НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к ощущению социальной недостаточности, является полная или частичная потеря слуха. В последние годы в научной литературе большое внимание охватывает тема детской инвалидности, а именно нарушению слуха. Поэтому в настоящее время большой актуальностью пользуется проблема адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха. Адаптивная физическая культура физическая мощный фактор коррекции нарушенных функций и возможного приобретения компенсации, а также средство укрепления здоровья, повышения двигательных возможностей, адаптации. В соответствии со статистикой на сегодняшний день в России 13 млн. людей с нарушением слуха. Усилия специалистов по адаптивной физической культуре и ЛФК, работающих с данным контингентом, главным образом направлены на поиск эффективных форм и методов реабилитации и адаптации глухих и слабослышащих детей.

Цель работы заключается в изучении основных подходов адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить проблему, основные средства и методы адаптивной физической реабилитации при нарушении слуха у детей.

  2. Оценить показатели уровня развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

  3. Разработать и апробировать методику повышения уровня развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Объект исследования: адаптивное физическое воспитание детей с патологией слуха.

Предмет исследования: средства и методы адаптивного физического воспитания детей 7-9 лет с нарушением слуховой чувствительности.

Нарушение слуха — полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Людей с нарушением слуха разделяют на глухих и слабослышащих. Причины данного дефекта бывают врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода) и приобретенные (до трех лет): менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы. Виды врожденной патологии слуха: полная или частичная аклюзия (недоразвитие внутреннего уха); отсутствие барабанной перепонки; атрезия (заращение наружного слухового прохода).

Адаптивной физической культурой принято называть комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к социальной среде , преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни и реализации его в обществе.

Перед началом эксперимента был проведен врачебный контроль. Результаты комплексного обследования служили основой для планирования всей последующей работы с ребенком с нарушением слуха.

Перед началом занятий мы провели антропометрическое исследование, в которое включили измерение роста, массы тела, гибкость, динамометрию. Эти тесты дали нам возможность оценить антропометрические показатели детей инвалидов и подобрать программу, способствующую наиболее быстрому процессу реабилитации и адаптации ребенка имеющего данный дефект.

В индивидуальную программу по адаптивному физическому воспитанию должны быть включены различные виды и формы реабилитационных мероприятий.

Получив результаты врачебного контроля, мы составили по программу адаптивному физическому воспитанию детей, в которую включили занятия ЛФК, занятия по АФК. Одним из основных средств реабилитации детей с нарушением слуха являлось ЛФК. Для коррекции слуха у детей нами применялись упражнения направленные на улучшение восприятия звуков. В комплекс занятия мы включили упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щёк. В разработанную нами программу были включены занятия по АФК, а также мы сделали акцент на обучение игре в настольный теннис. Эта игра способствует развитию координации, ловкости, внимания, мышления и т.д.

Работа осуществлялась по методике коррекции двигательных нарушений слабослышащих детей. Суть методики заключается использование упражнений скоростно-силовой направленности. Эффективность данной методики подтверждается тем что, развитие одной физической способности ведет к положительным изменениям других. Регулярное использование разработанной нами методики создает благоприятные предпосылки, как для коррекции основных физических способностей, так и для повышения уровня развития физических качеств. Для развития физических способностей мы использовали различные виды бега, прыжков, упражнений с мячами. Занятия проводились в игровой и соревновательной формах. Занятия проводятся под музыку или под заданный ритм.

В ходе эксперимента дети были разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную по 9 человек каждая. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике занятий, в которую мы включили ЛФК, занятия по АФК, а контрольная по стандартной программе, существующей в данном учебном учреждении.

