С. Янковская, JL Ф. Чертов, Н. В. Пучков, А. А. Сергеев и др .; в области теории архитектуры - К.-Н. Леду, Дж. А. Саймондс, Р. Арнхейм, И. А. Страутманис, Г. Б. Забелиианский, Г. Б. Минервин, Г. А. Раппопорт, Г. Ю. Сомов, А. В. Иконников, Н. И. Смолина, А. В. Бунин, В. И. Иовлев, Т.Н. Корепина, М. Лимонад, А. Цыганов и др.

Но пока осталась в большей степени за кадром тема взаимодействия человека и архитектурной формы, как геометрического объема. Однако, знания о влиянии архитектурной формы, особенно архитектурно пространственной формы, как интерьерного пространства, где современный человек проводит большую часть своего времени, его внутренний мир, его психическое состояние очень важны для создания архитекторами духовной архитектуры, внедрение концепции о проектировании эмоций и переживаний человека.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что именно знакомое привычное архитектурную среду, 90% его информации, как отмечал английский архитектор Питер Смит в своей работе "Динамика урбанизма", осознается нами не полностью, идя в подсознание. "Пространство квартиры, как только в него вселяется семья, начинает влиять на ее членов. Ее мебель и интерьер оказывают на них психологическое воздействие в то время, когда они особенно восприимчивы к этому. После трудового дня, обязательного общения с сослуживцами, уличной толкотни, вернувшись домой, мы расслабляемся, "отключая" ​​психологическая защита "- так пишет известный исследователь психологии стресса Л. А. Китаев - Смык. Здесь он говорит о важности создания комфортности средствами архитектуры. Исследователи в области взаимодействия архитектуры и эмоционального мира человека А. Г. Раппопорт и Г. Ю. Сомов замечают: "Конечно, комфортность - существенная характеристика информационно эмоционального воздействия архитектуры на человека. Однако формирование социальной информации в архитектуру сводится к критерию комфортности. Прежде всего, архитектурную среду - это определенная совокупность условий для деятельности людей. ". Исследователь М. Черноушек замечает: "Окружающая среда включает кроме измеримых физических и химических величин еще и психологическую характеристику, которая выражается в том, какие отзывы, чувства вызывает у нас окружающую среду, ускоряет или подавляет наши действия".

Вывод. Окружающая среда с совокупностью всех составляющих его элементов оказывает сильное влияние не только на жизнедеятельность человека, но и на его психическое состояние. Совершенствуя организацию окружающей городской среды, общество стимулирует развитие личности, а более развита личность улучшает обстановку для своей жизни. Моделирование оптимального городской среды - непростая задача, от правильного решения которой зависит дальнейшее развитие человека и совершенствования его личности. В контексте данной проблемы уместно выражение греческого архитектора К. Доксиадиса: «Серьезной ошибкой является забвение той простой истины, что город должен создаваться для человека. О самой раковину заботятся больше, чем о организм, живущий в ней. И кончится все это тем, что раковина задушит моллюска ».

Сегодня ситуация в области проектирования архитектурных объектов требует средового подхода, ведь человек не воспринимает здания отдельно от окружающего пространства. Для того, чтобы квалифицированно решать нестандартные задачи, необходимо учитывать особенности восприятия человеком среды.

1. Архитектура, сформированная с учетом особенностей человеческого восприятия, лучше выполняет свою социальную функцию.

2. Все средства образной выразительности должны быть в гармоничном соотношении с учетом их влияния на восприятие. Повторяемость и неожиданность в восприятии формы должны быть в соответствующих соотношениях.

3. Только учитывая психологические особенности восприятия, можно предупредить возможные ошибки в построении объемно-пространственных структур и форм.

Необходимо, чтобы архитектурную среду было интересным и информативным для человека. Формирование такой среды - одна из важнейших задач архитектора, поскольку архитектура - это долговечный пласт культуры, и человек находится под влиянием объектов архитектуры в течение всей жизни.

Список литературы.

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. Пер. С англ. В.Н.

Самохина, общ. ред. и в ст. ст. В.П. Шестакова). - Москва, "Прогресс", 1974.

2. Черноушек М. Психология жизненной среды.- М., 1989.

3. Чернышова Э.П. Антропное содержание архитектурного пространства:

философско-эстетический аспект // Архитектура. Строительство. Образование: материалы междунар. науч.-практической. конф / под общ. ред. Пермякова М.Б., Чернышовой Э.П. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. С. 17-25.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М .: Педагогика, 1987. - 344 с.

5. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М .: Стройиздат, 1986. - 288 с

Просмотров работы: 9829