АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Бексендаева Д.С. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы в школе и в обществе значительно утрачены ценности воспитательной системы образования; в том числе существует проблема утраты семейных, духовно-нравственных ценностей и традиций; потери духовно-нравственных ориентиров у обучающихся, снижение уровня общей культуры, ведение нездорового образа жизни, снижение уровня родительской активности в общественном управлении общеобразовательной организацией, а также имеет место несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, органов власти и общественных организаций) в воспитательном пространстве. Данные проблемы требуют усовершенствования системы воспитательной работы в школе, выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодёжи.

На современном этапе развития образования взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально меняются.Наше общество, а вместе с ним и школа, переживают трудный период постижения объективной истины. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи.Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Так, например в МБОУ Свердловская СОШ Тоцкого района Оренбургской области существует программа по развитию воспитательных компонентов образования [1].

Программа мероприятий является системой мероприятий по основным направлениям воспитательной компоненты, на основе которой могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

Главной целью программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Программа осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально - региональных особенностей, достижений современного опыта; учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом; опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультур-ных процессов. Воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям; создаются условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения; сохраняется преемственность в воспитании, заключающаяся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа. Развитие содержания гражданско-правового и патриотического воспитания в основной школе предполагает формирование у подростков ценностного отношения к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки. Актуальной сферой социальных инициатив учащихся основной школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания является реализация социальных проектов в рамках волонтерского движения обучающихся и деятельности молодёжных и детских общественных объединений.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальной работы[1].

Особый акцент при разработке программы сделан на воспитание уважения к культуре и традициям родного края, бережного отношения к национальным ценностям, на осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; на формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; на приобщение к основам мировой культуры.

Основной задачей является организация активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации обучающихся. Родителей необходимо активно привлекать участию в управлении общеобразовательной организацией.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников определяет важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного,творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Научное и методическое сопровождение воспитательной работы является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мероприятия данного направления способствуют развитию и совершенствованию форм и методов воспитания; обобщению результатов учебно-методических разработок; должны включать издание методической литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; мониторинг эффективности реализации программ воспитания по всем уровням образования. Рассмотрим также воспитательную работу классного руководителя начальных классов в МБОУ «Шаховская гимназия» Громовой Елены Евгеньевны. Главная цель - спланировать воспитательный процесс так, чтобы на всем периоде обучения учащихся в начальной школе дети, учителя и родители были членами одного коллектива. Считается, что классного руководителя и родителей должна объединять общая цель - создание комфортных условий для получения знаний и успешного развития и воспитания ребенка [2].

По мнению Громовой Е.Е., работу по установлению сотрудничества между семьей и школойнеобходимо начинать с первого родительского собрания, на котором родители учащихся знакомятся с основными направлениями воспитательного процесса образовательного учреждения:

· духовно-нравственное воспитание;

· гражданско-патриотическое воспитание;

· экологическое воспитание;

· художественно-эстетическое воспитание;

· трудовое воспитание.

На первом собрании с родителями составляется план работы на год по всем направлениям учебно-воспитательного процесса. Родительский коллектив делится по секторам в зависимости от того, в каком секторе каждый из родителей может оказать посильную помощь. По каждому сектору выбирается ответственный, который становится членом родительского комитета класса.

Родители помогают в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это экскурсии, походы, ставшие традиционными ежегодные новогодние конкурсные программы, «Огоньки», посвященные Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, коллективные творческие дела, творческие проекты, встречи с ветеранами войны и труда, людьми разных профессий.

В своей работе Елена Евгеньевна большое внимание уделяет гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В общественном сознании всё более глубокому разрушению подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство. Однако любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой Родине, с изучения родного края.

Одним из интереснейшихмероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, проводившихсся в классе, является коллективное творческое дело «То были годы огневые...», посвященное героическому прошлому прабабушек и прадедушек учащихся.

Неотъемлемой частью работы являются традиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

-родительские собрания;

- индивидуальные консультации педагога;

- посещения на дому.

Цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка.

Знание особенностей семьи позволяет осуществлять индивидуальный подход в руководстве воспитанием младшего школьника. Исходя из учета особенностей семейного воспитания, родителям даются конкретные советы и педагогические рекомендации о режиме дня, об усидчивости, навыках культурного поведения, об успехах и недостатках освоения учебного материала. Индивидуальные консультации помогают устанавливать тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меры воздействия на ребенка.

Литература:

  1. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева,А.И. Подольский, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2010. - 585 с.

  2. Свердловская школа [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://sverdlovskay-school.ru/vospitatelnaya-rabota - Дата обращения 12.01.2016

Просмотров работы: 600