Эксперимент проводился с детьми 7-9 лет имеющими нарушение слуха, в течение года. Двигательные способности мы изучили в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются координация, ловкость или их сочетание. Для оценки уровня физической подготовленности детей с нарушением слуха 7-9 лет после эксперимента использовались те же методы, что и в начале исследования. После анализа полученных данных в начале эксперимента, можно сделать вывод, что у занимающихся контрольной и экспериментальной группы, физическая подготовленность находятся на одном уровне. Результаты итогового контроля показали, что внедрение занятий по ЛФК и АФК, в экспериментальную группу, оказало достоверное и качественное воздействие на организм детей. Антропометрические данные до эксперимента: измерение роста стоя в контрольной группе-124 см., после-124 см, в экспериментальной- 126см, после 126,1 см. Измерение массы тела до эксперимента в контрольной группе -29кг после эксперимента 30, в экспериментальной-27 кг, после эксперимента 29кг. Измерение гибкости в контрольной группе дало результаты 14см,после эксперимента-13 см, а в экспериментальной 11см, после эксперимента 13. Динамометрия в контрольной группе 9, после эксперимента 8, а в экспериментальной до экперимента-11, после-13. Показатели координационных способностей в экспериментальной и контрольной групп следующие: средний результат теста «Челночный бег 3 х 10м » в контрольной группе до начала эксперимента составил - 9,3 сек., в конце эксперимента - 9,2 сек. Показатели в экспериментальной группе да эксперимента - 9,3 сек. и 9,1 сек. в конце эксперимента. «Прыжок на максимальное количество градусов» до эксперимента в контрольной группе составил 317,8 град. и 330,6 град. после эксперимента. Что дало разницу между результатами до и после эксперимента в 12,8 град. В экспериментальной группе прирост по этому показателю составил 30,9 град. при результате до эксперимента 320 град. и 350,9 град. после . Таким образом, прирост среднего результата в контрольной группе составил всего лишь 12,8 град., в то время как в экспериментальной группе 30,9 град., что свидетельствует о наиболее эффективной методике занятий в последней группе. При оценке уровня времени простой реакции (тест «ловля линейки») за экспериментальный период в контрольной группе до начала эксперимента результат составил - 24 см и 22, см соответственно после . В экспериментальной группе этот показатель составил 24,5 см до эксперимента и 19,2 см после . Таким образом, прирост среднего результата составил в контрольной группе 2 см, а в экспериментальной - 5,3 см. Такую разницу в результатах мы объясняем тем, что у детей, занимающихся по нашей методике произошел более высокий уровень прироста результатов, чем у детей занимающихся по стандартной методике. Средний показатель результата по методике Е.Я. Бондаревского (тест «Проба Ромберга»), так же показал качественные изменения в экспериментальной группе за период исследования. В экспериментальной группе результат составил до эксперимента - 20,7 с., а после эксперимента - 28,8 с. При показателях в контрольной группе до эксперимента - 20,4 с., а после - 24,6 с. Прирост результата в экспериментальной группе на конец исследования составил - 8,4 с., в то время как в контрольной группе лишь на 3,9 с., что значительно ниже показателей в экспериментальной группе.

1.Анализ научно-методической литературы показал, что дети младшего школьного возраста с нарушением слуха отличаются от своих сверстников. В этом возрасте для детей необходимо проводить комплекс мероприятий направленных на улучшение слуховой чувствительности, а также развивать основные физические качества. Так как, у детей с патологией органа слуха, больше всего страдают координационные способности, то приоритетной задачей адаптивной физической реабилитации становится включение комплекса повышения возможностей слухового анализатора в развитии физических качеств.

2.Исследования слуховой чувствительности и координационных способностей у детей 7-9 лет с патологией органа слуха до и после эксперимента показало достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе прирост показателей оказался не значительным. Улучшение показателей в экспериментальной группе мы связываем с регулярными занятиями по нашей методике.

3.Таким образом, результаты исследования показали, что разработанная экспериментальная методика с применением регулярных занятий ЛФК и АФК, у детей 7-9 лет с нарушением слуха, способствует повышению уровня развития физических способностей и обеспечивает эффективное повышение уровня адаптации детей в общество. Это свидетельствует о том, что данная методика является эффективной.

Просмотров работы: 1873